0
0
В главном музее Ямала воцарился весенний цвет настроения — синий санкт-петербургский кобальт
Эталонный фарфор от старейшего в России фарфорового завода — Императорского, что находится в Санкт-Петербурге, — всегда удачный подарок. А у МВК им. И. С. Шемановского теперь есть целый сервиз «Кобальтовая сетка» — визитная карточка Императорского фарфорового завода. Такой подарок сделан был в субботу, 27 апреля, в день открытия в главном музее округа выставки «Кобальт навсегда».
Почему именно кобальт? Премиальный синий цвет императорского фарфора теперь знают все, да и праздничным цветом Северной столицы России, где расположился завод, считается синий — это цвет воды, неба и куполов Троицкого собора.
255 предметов из своей кобальтовой продукции ИФЗ представил для выставки в ямальском музее. К слову, дружба между МВК и ИФЗ началась еще в 2016 году — тогда старейшая фарфоровая мануфактура в России представила свои предметы для выставки «Розы и морозы» в стенах ямальского музея. 2024 год — юбилейный для ИФЗ, ему исполняется 280 лет. Любимое детище дочери Петра Великого, императрицы Елизаветы Петровны было открыто в 1744 году, и с той поры Елизавета ела и пила только с личного фарфора. От чайных сервизов и огромных ваз до фарфоровых шахмат и часов — и это еще не все, чем может похвастать ИФЗ. В последние годы растет интерес к его продукции у дружественных торговых партнеров России в Азии — Кореи и Китая. Особенный спрос на дореволюционные реплики, а мастера завода искусно воссоздают любую форму и расцветку, в том числе и те, которые были популярны и в царской России.
«Все изделия выставки являются произведениями современных художников ИФЗ, и хранятся на заводе в специальном подразделении, которое называется «Фонд «Наследие», — рассказала на открытии новой выставки в главном музее Ямала руководитель департамента по связям с общественностью Императорского фарфорового завода Дарья Илларионова. — В этот раз мы привезли в Салехард изделия, объединенные тем, что они расписаны краской кобальт. Это уникальная краска, которая может быть и темно-синей, и светлой, и голубой — все эти переходы цвета смогли подчинить себе наши художники, создавая настоящие произведения искусства. Фарфор уникальный материал, у нас есть художники, которые создают даже фарфоровые платья. Кобальт — одна из самых старинных красок, насчитывает много веков истории. Наши фарфористы кобальт очень любят. Мы, с одной стороны, вводим какие-то новые технологии, создаем новые формы и росписи, но при этом сохраняем и старые формы и росписи, делаем реплики музейных экспонатов. Мы одновременно и промышленное предприятие, и культурный центр. Завод уникален тем, что художники входят в наш коллектив, хотя часто подобные производства приглашают художников и работают проектно. Но мы сохраняем коллектив, чтобы поддерживать традиции. Коль скоро человек является художником ИФЗ, он понимает, какая ответственность на него возложена».
По словам Дарьи Илларионовой, художники работают на заводе десятилетиями. Мануфактура до революции имела свою школу, и мастеровые, жившие в Фарфоровой слободе, учились в этой школе. Сейчас учебное заведение трансформировалось в институт наставничества, и когда приходит молодой художник приходит на завод, то поступает в полугодовое обучение, потому что росписи по фарфору в Питере нигде не учат. Тонкости мастерства можно постичь лишь на практике, и они передаются они их уст в уста, так как часто довольно сложно словами описать, как добиться того или иного эффекта, цвета, формы. Проще показать. Аналогов не найти, а все старейшие фарфоровые производства в мире имеют свои рецепты и секреты, стараясь их тщательно сохранять, не доверяя никому.
«В прошлом году наш завод выпустил 1,6 миллиона изделий, 4 тысячи наименований, — отмечает Дарья Илларионова. — То, как ложится кобальт, знают наши сотрудники, но не знают художники, которые решат прийти к нам работать. Если мы что-то выведем из производства, нам будет очень сложно потом восстановить всю технологическую цепочку».
Ранее на конкурс «Душа Севера» прислали костяные произведения искусства из девяти стран. На суд жюри поступило 65 работ от мастеров из России, по три заявки из Индии и Казахстана, по две — из Беларуси, Туркменистана, Монголии, США, Кыргызстана и Китая.
Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».
0
0
Теги: