0
0
Почему дети поджигают вертолеты и свою жизнь: психолог рассказала, как спасти молодые умы
Психолог Елена Прошак верит в исправление детей, устроивших поджог вертолетов
История с поджогом вертолета детьми в Ноябрьске всколыхнула родительскую общественность. Пока в соцсетях люди рассуждали о временах и нравах, правоохранительные органы начали расследование инцидента. Однако тема не затихла. В Омске произошла похожая трагедия. Дети снова спалили воздушное судно. В СМИ подростков прозвали последователями ямальцев. Что же происходит с юными умами? Есть ли у малолетних преступников шанс на исправление? «Север-Пресс» приводит мнение кризисного психолога, куратора волонтеров-психологов ЯНАО Елены Прошак.
Будет второй шанс или пожизненный буллинг?
— Шансы на исправление есть всегда, потому что у меня лично — позиция веры в ребенка, и очень важны те коммуникации, которые есть в семье. Родители сами подвержены влиянию внешних социальных оценок, в таком случае есть риск семейного буллинга: «А ты не выучил уроки, меня наругали, мне было стыдно, а ты это совершил». Это реакция взрослых, и ребенок здесь оказывается вне безопасности, а ведь это — базовая потребность, она не удовлетворена, происходит провал очень серьезный. Даже взрослые люди порой не знают, как им быть с их ошибками, а у ребят, особенно подростков, идет все, как в мультике.
Очень явно это показано, когда у подростков — внутренняя турбулентность, когда их расшатывает, и они не понимают, что такое хорошо и что такое плохо. Если в семьях вообще не определены ценностные ориентиры, то все еще хуже. Я спрашивала у детей: «Ну хорошо, выдадут тебе 5—10 миллионов. Что ты будешь делать с этими деньгами? Ладно, если ты поймешь, что это подстава». В ответ слышу: «Вот если кто-то знакомый это бы мне предложил». Я говорю: «Знакомый тебе предложил при своем интересе, но к нему тоже пришла информация, возможно, незаконным путем». То есть возникает информационная просадка, а мы же воспринимаем все о значимых близких как правду.
И все здесь попадают в ловушку: взрослые, когда становятся жертвами мошенников. Что говорить о детях, у которых не сформированы высшие психические функции, их реакции порой непредсказуемы? Они даже не могут оценить, что чувствуют, они не могут это оформить в качестве какой-то эмоции словами, поэтому здесь важна внутрисемейная коммуникация, как барьер и защита.
Недавно вышел фильм «Последнее испытание» с Андреем Мерзликиным, там мальчика за проступок одна учительница отстаивала и говорила: «Дайте ему шанс», а другая настояла, чтобы его посадили в тюрьму. В итоге он пришел к террористам и думал, что у него не было шанса исправиться. Фактически, он стал уже таким основательным преступником. Здесь всегда вопрос: почему это произошло? Как у Герцена и Чернышевского: что делать и кто виноват? Иногда мы понимаем, кто виноват. А вот что же с этим делать, не всегда ясно.
Безопасное детство и страхи
Если ребенку небезопасно дома, его обвиняют из-за собственных страхов и убеждений, низкого культурного уровня и так далее, то он как раз попадает в эти сети. В информационном поле его ловят на том, что там он будет уверенным: «А сделай, это же круто. Ты же можешь. Вот и плюс деньги».
Конечно, конечно. У медиаторов, коим я являюсь, в том числе у переговорщиков, есть такое понимание, что «просто деньги — никогда неинтересно». За этим всегда есть скрытая история, конфиденциальная информация, за которой спрятано что-то тонкое. К сожалению, если это не вскрыть, как гнойник, который где-то очень глубоко, то потом происходит трансформация психики, что будет неизбежно.
Нужна не просто работа с психологом, а наверное, с наставником, с духовными практиками. Здесь надо изучать вопрос смыслов, понимать и управлять своими эмоциями, принимать их, это тоже очень важно.
Детские и взрослые травмы
— И как быть родителям, чтобы не травмироваться и ребенка не травмировать? А вот здесь нужно честное признание, что был допущен серьезный провал. Поиск виноватых не принесет никакого результата.
Начинать надо с точки, что я могу сделать, как взрослый, что у ребенка спросить, что он хотел бы сделать в этой ситуации, как он видит развитие событий? Это все устанавливает доверительные отношения.
Отсутствие доверия формирует ложь. Человек начинает врать не только другим, но и сам себе, потому что его психика, как защита срабатывает, ему так проще жить, он начинает в это верить. Если это вскрыть, это очень больно. А что с этой болью делать, порой даже взрослые не знают.
Волшебные слова, воспитание и любовь к детям
— Здесь уместна цитата из произведения Антуана де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь». Поэтому истинные причины — всегда где-то там, глубоко. А дети, особенно подростки, которые еще не взрослые, но уже и не дети, они, как говорил маленький принц: «Цветы слабые. И простодушные. И они стараются придать себе храбрости. Они думают: если у них шипы, их все боятся…».
Далее я вспоминаю слова, а можно сказать, заповеди воспитания, Шалвы Амонашвилли (педагог): «Дети от рождения несут в себе добрые намерения. Ребенок не зол, но он очень быстро может усвоить дурные привычки». «Любовь близких не должна подавлять ребенка, важно создавать условия для развития духовных сил и способностей. Важно разумно сочетать нежность любви с суровостью долга».
«Бережное воспитание открывает возможности образованию. Воспитание будет полным, если в своей основе будет содержать величие и привлекательность духовного и нравственного. Говорите с детьми о духовном». «Каждый ребенок имеет свой характер. Важно разглядеть это вовремя, возможно, за отдельными чертами характера скрывается дарование. Упущенные возможности трудно восполнить в более старшем возрасте». «Все дети нуждаются в материнской любви и ласке. Любовь и забота близких подготовят ребенка ко многим сложностям современной жизни. Обстановка в доме также накладывает печать на всю жизнь».
«Ребенок может все! Для этого важно не запрещать ему что-то делать, а перевести его внимание на более привлекательное и полезное». «Следует всеми силами искоренять жестокость и грубость. Дети не жестоки, пока они не столкнутся с первой жестокостью по отношению к себе». «Научите детей быть внимательными. Без внимательности, наблюдательности трудно учиться, узнавать новое, открывать законы, воспринимать мир во всей его красоте». «Основную информацию ребенок получает до пяти лет. После семи лет уже многое потеряно. Важно ребенку показать беспредельность и безграничность окружающего его мира». «В воспитании детей недопустимы ложь, грубость и насмешка». «Привлекайте ребенка ко всем своим делам, посильным для него. Дети любят работать, как взрослые».
В Сети появилось видео, как два школьника из Ноябрьска поджигают вертолет в местном аэропорту. Ущерб от поджога составил, предположительно, 300 миллионов рублей.
Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».
0
0
Теги: