0
0
Высокобалльников видно сразу! Эксперты раскрыли секрет успешных выпускников и рассказали, какие учителя нужны Ямалу
В ЯНАО назвали среднюю нагрузку на одного учителя в школе
Что мотивирует успешных ямальских учителей на работу? Можно ли сразу же понять, что ученик способен набрать на ЕГЭ 100 баллов? Как нужно воспитывать близнецов, чтобы оба сдали профильную математику на максимум? Какой возраст учителей на Ямале, есть ли нехватка и текучка предметников? Об этом говорили в пресс-центре «Север-Пресса».
Содержание
- 01:13 Про возраст учителей и специфику региона
- 06:25 Про текучку и дефицит кадров
- 12:26 Про проект «Новый учитель Ямала»
- 17:07 Как педагоги достигают успеха?
- 19:22 Видно ли сразу стобалльника?
- 23:25 Как воспитать близнецов-стобалльников
- 25:44 Как приучили учиться?
- 29:13 От пожарного к учителю
- 32:45 Мужчина в школе уже не редкость?
- 40:19 Как пришли в профессию?
- 45:13 Сто баллов дают уверенность!
- 46:13 Как заинтересовать ребенка предметом?
- 55:00 Про взаимоотношения учителей и родителей
- 59:10 Зачем идти работать в школу на Ямале?
Про возраст учителей и специфику региона
Александр Ефимов, заместитель директора Регионального института развития образования:
01:13 Сформировать усредненный портрет очень сложно. Однако мы постарались выделить три–четыре наиболее распространенных портрета, потому что ямальская система образования весьма специфична. Это связано с тем, что у нас трудодефицитный регион и кадровая динамика достаточно высокая. Всего на Ямале в общеобразовательных организациях работает 6470 педагогов, и у нас наблюдается уникальное распределение по возрастам. В частности, для других регионах характерно, что на возраст 52–57 лет приходится наибольшая доля учителей, а потом в обе стороны дуги начинается расхождение: чуть меньше молодых, чуть меньше возрастных педагогов и так постепенно сходит к нулю.
Для Ямала можно отметить две дуги. Есть отдельная — по молодым педагогам, на которых приходится достаточно большая доля. И если говорить о программах по привлечению молодых педагогов, то мы безусловно можем транслировать наш успешный опыт. Далее у нас есть на дуге «холмик» немножко схожий с общероссийским — это возраст в 52 года. А между ними существует болезненный провал — это возрастная категория 31–33 года, где педагогов немного.
Если говорить о профессиографической специфике, то у нас массово у учителей есть высшее педагогическое образование. В регионе нет болезненных точек, связанных с образованием и квалификацией учителей. Достаточно успешно работает система аттестации, педагоги получают первые высшие квалификационные категории. Мы можем говорить, что Ямал один из регионов-лидеров по созданию условий для саморазвития и самореализации педагогов.
Но у нас высокая нагрузка. Мы все время слышим на федеральном уровне, что у нас перегружены учителя, что средняя нагрузка примерно 1,5, даже 1,6 ставки. На Ямале средняя нагрузка составляет 1,66 ставки на педагога, а может достигать и 1,8. Внутри региона эта цифра варьируется. Есть муниципалитеты, в которых она немного выше 1,3, а есть — где уезжает за 1,8, а это более 30 часов учебной нагрузки в неделю! Мы понимаем, что помимо этого на плечи учителя ложится большое количество внеучебной нагрузки, участие в разнообразных конкурсах, проведение конференций.
Суммируя все выше сказанное, можно сложить два ключевых портрета ямальского педагога. Первый — это молодой, заинтересованный педагог, который приехал на Ямал, или у которого семья уже живет в нашем регионе, ему интересно начинать свою карьеру в хороших материальных условиях. Второй портрет — чуть более молодой, чем в среднем по стране, педагог, но с большим стажем и опытом. Он уже самореализовался в профессии, и у него достаточно большая нагрузка. В отличие от молодого коллеги, такой педагог стремится в этой нагрузке выделить ключевые вещи, касающиеся уроков и немножко поджаться во внеучебной деятельности. Молодой педагог, наоборот, готов активно включаться во все проекты. И, наверное, ключевая задача системы образования наладить между ними коммуникацию и трансляцию идей и опыта.
Про текучку и дефицит кадров
Александр Ефимов, заместитель директора Регионального института развития образования:
06:25 С одной стороны, мы можем говорить, что средняя текучка по системе образования относительно безвредная — 12%, иллюстрирующая движение людей в школу и из в школы. Но при этом средняя текучка внутри одной образовательной организации достаточно высокая — 14% в год. Болезненная история для региона — это текучка по отдельным категориям педагогов. Среди молодых педагогов через четыре года работы было 60% текучести. То есть из молодых педагогов, которые пришли работать в школу, в течение четвертого года мы потеряли больше половины. Но эта цифра, к счастью, прошлая. Мы ее увидели, очень болезненно в некотором смысле отрефлексировали, и сейчас новые кадровые проекты и программы во многом ориентированы именно на устранение этой болезненной цифры.
Если говорить о нехватке предметников, то здесь всегда встает серьезный вопрос, как собирать кадровую потребность. Если мы обратимся в образовательную организацию, то скорее всего услышим, что недостает математиков, еще бы неплохо — информатика. А если спросить про ставки, то практически гарантированно скажут, что свободных нет, потому что в начале года тарификация посчитана и штат сформирован, пусть и с учетом серьезного перегруза отдельных педагогов, кстати высокопродуктивных. Есть интересная история: чем более учитель продуктивен и результативен, тем больше его перегружают. А нагрузка — серьезное препятствие для профессионального роста.
Есть еще один запрос, который чаще всего приходит от родителей — глубокие академические знания. Мы понимаем, что их сегодня можно получить и с помощью самообразования, и работая с нейросетями, но в тоже время есть зависимость между академическими результатами детей и педагогов. Очень часто молодой выпускник педагогического вуза получает предметные знания только два или три года своего обучения. Примерно половину этого времени он осваивает методику предмета и столько же получает хорошие, академические знания. В процессе урока ему возможно хочется поделиться своей любовью к сложным вопросам теории фракталов или к философии Фомы Аквинского, но в школе этому в лучшем случае уделено энное количество минут. По умолчанию ни школа, ни сам педагог запроса на такие знания в своей текучке не видят. Но он присутствует на этапе, когда нужно в составе предметной комиссии на государственной итоговой аттестации дать обоснованную оценку ответам учащегося. И здесь мы сталкиваемся с тем, что даже учителей географии и истории с такими академическими знаниями у нас недостаточно, хотя все ставки заняты и школы не декларируют, что вести эти предметы некому.
Про проект «Новый учитель Ямала»
Александр Ефимов, заместитель директора Регионального института развития образования:
12:26 «Новый учитель Ямала» — это проект, которому наш институт уделил много времени и сил, душа большого количества специалистов. Но я позволю себе очень осторожную критику, во многом она касается и меня лично. Этот проект был изначально ориентирован на две, зачастую взаимоисключающие, задачи. С одной стороны, это привлечение молодых педагогов в систему образования автономного округа. Предполагалось, что есть учитель, например, в Омске или Кургане, который ничего не знает о Ямале, и мы ему предлагаем очень привлекательные условия. Прежде всего, это возможность получить единовременную выплату в размере 600 тысяч рублей, реализовать персональный проект и получить на реализацию этой идеи 300 тысяч рублей для школы. Такая модель создает немало историй успеха. Директор Обдорской гимназии в Салехарде Марина Засорина пришла в систему образования по проекту «Новый учитель Ямала». Директор салемальской школы-интерната, награжденный недавно благодарностью Министерства просвещения Российской Федерации, тоже участник этого проекта. Появилась целая плеяда, много интересных и ярких историй.
Но дело в том, что сам проект во многом зависит от руководителя образовательной организации, который самостоятельно ездит, ищет и привозит учителя. Проект служит мотивацией, а не условием приезда педагога на Ямал. Парадокс в том, что задачу привлечения он во многом не решает. Учителя, которые в последние годы получали эти гранты, уже в основном были связаны с Ямалом. Педагог уже трудоустроен в ямальской школе, и в таком случае фактически проект работает как инструмент поддержки молодого учителя и пересекается с другими мерами. В итоге проект не реализует цель, которая изначально задумывалась, немножко размываемся, поэтому и появилось решение его перепроектировать.
Как педагоги достигают успеха?
Лариса Гилёва, учитель географии и биологии школы №3, Салехард:
17:07 Педагог означает рядом идущий, сам учитель без учеников не состоялся бы. Конечно, в моих успехах очень помогли ученики, они проделали колоссальную работу вместе со мной. Готовясь к урокам, прислушиваясь к идеям, отвечая на их вопросы, используя все возможные методы, новые формы и практики, участвуя в олимпиадах различного уровня, ты совершенствуешься сам. Вся эта работа требует собранности, хочется быть в их глазах первым, ведущим за собой. Прислушиваясь к детям, ты выстраиваешь работу так, чтобы на уроке царила комфортная и продуктивная среда.
Видно ли сразу стобалльника?
Ольга Мезина, учитель химии школы №7, Ноябрьск:
19:22 Я бы сказала, что не стобалльников, а высокобалльников видно сразу. Когда работаешь с детьми, сразу определяешь, кто стремится учиться, они выстраивают свой план подготовки, где ты выступаешь не только как учитель, но и проводник — корректируешь, направляешь. К высокому результату идут дети, у которых есть целеустремленность и трудолюбие. А 100 баллов — это совокупность факторов, знаний, удачи, умения собраться, не растеряться, правильно прочитать задания. Я всегда говорю, 99 или 98, даже 95 баллов на экзамене говорит о том, что ребенок — стобалльник, просто какие-то обстоятельства помешали ему получить максимальный результат.
Как воспитать близнецов-стобалльников
Светлана Антипенкова, мама близнецов-стобалльников, Тарко-Сале:
23:25 Наши ребята росли обычными детьми, каких-то высоких целей с начальной школы мы не ставили, просто учились. Были и двойки, и успехи, и неудачи. Мы пытались им объяснить, что будущее в их руках, кем вы видите себя во взрослой жизни — к тому и стремитесь. Они уже с детства понимали, что, если хотят достичь каких-то высоких результатов, им нужно приложить усилия. К ЕГЭ мальчики готовились самостоятельно, находили в интернете онлайн-занятия, занимались довольно продолжительное время и вечерами, и в выходные. Оба поступили, как и хотели, на бюджетное обучение в Уральский федеральный университет имени Бориса Ельцина. Артем — на фундаментальную информатику, Александр — на компьютерные и информационные науки.
Как приучили учиться?
Светлана Антипенкова, мама близнецов-стобалльников, Тарко-Сале:
25:44 Наверное, все идет с самого детства, когда с ребенком занимаешься, детский сад уже что-то закладывает, потом начальная школа. У нас учитель в начальной школе Надежда Николаевна –довольно сильный педагог, она многое вложила в детей. Поначалу мы пытались помогать с уроками, но учитель сказала, не надо пытаться их учить, как учили нас.
Я очень благодарна всему учительскому составу, они на самом деле отдают всю душу, очень много вкладывают в наших детей. Встречаясь с учителями, с директором школы, очень приятно слышать слова благодарности за то, что у нас такие замечательные сыновья. Это наша общая заслуга.
От пожарного к учителю
Александр Нестеренко, учитель географии школы №6, Ноябрьск:
29:13 Я всю жизнь мечтал быть пожарным, но в школе мне нравились два предмета — физическая культура и география. На мой взгляд, у меня были великолепные учителя географии, которые меня влюбили в этот предмет. Поэтому я решил связать свою будущую профессию с педагогической деятельностью.
В первое время в школе было много курьезных историй, часто путали со старшеклассником. Но сейчас у нас хорошие отношения со всеми учениками, начиная с пятого и заканчивая 11 классом. Все ребята относятся с уважением, несмотря на то, что я молодой педагог. Победа в региональном конкурсе «Педагогический дебют» для меня как молодого учителя это ступень профессионального роста, конечно, и коллеги, и ученики поддерживали, радовались и поздравляли.
Мужчина в школе уже не редкость?
Александр Нестеренко, учитель географии школы №6, Ноябрьск:
32:45 Сейчас, мне кажется, концепция меняется. Если раньше на всю школу было двое мужчин — трудовик и физрук, то сейчас их становится больше. К примеру, в нашей школе есть учителя-мужчины по английскому языку, истории, обществознанию, информатике. Я знаю, что в других школах города тоже большое количество мужчин работает. Думаю, если сегодня мужчина изначально выбирает педагогический вуз, то в любом случае думает о том, что в будущем свяжет свою жизнь с этой деятельностью.
Александр Ефимов, заместитель директора Регионального института развития образования:
Мужчины в школе сегодня не редкая птица, сегодня в системе образования региона их 931 человек. Но треть из них физруки, есть, конечно, и трудовики, их значительно меньше — 111 человек. Если говорить о трендах, то конечно, увеличивается число учителей-мужчин по математике. Цифры не большие, к примеру, было 45, а стало 55, но уже есть рост.
Как пришли в профессию?
Ольга Мезина, учитель химии школы №7, Ноябрьск:
40:19 Я мечтала стать врачом, осознанно шла к этой профессии, изучая химию, биологию. Но потом произошел распад Советского Союза. Мы жили в Казахстане, и не было возможности ехать куда-то и поступать платно. Единственный вуз, который был в нашем городе, это педагогический институт, поэтому я поступила на учителя предметов, которые мне очень нравились. Как молодой педагог несколько лет набирала опыт, который помог почувствовать в себе силу учителя, понять, что ты действительно приносишь результат и получаешь удовлетворение от этой работы.
Лариса Гилёва, учитель географии и биологии школы №3, Салехард:
Как бы банально это не звучало я всегда хотела быть учителем географии. У меня были хорошие педагоги, которые заложили базу. Конечно, одолевали сомнения, встречались трудности, но я ни разу не пожалела о сделанном выборе. Работа с детьми — это вызов, это радость, это ответственность. Когда ты видишь, что твои ученики занимают призовые места, подходят и благодарят за интересный урок, мурашки бегут. Ты понимаешь, что это то, чем ты хотел заниматься.
Сто баллов дают уверенность!
Ольга Мезина, учитель химии школы №7, Ноябрьск:
45:13 Мне кажется 100 баллов на ЕГЭ в первую очередь нужны ученику. Это открывает широкий путь в вузы, дает на всю жизнь уверенность в своих силах, в том, что если поставить цель, то ее можно добиться. Это, наверное, самое ценное для ребенка, который получает высокий результат на ЕГЭ.
Как заинтересовать ребенка предметом?
Лариса Гилёва, учитель географии и биологии школы №3, Салехард:
46:13 Нужно придумывать задание, которое им пригодится в жизни. Обычно, когда называем тему урока дети спрашивают, а где им это пригодится. С этого и начинаем. К примеру, приехали вы в Москву, и оказалось, что пришли на концерт на два часа раньше. Почему так произошло? Потом что есть разные часовые пояса, и вы просто забыли перевести свои часы.
Александр Нестеренко, учитель географии школы №6, Ноябрьск:
Я думаю, коллега с мной согласится, что география вообще считается самым универсальным предметом. Ее можно связать с любым школьным предметом, заинтересовать и как-то мотивировать ученика.
Ольга Мезина, учитель химии школы №7, Ноябрьск:
Очень много внимания уделяем значимости знаний. Например, приглашаем выпускников, которые рассказывают о том, на что нужно обратить внимание. Часто ходим на экскурсии, посещаем предприятия, где для работы необходимо знание химии, знакомим с различными профессиями. Если брать учеников 8–9 классов, то они очень внимательно и с интересом наблюдают, как готовятся старшеклассники, как они организуют свое обучение. Отдельное внимание уделяю формированию самостоятельности у ребенка, чтобы он понимал, что уже сделано и где надо поработать.
Про взаимоотношения учителей и родителей
Светлана Антипенкова, мама близнецов-стобалльников, Тарко-Сале:
55:00 Я бы не сказала, что мы были частыми гостями в школе. Старались не пропускать родительские собрания, по возможности участвовали в жизни класса, различных мероприятиях. У нас не было конфликтных ситуаций, к директору ни разу вызывали.
Лариса Гилёва, учитель географии и биологии школы №3, Салехард:
Родители приходят очень часто, посещают уроки, звонят, спрашивают, как можно исправить оценку. Мы всегда идем на контакт, наши двери открыты.
Ольга Мезина, учитель химии школы №7, Ноябрьск:
Наверное, мне везет и с родителями, и с детьми. Как только беру класс, а у нас углубленное изучение химии, прихожу к родителям на собрания, знакомлюсь, говорю о своих требованиях. Возможно поэтому никогда не возникает конфликтных ситуаций.
Александр Нестеренко, учитель географии школы №6, Ноябрьск:
Мне кажется, лучше пусть будут родители, которые пишут, звонят, волнуются, интересуются своим ребенком, нежели те, кто относится безразлично. Ты с ними всегда можешь обсудить успехи или провалы, найти общие пути движения ребенка вперед.
Зачем идти работать в школу на Ямале?
Александр Ефимов, заместитель директора Регионального института развития образования:
59:10 У меня однозначно есть ответ на вопрос, зачем идти работать в школу на Ямале. Будем честны, для молодого специалиста в совершенно разных сферах вход в профессию — это очень болезненная история. И редко, когда работодатель дает такую мощную поддержку, которая существует у нас в автономном округе. Молодой педагог сразу же приходит в мощнейшую систему профессиональной и методической поддержки. С первого года работы у него есть доступ к универсальной библиотеке — вся база данных по подготовке ГИА, материалы курсовых мероприятий и так далее, в его распоряжении. У нас есть педагоги, в том числе по проекту «Новый учитель Ямала», которые в первые годы своей работы отправлялись на зарубежные стажировки. Я бы сказал, что редкий регион может таким похвалиться.
Александр Нестеренко, учитель географии школы №6, Ноябрьск:
Думаю, для себя каждый человек самостоятельно должен определить, хочет ли он связать свою жизнь в дальнейшем с педагогической деятельностью. У меня есть ученица 10 класса, которая собирается поступать в педагогический вуз, мы с ней часто беседуем, взвешиваем все за и против. Выпускник сам должен решиться на такой шаг, а просто пойти и получить диплом, а потом не работать в педагогической сфере — оно того не стоит.
Ольга Мезина, учитель химии школы №7, Ноябрьск:
Когда человек выбирает профессию педагога, он должен ее полюбить. Он должен понимать, что школа — это работа с огромным количеством детей, где нужно найти подход каждому, уважать его, понимать, слышать. Наверное, это и приведет к тому, что ты станешь успешным, будешь приносить пользу детям. Когда ребята, заканчивая школу, поступая в вузы, говорят слова благодарности, забываешь обо всех трудностях. Это самая большая награда для учителя, это дает силы идти в следующий учебный год.
Ранее сообщались, что педагоги из ЯНАО отправились на стажировку в Беларусь.
Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».
0
0
Теги: