http://Top.Mail.Ru
В главном музее Ямала воцарился весенний цвет настроения — синий санкт-петербургский кобальт | Север-Пресс

0

0

В главном музее Ямала воцарился весенний цвет настроения — синий санкт-петербургский кобальт

Читать «Север-Пресс» в

Эталонный фарфор от старейшего в России фарфорового завода — Императорского, что находится в Санкт-Петербурге, — всегда удачный подарок. А у МВК им. И. С. Шемановского теперь есть целый сервиз «Кобальтовая сетка» — визитная карточка Императорского фарфорового завода. Такой подарок сделан был в субботу, 27 апреля, в день открытия в главном музее округа выставки «Кобальт навсегда».

Почему именно кобальт? Премиальный синий цвет императорского фарфора теперь знают все, да и праздничным цветом Северной столицы России, где расположился завод, считается синий — это цвет воды, неба и куполов Троицкого собора.

Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»
Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»

255 предметов из своей кобальтовой продукции ИФЗ представил для выставки в ямальском музее. К слову, дружба между МВК и ИФЗ началась еще в 2016 году — тогда старейшая фарфоровая мануфактура в России представила свои предметы для выставки «Розы и морозы» в стенах ямальского музея. 2024 год — юбилейный для ИФЗ, ему исполняется 280 лет. Любимое детище дочери Петра Великого, императрицы Елизаветы Петровны было открыто в 1744 году, и с той поры Елизавета ела и пила только с личного фарфора. От чайных сервизов и огромных ваз до фарфоровых шахмат и часов — и это еще не все, чем может похвастать ИФЗ. В последние годы растет интерес к его продукции у дружественных торговых партнеров России в Азии — Кореи и Китая. Особенный спрос на дореволюционные реплики, а мастера завода искусно воссоздают любую форму и расцветку, в том числе и те, которые были популярны и в царской России.

Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»
Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»

«Все изделия выставки являются произведениями современных художников ИФЗ, и хранятся на заводе в специальном подразделении, которое называется «Фонд «Наследие», — рассказала на открытии новой выставки в главном музее Ямала руководитель департамента по связям с общественностью Императорского фарфорового завода Дарья Илларионова. — В этот раз мы привезли в Салехард изделия, объединенные тем, что они расписаны краской кобальт. Это уникальная краска, которая может быть и темно-синей, и светлой, и голубой — все эти переходы цвета смогли подчинить себе наши художники, создавая настоящие произведения искусства. Фарфор уникальный материал, у нас есть художники, которые создают даже фарфоровые платья. Кобальт — одна из самых старинных красок, насчитывает много веков истории. Наши фарфористы кобальт очень любят. Мы, с одной стороны, вводим какие-то новые технологии, создаем новые формы и росписи, но при этом сохраняем и старые формы и росписи, делаем реплики музейных экспонатов. Мы одновременно и промышленное предприятие, и культурный центр. Завод уникален тем, что художники входят в наш коллектив, хотя часто подобные производства приглашают художников и работают проектно. Но мы сохраняем коллектив, чтобы поддерживать традиции. Коль скоро человек является художником ИФЗ, он понимает, какая ответственность на него возложена».

Дарья Илларионова. Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»
Дарья Илларионова. Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»

По словам Дарьи Илларионовой, художники работают на заводе десятилетиями. Мануфактура до революции имела свою школу, и мастеровые, жившие в Фарфоровой слободе, учились в этой школе. Сейчас учебное заведение трансформировалось в институт наставничества, и когда приходит молодой художник приходит на завод, то поступает в полугодовое обучение, потому что росписи по фарфору в Питере нигде не учат. Тонкости мастерства можно постичь лишь на практике, и они передаются они их уст в уста, так как часто довольно сложно словами описать, как добиться того или иного эффекта, цвета, формы. Проще показать. Аналогов не найти, а все старейшие фарфоровые производства в мире имеют свои рецепты и секреты, стараясь их тщательно сохранять, не доверяя никому.

«В прошлом году наш завод выпустил 1,6 миллиона изделий, 4 тысячи наименований, — отмечает Дарья Илларионова. — То, как ложится кобальт, знают наши сотрудники, но не знают художники, которые решат прийти к нам работать. Если мы что-то выведем из производства, нам будет очень сложно потом восстановить всю технологическую цепочку».

Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»
Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»

Ранее на конкурс «Душа Севера» прислали костяные произведения искусства из девяти стран. На суд жюри поступило 65 работ от мастеров из России, по три заявки из Индии и Казахстана, по две — из Беларуси, Туркменистана, Монголии, США, Кыргызстана и Китая.

Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».

0

0