http://Top.Mail.Ru
Щиты Потапова: что такое и как спасают от снега | Север-Пресс

0

0

Как изобретение Деда Снегодуя спасало зимние дороги от метровых заносов

Читать «Север-Пресс» в

Изобретение советского инженера Михаила Потапова заставило ветер работать снегоуборщиком. «Север-Пресс» раскрывает секрет простого и гениального «забора» Деда Снегодуя, как метко называли Потапова северяне.

Что такое щиты Потапова

Остатки деревянных конструкций, похожих на заборы, до сих пор можно увидеть по обеим сторонам дороги Алыкель — Норильск. На самом деле это уникальные инженерные сооружения, которые называют щитами Потапова. Их придумал заключенный Норильского исправительно-трудового лагеря, инженер-путеец и рационализатор Михаил Георгиевич Потапов.

Норильск давно входит в топ-5 самых ветреных городов мира, его даже называют городом тысячи ветров. Метели наносят на дороги и здания метровые сугробы. Здесь бывает и черная пурга, при которой скорость ветра превышает сорок метров в секунду.

В ХХ веке больше всего снегозаносы вредили железной дороге: составы сходили с рельсов, погибали машинисты, грузы не доставлялись вовремя.

Фото: o.hudzeliak/Shutterstock/Fotodom
Фото: o.hudzeliak/Shutterstock/Fotodom

Расчистку снега в 30-е годы вели вручную силами заключенных Норильлага. В 1937 году была создана служба для борьбы со снежной стихией.

Заключенный лагеря, инженер-путеец Михаил Потапов придумал, рассчитал и предложил оригинальный способ борьбы с многометровыми сугробами — специальные щиты, благодаря которым ветер из врага превращался в помощника: сильный поток воздуха за счет особой конструкции заграждения сдувал снег с поверхности земли. Щит блестяще показал себя в первую же пургу — на экспериментальном участке снег выдуло полностью. С 1943 года группа Потапова основала опытно-исследовательскую станцию и испытала главные изобретения по усовершенствованию методов борьбы со снегом.

Зимой 1944–1945 годов деревянные щиты Потапова впервые применили на узкоколейной железной дороге между станцией Надежда и шахтой «Западная». В 1950 году Михаил Потапов получил авторское свидетельство на снегозащитные сооружения собственной конструкции.

Как щиты Деда Снегодуя защищают от снега

Группа Потапова исследовала дороги, направления ветра и пути снежных потоков, изучала наиболее эффективные конструкции щитов, напоминающих заборы деревянных сооружений, конструктивные элементы которых ставились под определенным углом. Принцип их работы прост: ветер после столкновения с преградой направлялся к земле, соединялся с воздушными потоками и с большой скоростью врывался на участок железной дороги. В результате весь снег выдувался за пределы насыпи.

Исследователя Михаила Потапова в Норильске стали называть Дедом Снегодуем. В народе даже ходила такая шутка: «Снегодуя встретил — быть пурге!»

Опытно-исследовательская станция разработала несколько типов защитных установок:

снегопередувающие щиты, увеличивающие скорость потока воздуха, в результате чего снег не задерживается;

снегозадерживающие щиты, ограждающие от насыпания снега;

направляющие щиты, использующие для борьбы со снегом направление ветра.

После успешных испытаний щиты Потапова начали устанавливать на всех сложных участках Норильской железной дороги.

Судьба гениального изобретения в наши дни

В настоящее время оригинальные щиты Потапова можно увидеть на разных участках дорог в Норильске. Однако большинство из них пришло в негодность. Сооружения не были включены в стандарты и нормативы, фактически оказавшись бесхозными.

Фото: wTricky_Shark/Shutterstock/Fotodom
Фото: wTricky_Shark/Shutterstock/Fotodom

Ученые и инженеры работают над усовершенствованием идеи щитов Потапова, так как в регионе изменилась роза ветров, появились современные технологии и материалы.

В 2021 году научные сотрудники Сибирского федерального университета во время первого этапа проекта «Дорога ветров» изучили трассу Норильск — Алыкель, определили пять участков с наибольшей снегозаносимостью и получили математическую и физическую модели самых опасных мест.

Норильску предложено несколько вариантов борьбы со снежными заносами при участии институтов и корпорации «Росатом». Есть три основных варианта: классические щиты Потапова, снегопереносящие щиты по японскому образцу и крытые конструкции по типу тоннелей.

В ЯНАО вдоль ключевых трасс для защиты от снежных заносов и бокового ветра высадили деревья. Эколого-транспортный проект стартовал в 2023 году.

Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».

0

0