0
0
Правильное место для драматургии: режиссер «Цинги» рассказал подробности съемок на «Ямале»
В ЯНАО ждут премьеру мистического триллера с Никитой Ефремовым в главной роли. Съемки картины прошли осенью 2024 года. В роли кинематографической мамы главной героини дебютировала Тамара Куйбина из Приуральского района. Для режиссера-документалиста Владимира Головнева съемки игрового кино тоже были первыми. Впечатлениями о днях, проведенных вместе на далеком стойбище, дебютанты поделились с «Север-Прессом».
Тамара Куйбина: «Мне трудно казаться строгой и недовольной»
Жительница села Аксарка родилась в Ямальской тундре 28 ноября 1963 года в семье кочевников ханты. У нее двуязычная семья, Тамара Семеновна с детства свободно владеет ненецким и ханты языками. В округе и за его пределами известна как исполнительница фольклорных произведений народов Севера.
Много лет она участвует в жизни ненецкого клуба «Помни свои истоки». Работает в этностойбище «Мув Тай», которое расположено неподалеку от Салехарда возле паромной переправы через Обь.
На съемочную площадку фильма «Цинга» (рабочее название «Она тебя любит») Тамара Куйбина попала после открытого кастинга среди представителей КМНС.
«На кастинге задавали вопросы, просили перевести фразы и выражения с русского на ненецкий. Много спрашивали про северную культуру, как ведут себя бабушки, что они делают в тундре. Первое время на съемках было сложно: там не стой, туда не ходи, громко не разговаривай, делай то, что говорят. Трудно давались дубли, когда снимали одно и то же несколько раз. Очень уставала. Что было непонятно, спрашивала у киношников, а они объясняли мне», — рассказала дебютантка.
Про сюжету Тамара Семеновна играла роль бабки Ели — мамы главной героини по имени Ватане. Ее кинематографической дочкой на период съемок стала актриса Евгения Манджиева, известная по телесериалам «Угрюм-река» и «Нулевой пациент».
«В фильме я строгая женщина-мать, которая мало улыбается и присматривает за всем, что происходит вокруг: когда нужно, остановит или делает замечание. В жизни я веселый человек, поэтому мне трудно и непривычно было казаться строгой, неулыбающейся, недовольной. Все остальное знакомо. Это моя жизнь, которую я прожила в тундре», — вспоминает женщина.
На съемках в кинематографическом стойбище состоялся настоящий культурный обмен. Актриса калмыцкого происхождения Евгения Манджиева училась ненецким обычаям, вживалась в роль хозяйки чума: вести хозяйство, вялить рыбу, выделывать оленьи шкуры. Это стало новым опытом актрисы и модели, которая участвовала в зарубежных модных показах Giorgio Armani, Givenchy, Hermès и так далее.
«Люди, которые до этого видели нашу жизнь только на фото и видео, многое научились в тундре делать сами: как установить и накрыть нюками чум, правильно заходить и выходить из него. Узнали, что носят женщины и мужчины, названия национальной одежды. Научились грузить нарты и правильно их фиксировать. Думаю, этот опыт запомнится», — считает северянка.
Первая роль Тамаре Куйбиной тоже запомнится навсегда. Особенно день, когда был сильный дождь. С пастбищ пригнали стадо оленей. В общей сложности в съемках участвовали три тысячи рогатых непослушных «актеров».
«Все в дождевиках, а съемки не заканчивались. Дубль за дублем, олени бегают, не хотят стоять на месте. А потом они закружили и оператор снял нужные кадры», — подытожила жительница Аксарки.
Режиссер Владимир Головнев: «Тундра Ямала — абсолютно правильное место для драматургии»
Съемки проходили с сентября по октябрь возле Лабытнанги. Материал для полнометражной картины отсняли всего за 19 смен. Как рассказал режиссер Владимир Головнев, для сложнопостановочного дебютного фильма, где играют дети, животные и непрофессиональные актеры, это очень мало. Но переснимать не пришлось.
«Сложнее всего было принимать решения в моменте. Долгосрочное планирование не всегда работает на Севере. Ты должен быть готов к тому, что придется что-то менять. Каждый раз это экстраординарные ситуации, стихийная манера работы. Я с ней как документалист знаком и люблю такой стиль работы. Но когда у тебя команда 80 человек, поворачивать этот огромный корабль достаточно сложно», — отметил Владимир Головнев.
Фильм «Цинга» стал поворотным в карьере 43-летнего режиссера. До этого он снимал документальные ленты. Основой художественной игровой картины стала ненецкая легенда, которую Владимир услышал в детстве. Его отец, этнограф, ныне директор Музея антропологии и этнографии, академик РАН Андрей Головнев часто брал сына с собой в экспедиции.
«В ямальской мифологии Цинга приходит ночью в чум. Нужно проснуться и громко крикнуть: «Цинга, ты меня убиваешь», надрезать ухо собаки и намазать лицо кровью. Если этого не сделать, Цинга будет являться каждую ночь. Я хорошо помню эту легенду с детства, мой отец брал меня с собой в экспедиции, когда мне было 6, 7 и 8 лет. В мифе про Цингу есть глубина и сила, это ощущал даже ребенок», — рассказал режиссер.
Для съемок завораживающей и жуткой истории выбрали осеннюю Ямальскую тундру с сезонными погодными перепадами и ветрами. В результате кинематографисты научились снимать в одну сторону — чтобы косой из-за ветра дождь не летел в объектив.
«Сейчас кинематограф творит чудеса с помощью компьютерной графики, можно было перенести съемки в Пермский край или южнее — в ХМАО. Но идеальным стал все-таки Ямал, потому что легенда о Цинге невозможна в лесу. Хотя бы потому, что витамин С там добыть можно. Северность тундрового Ямала — это абсолютно правильное место, чтобы случилась такая драматургия», — считает Владимир Головнев.
Трудностей было много, но все они были ожидаемыми, даже закалили съемочную группу, говорит режиссер. Они жили в гостинице в Лабытнанги. За абсолютным тундровым простором приходилось вставать в пять утра, ехать два часа на машинах и трэколах в одну сторону и столько же обратно. Благосклонной к «Цинге» оказалась ямальская погода. Удалось попасть в период, когда уже не было комаров, еще не наступили сильные холода, а снег выпал позже обычного.
«Я помню, как мы закончили съемки в Салехарде. Сели в машину с Никитой Ефремовым, чтобы ехать в аэропорт, и именно тогда повалил сильный снег. Мы переглянулись: если бы он выпал неделей раньше, когда снега в кадре быть не должно. Это момент, когда природа нам действительно помогла», — отметил режиссер.
Еще удивили кинематографистов северное гостеприимство и особая северная фактура: олени и образ жизни, который создатели фильма хотели воссоздать с этнографической точностью. Заворожили по-настоящему магические места, которые внесли свою лепту в творческий процесс.
«Мы приехали на скаут и увидели идеальную локацию в облаке. Абсолютно магический туман создавал нужную энергетику. Уточнили мизансцену, расставили камеры. Когда приехали на следующий день, там тоже был туман. Мы отсняли часть сцены, и вдруг налетел ветер до 30 м/секунду. Он разогнал облако, вышло яркое палящее солнце. Как потом монтировать отснятое — непонятно. Пиротехника на горе у обрыва с таким мощнейшим ветром стала бы бессмысленной и даже опасной. Пришлось полностью осмыслить и переструктурировать сцену. В какой-то мере она получилась не благодаря нашему планированию, а благодаря непредсказуемой погоде», — подытожил Головнев.
Производство картины: Свердловская киностудия при поддержке Министерства культуры РФ, правительства ЯНАО и кинопрокатной компании «Вольга». Сейчас фильм находится на пост-продакшене. Состоится ли премьерный показ на Ямале, говорить пока рано, отметили на киностудии. Выход ленты планируется в 2026 году.
Участники кинолаборатории «Арктика в фокусе» в Салехарде сняли первое мини-кино. Создавать фильмы в арт-резиденции «Полярис» им помогали молодые, но уже известные и опытные наставники.
Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».
0
0
Теги: