http://Top.Mail.Ru
Роды на Ямале: как рожают жительницы тундры | Север-Пресс

1

0

Роды под полярным сиянием: как в Ямальской тундре появляются дети

В Салехарде за шесть месяцев 2024 года приняли 279 родов у женщин КМНС

Читать «Север-Пресс» в

На Ямале в первой половине года врачи приняли 279 родов у женщин из числа КМНС, на свет появился 281 ребенок. Рожениц, как правило, заранее привозят из тундры в перинатальный центр. Роды в чуме или вертолете санавиации происходят 2–3 раза в год. Как появляются дети под полярным сиянием и почему кочевницы рожают молча — в материале «Север-Пресса».

Кого северянки просят помочь во время родов

Как рожали ханты

Роды у женщин народа ханты проходили в специально построенном для этого домике, шалаше или чуме «ай хот», чтобы отделить «нечистую» от основного жилища. Рожать нужно было у порога — границы между мирами. В это время зажигали печь или лампу для отпугивания злых духов. В пламя бросали монету из белого металла, чтобы задобрить духа огня.

Фото: Федор Воронов / «Ямал-Медиа»
Фото: Федор Воронов / «Ямал-Медиа»

Роженице помогали уже рожавшие женщины — неблизкие родственницы и муж. Супруг призывал на помощь домашних духов с помощью мешка с семейными реликвиями. Сразу же после появления новорожденного муж уходил.

Женщина рожала на коленях, опираясь грудью и руками на специальное устройство из двух вертикальных жердей с перекладиной — юхут. Еще один вариант — роженица держалась руками за деревянный шест, прикрепленный к потолку. Принимать роды приглашалась пукан-ангки (мать пупка). Повитуха перерезала пуповину и обмывала новорожденного водой с чагой. После заживления пупка ребенка вносили в жилой дом (чум), сопровождая это обрядом очищения матери и ребенка.

Как рожали ненцы

Отношение к беременной женщине у тундровых ненцев тоже основывалось на делении «чистое — нечистое», относившемся к духовному миру, а не нормам гигиены.

Перед родами беременную отселяли в особый «нечистый» чум, чтобы она не принесла окружающим вреда. Еще одна причина изоляции — уберечь роженицу от сглаза. Для «очистки» чум и беременную окуривали дымом.

Во время родов лежать было нельзя. Повитуха не давала роженице спать, для облегчения процесса женщину подвязывали под мышки ремнем, концы которого прикреплялись к шестам чума.

По ненецким верованиям, тяжелые роды — расплата за супружескую неверность. Помочь могли только раскаяние и признания.

Если «нечистый» чум не ставился, тундровичка рожала под открытым небом на оленьих шкурах или нартах. Если роды проходили зимой во время каслания, над ними ставили чум-навес из нескольких шестов и наброшенных шкур. В старину после родов муж должен был сжечь нарты, на которых рожала «нечистая» жена, и зарезать оленей, которые из везли.

Пуповину перерезали ножом и перевязывали оленьим сухожилием. Ребенка укладывали в люльку на приготовленную подстилку из высушенного болотного мха — сфагнума. Он хорошо впитывает влагу и обладает антибактериальными свойствами.

По случаю рождения ребенка отец убивал оленя или олениху в соответствии с полом новорожденного и мясом угощал других. Затем новорожденному дарили оленя-важенку, на ушах которого вырезали клеймо.

В отличие от тундровых, у лесных ненцев женщина рожала в «домашнем» чуме. На время родов дети и другие члены семьи его покидали, им не разрешалось находиться рядом с роженицей.

В старину обряд очищения матери с новорожденным, а также жилища и всех членов семьи проводился с приглашением шамана. Если его не было, очищение проводила старшая женщина семьи.

Сразу же после родов мать приступала к выполнению своих домашних обязанностей. Порой женщине приходилось самой управлять нартами, устанавливать и разбирать чум.

Фото: evgenii mitroshin / Shutterstock / Fotodom
Фото: evgenii mitroshin / Shutterstock / Fotodom

За помощью при родах ненецкие женщины обращались к Я'Мюня — богине-покровительнице.

Как кочевницы рожают на Ямале сейчас

В наше время рождение детей у народов, соблюдающих традиционный образ жизни, проходит по современным медицинским протоколам. Когда подходит срок родов, кочевая семья старается держаться ближе к населенным пунктам. Будущую маму могут заблаговременно отвезти в роддом.

«Мы стараемся сделать все, чтобы кочующие тундровые жители были полностью обследованы. На Ямале действует программа профилактики материнской и младенческой смертности. Особое внимание уделяется коренным жителям Севера, ведущим кочевой образ жизни. Есть порядок ведения критических акушерских состояний и система единой цифровой платформы, с помощью которой мы контролируем беременных даже из отдаленных поселений», — рассказал «Север-Прессу» заведующий перинатальным центром ГБУЗ «Салехардская окружная клиническая больница», главный внештатный акушер-гинеколог ЯНАО Алексей Денисов.

Беременные женщины-тундровички обычно встают на учет в медучреждения рядом с местами кочевий. Как правило, это фельдшерско-акушерские пункты, которых на Ямале 38.

Беременные регулярно выходят на видеосвязь с врачами. Это позволяет определить возможные акушерские и перинатальные осложнения. Также это необходимо для определения оптимальных сроков госпитализации в Салехардскую окружную клиническую больницу.

Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»
Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»

За последние 10 лет младенческая смертность в регионе снизилась втрое. Раньше новорожденные часто умирали в тундре, в чуме из-за отсутствия транспорта, медицинской помощи, связи. Благодаря санавиации ситуацию удалось исправить. Рожениц из тундры госпитализируют за месяц до родов; если беременная женщина входит в группу риска — еще раньше.

В перинатальном центре СОКБ развернуто три койки сестринского ухода для беременных из числа КМНС. Госпитализируют беременных для предотвращения возможных осложнений во время родов.

В Салехарде оказывается лечебно-диагностическая помощь беременным из Ямальского, Приуральского, Шурышкарского, Тазовского и Надымского районов. После постановки на учет женщины приезжают в город на обследование. Для исключения генетических патологий с 2022 года на Ямале проводят бесплатное неинвазивное тестирование беременных.

В Салехардской окружной клинической больнице в первой половине 2024 года приняли 279 родов у женщин из числа КМНС, на свет появился 281 ребенок.

Фото: Федор Воронов / «Ямал-Медиа»
Фото: Федор Воронов / «Ямал-Медиа»

«Коренные кочевницы более терпеливые, и кричать в родах не принято. Для них эта процедура священная, они рожают молча и в основном хорошо. В тундровых семьях принято иметь много детей, и мы делаем все необходимое, чтобы женщины возвращались к нам снова и снова», — отметил акушер-гинеколог.

Несмотря на профилактические мероприятия, роды в чуме и вертолете санавиации происходят 2–3 раза в год. Тундровики вызывают медиков в экстренном порядке при помощи спутниковых телефонов и тревожных кнопок.

Чтобы обеспечить коренное население быстрой и квалифицированной помощью, санавиацию постоянно оснащают современным оборудованием. Вертолеты с 2020 года оборудовали специальными модулями, которые позволяют оказывать помощь прямо на борту.

​​«Человек в тундре не остается один без медицинской помощи. Но экстренные вызовы осложняются погодными условиями. Если в тундре начались роды, туда надо добраться. Когда погоды нет, за время ожидания может произойти любая ситуация. Поэтому стараемся, чтобы помощь беременным оказывалась в плановом порядке», — резюмировал Алексей Денисов.

С начала 2025 года молодые семьи коренных северян начнут получать «Чумовой капитал» при рождении или усыновлении второго ребенка. Сейчас мера действует при рождении третьего ребенка.

Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».

1

0