0
0
На Ямале определили статус пяти священных мест кочевников
Пять священных для кочевников мест в Тазовском районе прошли историко-культурную экспертизу. Их не стали включать в реестр объектов культурного наследия. Святыни сохранятся, но следить за ними будут сами почитатели, а не государство. О каких местах идет речь — в материале «Север-Пресса».
Акты экспертизы разместили на сайте Службы госохраны объектов культурного наследия ЯНАО. «Включение в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ <...> является необоснованным, так как данный объект не соответствует критериям объекта культурного наследия», — сообщается в документах.
Все места описаны в книге этнографа и художника Леонида Лара. Том вышел в издательстве Российской академии наук (РАН) в 2003 году.
Какие священные места оленеводов оценивали историки в 2025 году
«Священное место Сядэ хэхэ я»
Памятник относится к священным местам рода Ядне. Он расположился недалеко от реки Мессояха, в районе факторий Пески 3-4. На святилище установлены два деревянных идола, закутанные в светлые ткани. Одна фигура — женского типа, ее называют «Хадако». Второй идол — мужской по имени «Вэсоко». Он также укутан в ткани и находится на маленькой нарте в полулежачем виде.
Духам приносят подношения: монеты, кухонную утварь и другие мелкие предметы. Вокруг идолов складывают в кучку оленьи черепа и рога.
«Священное место Тадебя хэхэ я»
В 200 метрах к востоку от реки Тадебеяха, в 20 километрах к западу от озера Парисенто, находится небольшой холм высотой около трех метров. На холме разместилось святилище в виде сложенных оленьих черепов и рогов. Следы жертвоприношений встречаются на значительной площади священного места. По всему периметру можно обнаружить остатки костров, множество разной посуды. Недалеко стоит несколько нарт, одна из которых выглядывает из-под земли.
«Священное место Ты нгэва сяда»
Находится в десяти километрах к западу от реки Тынгэва паюта. Оно представляет холм высотой десять метров, в центре которого находится жертвенник в виде головы оленя. На нем — оленьи черепа и рога. По бокам острова воткнуты священные шесты, на которые посетители привязали множество цветных лоскутков с монетами и металлические предметы. Место посещают оленеводы.
«Священное место Няхар Нгавте»
В пяти километрах к юго-востоку от реки Нарка Ямбандат, на семиметровом холме находится камень, посвященный божеству Нумгымпой. Камни поменьше рядом с ним расположены так, что образуют определенный орнамент.
Возле святилища можно увидеть много черепов и рогов оленя. Место посещают оленеводы, что заметно по подношениям: кухонной утвари, металлическим монетам и другим мелким предметам.
Для чего проводилась экспертиза святилищ в Тазовском районе ЯНАО
В службе охраны объектов культурного наследия ЯНАО «Север-Прессу» сообщили, что необходимость в проведении экспертизы возникла для определения статуса объектов. По российским законам выявленные объекты не могут бессрочно быть без него, поэтому нужно установить, являются они культурным наследием или нет.
Историки и археологи не смогли определить, как давно известно об этих святилищах, кому они принадлежат. Сложности возникли и с установлением ранга священного места, который может быть общенациональным, родовым или семейным. Из-за недостатка базовых данных узнать их культурно-историческую ценность оказалось проблематично, что и помешало включить святилища в список объектов культурного наследия.
Несмотря на это, священные места сохранят в том виде, в котором они существуют. Как и раньше, никто не будет препятствовать посещению. Однако ответственность за их содержание теперь будет лежать на людях, а не на госорганах.
В 2024 году ямальские ученые предложили дать священным местам КМНС, не вошедшим в перечень культурного наследия, статус особо охраняемых природных территорий. Такой подход позволит не нарушить ландшафтное и биологическое разнообразие традиционных святилищ.
Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».
0
0
Теги:
