0
0
Подорожники-кенотафы: зачем ставят «пустые могилы» на трассах ЯНАО
Всемирный день памяти жертв ДТП отмечается ежегодно в третье воскресенье ноября. На месте страшных аварий порою оставляют венки, цветы и обелиски. Кенотафы — знак памяти и скорби, однако они могут мешать дорожному движению. Зачем их устанавливают и насколько это законно — в материале «Север-Пресса».
Что такое кенотаф и откуда родом
Кенотаф в переводе с греческого означает «пустая могила». Россияне, путешествующие по Греции, часто видят придорожные постройки в виде маленьких церквей с лампадками, цветами и иконами. Есть сооружения попроще — ящики-домики из стекла и дерева с похоронными атрибутами.
Обычай устанавливать кенотафы сохранился со времен Древней Греции. Считалось, что умершие, не получившие достойного погребения и поминальных ритуалов, не могут найти покой после смерти. Чтобы духи не маялись и не вредили живым, устанавливались символические «пустые могилы».
Чаще всего кенотафы строили, когда невозможно было похоронить реальные останки: человек погиб далеко в сражении, стихийном бедствии, утонул, давно пропал без вести, кремирован. Сооружение ставили на родине умершего, если его похоронили на чужбине, или на месте бывшего захоронения, когда останки доставляли в другое место.
Для чего ставят современные кенотафы: позиция церкви
Древние архаичные традиции дожили до XXI века. Правда, мало кто отдает этому отчет, когда устанавливает придорожный кенотаф в виде похоронного венка, букета из четного числа искусственных цветов, креста или другого памятного знака на месте смертельной аварии. Такие сооружения могут напоминать причудливое капище-самоделку из автомобильных шин, искореженных бамперов и автозапчастей с иконами.
У живых отношение к придорожным «пустым могилам» разное. Кого-то такие знаки смерти заставляют сбрасывать скорость, кто-то жалуется на стихийные кладбища и сносит кенотафы, чтобы они не пугали и не отвлекали от дороги.
Церковь тоже не может прийти к единому мнению, как относиться к древним обычаям поминовения усопших. «Всевозможные мемориальные знаки о людях, в том числе погибших в результате ДТП, дают возможность живым помнить об ушедших в мир иной. Кенотафы распространены в Греции. Любой человек может поставить здесь свечу, помолиться за усопшего. В Салехарде на въезде стоят поклонные кресты. Подобные христианские знаки, в частности поминальные кресты, ставят не только в месте погребения человека. Иногда поминальный крест воздвигают на месте гибели. В современном мире все чаще можно встретить такой крест там, где произошли террористический акт, авто- или авиакатастрофа», — сообщили в пресс-службе Салехардской епархии.
Похороны на «ничейной» земле: венки вне закона
Обочина пригородной трассы часто воспринимается как «ничейная» земля. Венки и обелиски стоят там годами.
В прямом смысле кенотафы юридически не запрещены. По федеральному закону ФЗ-257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», возле проезжей части нельзя размещать какие-либо объекты, кроме предназначенных для обслуживания автодороги. Это касается полосы отвода дорог и придорожной.
Если кенотаф создает угрозу безопасности дорожного движения, можно нарваться на штраф. Санкции грозят, если памятник установлен без ведома собственников земли или нарушает экологические требования.
Неоднократно «могилы-пустышки» на дорогах пытались убрать законодательно. В 2013 году законопроект, запрещающий увековечивать память погибших в ДТП на придорожных полосах, поступил на рассмотрение Госдумы от Еврейской автономной области.
Аналогичные документы предлагались на рассмотрение Госдумы в 2014 и 2015 годах. Инициативы отклонены, до сих пор кенотафы вне правового поля. Получается, что прямо не запрещено, то фактически разрешено.
Сколько на Ямале кенотафов
Погребальные цветы и венки на дорогах создают альтернативную карту Ямала. По их наличию можно изучать статистику смертельных ДТП.
В августе 2022 года в районе дома 58 на улице Маяковского в Салехарде иномарка насмерть сбила юного мотоциклиста. С тех пор на ближайшем столбе — траурная табличка и цветы.
В октябре 2023 года на пешеходном переходе в Салехарде насмерть сбили шестиклассницу. Трагедия случилась на нерегулируемом перекрестке улиц Свердлова и Красный Октябрь. Медики до последнего боролись за жизнь ребенка, но девочка умерла в машине скорой. Теперь на этом месте не только искусственные цветы и игрушки. На опасном участке установили «лежачего полицейского» и три светофора: два на Свердлова, один через Свердлова и Красный Октябрь.
Подсчитать количество кенотафов можно на одной из самых опасных в ЯНАО трасс Сургут — Салехард. В июне 2025 года на 297-м км дороги в результате ДТП пострадали девять человек. Пятеро погибли на месте, двое из них — дети. Власти обещали совместно с ГАИ пересмотреть дорожную разметку участка.
С начала года на дорогах Ямала зарегистрировано 2818 ДТП. В автокатастрофах погибли 14 человек, 183 получили травмы, включая 30 детей.
Как пережить горе: мнения психолога и ритуальщика
Вне правового поля кенотафы по-прежнему остаются древнейшим способом пережить утрату. Как убедить мать, потерявшую ребенка, не приносить на место гибели игрушки, цветы и свечи? Или жениха, уцелевшего в лобовом столкновении по пути в ЗАГС? У специалистов, работающих в тонких сферах, нет единого мнения.
«В своей деятельности мне приходится довольно часто сталкиваться с переживающими горе людьми. Я всегда с пониманием отношусь к трагедии, стараюсь помочь и поддержать близких. Однако, на мой взгляд, память о человеке должна быть светлой. Необходимо сохранять добрые приятные моменты, а не чтить место страшной трагедии», — считает сотрудник ритуальной сферы Анна Догадкина.
Для памятных знаков есть кладбища, где можно почтить близкого человека. По мнению специалиста, «могилы» на дорогах потенциально опасны.
«Места трагедии, как правило, наполнены сильными отрицательными эмоциями, горем и скорбью. Так и символы, связанные с трауром, невольно воспринимаются нами печально. Это влечет снижение настроения, в памяти водителя могут всплывать свои личные трагедии, снижается концентрация внимания. Если посмотреть взглядом эзотерика, кроме негативной энергетики, которая будет привлекать внимание потусторонних сил и увеличивать мощность отрицательного заряда, эти места ничего хорошего не несут», — уверена эксперт.
Психологическая причина установки кенотафов — желание человека выразить свои эмоции и чувства. Взять под контроль травмирующую ситуацию в формате «я бессилен изменить прошлое, но могу управлять настоящим».
«Установка придорожных памятников отвечает сразу двум психологическим потребностям: помочь себе пережить горе и напомнить обществу о важности безопасности. Это помогает справиться с ощущением бессилия и утраты, а также может служить предостережением другим, напоминая каждому прохожему или водителю о ценности жизни и необходимости быть внимательнее на дороге», — говорит Евгений Киселев, клинический психолог, директор АНО «Альянс специалистов помогающих профессий «Энергия смыслов» из Нового Уренгоя.
В первом полугодии 2025-го ЯНАО вошел в тройку регионов — лидеров по наименьшему числу ДТП с пострадавшими. В округе на 100 тысяч машин приходится 39,3 таких аварии.
Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».
0
0
Теги:
