0
0
Яичница или ИИшница: чем обернется новый подход к домашним заданиям
Родителям сложно контролировать использование ИИ детьми. И списывали школьники всегда — когда-то у отличников, позже искали правильные ответы в интернете, сейчас — у ИИ. Чем хороша и вредна нейросеть в образовании, «Север-Пресс» узнал у экспертов из разных сфер, которые занимаются изучением этого вопроса.
Плюсы ИИ для домашки
При желании ребенок всегда найдет способ упростить решение домашних заданий, считает основатель семейного психологического центра Ольга Иванова.
«Я в принципе против, чтобы домашку дети делали с родителями: лучше, чтобы дети выполняли ее сами. Родители нервничают, срываются, каждый вечер — эмоциональные страсти. Поэтому появление ИИ как помощника для домашней работы, на мой взгляд, положительно. Хотя есть и риск, если родители будут каждый раз отправлять искать ответы у ИИ и самоустраняться от помощи ребенку», — прокомментировала семейный психолог.
ИИ дает возможность персонализированного обучения, адаптирует задания под темп и уровень знаний ребенка. Здесь есть мгновенная обратная связь: системы ИИ могут давать быстрые ответы и подсказки, ускоряя процесс обучения, объяснил доцент Финансового университета при правительстве РФ Петр Щербаченко.
Чем хороша нейросеть для школьников
- Экономия времени. Нейросеть помогает автоматизировать рутинные задачи, высвобождая время для более глубокого изучения материала или других занятий.
- Креативная поддержка. Нейросети могут генерировать идеи и помогать в структурировании материалов.
- ИИ способен снизить напряжение в семьях, где домашняя работа превращалась в поле битвы: вместо криков и слез появляется «третья сторона», с которой можно спокойно разобрать задачу.
«По сравнению с готовыми домашними заданиями ИИ гибче: он не дает готовый ответ, а может «учить рядом», объяснять шаги, разбирать ошибки, моделировать разные стили преподавания. Это делает его полезным тьютором. Но если родитель превращает ИИ в замену совместной учебной активности, то теряется важный слой эмоциональной связи. Исследования показывают, что регулярная кооперация в учебных задачах укрепляет привязанность и снижает конфликтность в пубертате», — подчеркнул психолог Родион Чепалов.
Минусы ИИ для уроков
- Дети могут стать слишком зависимыми от технологий для решения проблем, что подавляет самостоятельность, а также снижает уровень критического мышления.
- Использование готовых ответов, сгенерированных ИИ, мешает развитию аналитических навыков. Может привести к потере умения считать, писать и мыслить самостоятельно.
- Иллюзия знаний. Пропускается этап борьбы и поиска, мозг не тренируется.
Плагиат и списывание — это главные академические проблемы, связанные с ИИ, подрывающие образовательный процесс. ИИ опасен подменой живого взаимодействия с родителями и учителями, что может негативно сказаться на социальных навыках и эмоциональном благополучии.
Петр Щербаченко
доцент Финансового университета при правительстве РФ
Золотая середина в использовании искусственного интеллекта в учебе детей
Задача взрослых — стать навигаторами в маршруте взаимодействия детей с ИИ. Следует учить детей работать с четкими правилами, чтобы не зависеть от него.
«При грамотном подходе ИИ развивает исследовательский интерес («А что, если спросить иначе?»), а не просто гасит желание учиться, как списывание из ГДЗ. Для родителя ИИ прозрачнее: можно увидеть не просто ответ, а цепочку объяснений и обсудить ее с ребенком. Это повод для содержательного разговора: «А как тебе это объяснил ИИ? Давай разберемся вместе», — сообщила основатель образовательных центров Елена Иванова.
Эксперты утверждают, что к вопросу применения ИИ не нужно подходить категорично. Однозначного запрета или безоговорочного разрешения здесь быть не может. «Вопрос в том, как использовать ИИ. Если рассматривать его как «умную кальку» для списывания — это путь в никуда. Если же как интеллектуального ассистента и мощный образовательный инструмент — это открывает новые горизонты. Следующее поколение важно научить жить в симбиозе с ИИ, сохраняя любознательность, критический ум, креативность и способность к глубоким человеческим связям», — резюмировала Елена Иванова.
Школа будущего с ИИ
Сейчас нейросети используют не только обучающиеся, но и педагоги. Учитель математики, преподаватель кафедры высшей математики в РЭУ имени Г. В. Плеханова Алексей Мирошин заметил, что с ИИ педагоги учатся генерировать тексты, тесты, презентации, делая уроки более интересными (в соответствии с ФГОС и используя индивидуальный подход). Дети становятся грамотнее, когда необходимо правильно задать промпт, закрепить материал, сгенерировать картинку или видео, творчески подойти к выполнению заданий.
В онлайн-школах ИИ используется как для формирования заданий ученикам, так и для их проверки. Это помогает сэкономить время, сделав процесс обучения более интерактивным.
Способна ли нейросеть заменить учителя
Нет, потому как важные функция образования — обучение, воспитание – не реализуются через ИИ. Если даже контроль над выполнением заданий будет осуществлять ИИ, это не будет иметь такого воздействия, как если бы этот контроль осуществлял учитель. Персонализация коммуникации с педагогом — важная эмоциональная составляющая образования, только в живом диалоге возможна реализация всех функций образования», — убежден старший преподаватель кафедры маркетинга Государственного университета управления, кафедры социологии МПГУ.
На Ямале внедрили искусственный интеллект, который выявляет эффективные педагогические практики. «Ассистент преподавателя» протестировал педагогов, после чего они отметили, что применение ИИ способствует созданию комфортного эмоционального фона.
Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».
0
0
Теги:
