http://Top.Mail.Ru
Импульсивные покупки: как перестать спонтанно тратить деньги | Север-Пресс

0

0

Пустота — суть всех вещей: как перестать покупать ненужное под влиянием импульса

Читать «Север-Пресс» в

Случайные вещи, купленные под воздействием рекламы или по хорошей скидке, есть у каждого. Однако некоторые люди склонны постоянно совершать импульсивные покупки. Что за психологические механизмы толкают на незапланированные траты и как перестать покупать ненужное, «Север-Прессу» рассказала эксперт Института семейной психологии Мария Федотова.

Почему люди совершают импульсивные покупки

Спонтанные траты — признак нарциссической пустоты, считает психолог Мария Федотова. Покупая ненужное, человек стремится залатать эмоциональную дыру внутри материальными вещами или статусами.

«Пустота эмоциональная, она не заполняется вещами. Покупка вещей дает очень временный результат. Купил, почувствовал себя наполненным, а через небольшое время пустота опять дает о себе знать», — пояснила эксперт.

Люди, склонные к импульсивным покупкам, часто вырастают в семьях, где от детей требуют результаты. Это может быть первое место в школьной олимпиаде, лучший рисунок на конкурсе. Только тогда ребенка замечают и могут наградить подарком.

«При этом ребенка не обнимают, не жалеют, когда ему грустно, не спрашивают про его чувства. У таких людей формируется связь — вещь равно любовь. Ведь родитель проявляет внимание, когда что-то дарит. А эмоциональная дыра продолжает расти», — рассказала Федотова.

У таких людей часто много денег, регалий, статусов, заслуг, но при этом они несчастны на уровне эмоций.

Фото: H_Ko/Shutterstock/Fotodom
Фото: H_Ko/Shutterstock/Fotodom

Как избавиться от склонности к спонтанным покупкам

Чтобы избавиться от тяги к внезапным тратам, нужно начать замечать себя без вещей, статусов и заслуг, советует Федотова. «Важно начать замечать свою пустоту, свою боль. И наполнять себя именно чувствами, эмоциями. Это долгосрочная работа, которая возможна только с психологом», — считает она.

Есть такое направление в психологии, как транзактный анализ. В его основе лежит тройственная модель личности — родитель, взрослый и ребенок. Людям, склонным к спонтанным покупкам, важно создать для себя любящего родителя, который замечает чувства внутреннего ребенка, проводит с ним время, обнимает, говорит, что любит, слышит.

«Внутреннего ребенка нужно принимать любым, любить его, даже если он получил двойку, образно говоря. Давать ему ощущение любви по факту его существования», — пояснила психолог.

Чувствуя порыв пойти и купить что-то себе, нужно остановиться и задать себе следующие вопросы:

  • Что я на самом деле чувствую?
  • Что хочу заглушить с помощью очередной покупки?

«Человек осознает, что сейчас он чувствует, например, одиночество. И тогда он спрашивает, как он по-другому может заполнить себя? И находит ответ. Возможно, это провести время с друзьями, или поехать в парк аттракционов, а может — посмотреть мультики со своим внутренним ребенком. Со временем пустота начнет уменьшаться, и импульсивных покупок и спонтанных трат станет значительно меньше», — считает эксперт.

Маркетинг построен именно на манипуляции с внутренним ребенком — купи это, будешь крутым, значимым, важным, ценным, отмечает психолог.

«Поэтому люди скупают то, что им не нужно, надеясь на то, что они наконец-то ощутят внутреннее чувство любви. И каждый раз попадают в эту ловушку. Потому что так проще уговорить себя, что вот еще одна купленная вещь, и тогда будет точно классно. Это проще, чем соприкоснуться со своей пустотой. Отсюда и берется огромное количество кредитов», — говорит эксперт.

Член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги Наиля Бирарова рассказывала, что ночной шопоголизм опаснее дневного. Мелатонин расслабляет нервную систему, и человек легче расстается с деньгами.

Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».

0

0