0
0
Отчаявшиеся жертвы травли сверстников: как не допустить повторения ЧП в Новом Уренгое
Два случая подряд в образовательных учреждениях Нового Уренгоя заставили всех причастных обратиться к теме буллинга. Юные жертвы травли в газовой столице ЯНАО выбрали для себя крайний вариант защиты: нож и пистолет. В результате пострадали люди и школьное имущество. Как в идеале все должно работать, чтобы в зародыше нейтрализовать конфликт жертвы и агрессора, «Север-Прессу» рассказала дипломированный психолог Анастасия Валуева.
Ненаучный закон парных случаев в Новом Уренгое
Сначала в газовой столице Ямала ученик пронес в школу нож и пытался ранить буллившую его одноклассницу и охранника. На следующий день в колледже парень принес травматический пистолет и выстрелил в интерактивную доску. В настоящее время во всех образовательных учреждениях ЯНАО проводят профилактические встречи с детьми и родителями.
Случившееся можно отнести к ненаучному закону парных случаев, когда экстремальные происшествия повторяются через короткое время. Главное сейчас — навсегда избежать опасных повторений.
«Если дети подвержены буллингу и травле, то нужно обратить внимание на них не как на агрессоров, а как на тех, кто защищается. У них есть несколько постулатов, которыми они руководствуются», — рассказала «Севере-Прессу» психолог Анастасия Валуева.
Какими постулатами руководствуются жертвы буллинга
Мир несправедлив и взрослые не помогут
Когда жертва долго терпит издевательства, то понимает, что защищаться придется только самой. Агрессор остается безнаказанным, а жалобы либо игнорируются, либо приводят к еще большей травле.
Боль требует ответа
Агрессия в ответ на боль не просто месть, а крик о помощи, доведенный до крайности. Поначалу ребенок может пытаться решить проблему мирным путем. Если конфликтная ситуация не решается, то отрицательные эмоции жертвы не находят выхода (разрядки) и накапливаются. Когда они доходят до критической массы, то ярость и отчаяние перерастают в нападение.
«Жертва буллинга живет в постоянном унижении. Когда терпение лопается, то агрессия становится способом вернуть себе силу и уважение. Важно знать, что травма рождает травмирующих. Конечно, не все жертвы буллинга становятся агрессорами, но есть высокая степень риска, что в дальнейшем они могут перенести агрессию на других. В худшем случае стать убийцами, насильниками, домашними тиранами. Даже если ребенку удалось подавить эмоции, то во взрослом возрасте это может проявиться в саморазрушительном и асоциальном поведении», — пояснила психолог.
Как выбраться из треугольника Карпмана
Говоря о буллинге, психологи обращаются к треугольнику Карпмана. Это психологическая модель взаимодействия людей, в которой есть три роли: жертва, спасатель и агрессор. Такой концепт сформулировал психотерапевт Стивен Карпман в 1968 году.
Жертва в треугольнике Карпмана избегает ответственности за свою жизнь. Постоянно находится в поиске тех, кто угадает и удовлетворит ее потребности. Часто обижается, ищет виноватых и сама нередко испытывает чувство вины.
Агрессор имеет жгучую потребность во власти. Контроль, приказы, унижение, оскорбления — любимое оружие агрессора. Он охотится за жертвой и «разводит» ее на страх. Это не только способ давления и манипуляций, но и шанс найти и привязать к себе жертву.
Спасатель жаждет признания и власти. Ему проще всего получить желаемое через спасение того, кто слабее, глупее, беднее. Как правило, спасатель делает это без запроса, просто потому, что он лучше знает.
Участников треугольника Карпмана может быть больше трех (четыре, пять и т.д) или даже меньше. Иногда действие разворачивается в голове у одного человека в виде внутреннего конфликта.
Как в идеале должна работать система профилактики буллинга
«Синяки, порванные и испорченные вещи, нежелание идти в школу, замкнутость, эмоциональные срывы. Все это может свидетельствовать о неблагоприятной ситуации», — отмечает психолог.
1. Ранее выявление проблемы:
– регулярный мониторинг психологического климата в классах и образовательных учреждениях;
– ведение анонимных опросов и бесед.
2. Постоянное взаимодействие всех участников системы образования и воспитания: педагогов, преподавателей, воспитателей, социальных педагогов, психологов и т.д.
«Психологи в школах должны быть доступными, система психологической поддержки не должна быть для галочки. Дети не идут к психологам потому, что не верят в такую помощь. Действительно, с этим у нас большой провал в образовательной системе», — рассказала эксперт-психолог.
3. Индивидуальная работа с детьми, состоящими на учете.
4. Работа с родителями.
«Часто причины агрессии - в семье. Если не менять ничего, то ребенок продолжит травлю. Также нужно работать с родителями жертвы. Здесь работает психологический закон лояльности системе. Дети считывают свое поведение с поведения родителей», — сообщила эксперт.
5. Санкции для агрессора. Определения такого правонарушения, как буллинг, законодательство РФ не содержит, но действия, составляющие объективную сторону травли, можно квалифицировать по нескольким статьям КоАП РФ и УК РФ. Например, агрессора можно привлечь за хулиганство, насилие или угрозу насилием.
6. Перевод жертв в безопасную среду. «В Америке действует система защиты свидетелей. В реалиях российского образования не знаю, насколько эффективно можно защитить жертв буллинга, но если такое станет возможно, то будет неплохо», — отметила эксперт.
7. Эффективность охраны и контроля на входе в образовательные учреждения. «Системные проблемы всем известны и о них не говорят публично. Например, для охраны нужны не просто люди в форме, а подготовленные специалисты. Учителя и педагоги перегружены, им некогда вникать в школьные конфликты», — отметила Анастасия Валуева.
8. Система тревожный кнопок и быстрого оповещения полиции.
9. Альтернативные пути решения конфликтов:
– медиация. Существование органов медиации закреплено законом № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Создание в школе службы медиации регламентируется также письмом Минобразования и науки РФ «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации»;
– школьная служба примирения — форма социально-психологической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений обучающихся.
Что должно прозвучать на профилактических встречах
«Нужна не профилактика страхом, мол, не бери нож, а то сядешь. Запугивание не работает. Нужно создание системы, в которой жертва буллинга не доведет себя до отчаяния», — резюмирует эксперт-психолог.
Эксперт предлагает говорить с детьми конструктивно, необходимо донести до них конкретные способы получения помощи. Это может быть обращение на телефон доверия или в чат психологов. Должна быть пошаговая инструкция, что делать жертве.
«Ребенок обращается к крайней мере реагирования, когда из жертвы превращается в агрессора. Надо донести до человека, что месть — это не выход, и молчать о травле нельзя. Обязательно нужно выяснить мотивы поведения самого ребенка и разобраться с семейным устройством. Часто родители сами травят и буллят своих детей, поэтому необходимо работать и со взрослым населением», — считает Анастасия Валуева.
В Новом Уренгое займутся профилактикой буллинга и жестокого обращения с детьми. Там снимут серию тематических рекламных роликов.
Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».
0
0
Теги: