0
0
Столкновение в Карском море: что известно о пострадавшем атомном ледоколе «50 лет Победы»
Ространснадзор начал расследование ЧП с ледоколом в Карском море
В Карском море в результате столкновения с сухогрузом повредил обшивку один из крупнейших в мире атомоходов «50 лет Победы». МТУ Ространснадзора по УФО начал расследование инцидента. В ведомстве заверяют, что угрозы системам жизнеобеспечения и реакторной установке судна нет. «Север-Пресс» собрал все, что известно о ЧП на данный момент.
Зияющая пробоина по левому борту
Три дня назад, 26 января, в Карском море произошло столкновение атомного ледокола «50 лет Победы» и сухогруза Yamal krechet. «Во время операции по околке застрявшего теплохода в дрейфующем поле припайного льда атомный ледокол допустил неуправляемый навал на борт теплохода», – сообщается в telegram-канале МТУ Ространснадзора по УФО.
Оба судна получили повреждения обшивки, судовых механизмов и помещений, расположенных выше главных палуб на обоих судах. На фото видно, что у атомного ледохода поврежден правый борт.
1 / 2
Угроза системам жизнеобеспечения и реакторной установке отсутствует, заверили в ведомстве. Аварийный случай расследуют сотрудники отдела надзора за судоходством, мореплаванием и организации расследований транспортных происшествий МТУ Ространснадзора по УФО в соответствии с «ПРАИМ — 2013».
«Лебединое озеро» на Северном полюсе возле атомохода
Видео с балериной, которая танцует на фоне атомохода «50 лет Победы», стало вирусным в августе 2024 года. СММ-менеджер «Клуба полярных путешествий» Дарья Пенчева исполнила фрагмент балета Чайковского «Лебединое озеро» на льду Северного полюса.
Съемка проходила во время круиза туроператора «Клуба полярных путешествий». Сейчас это единственная компания, организующая подобные туры на Северный полюс на атомном ледоколе «50 лет Победы». Фрахтовать судна для арктических круизов компания начала с 2009 года.
Впервые в мировой практике уже на этапе строительства атомного судна создавались условия для комфортных путешествий на Северный полюс, сообщал в одном из интервью основатель «Клуба Полярных Путешествий» Николай Савельев. Так, на атомоходе появились комфортные каюты, ресторан, сауна, бассейн, лекционный зал — такого нет больше нигде. Коммерческие круизы позволяли снизить простой ледокола в порту в летнее время.
За время существования круизов на борту «50 лет Победы» Северной полюс увидели известные политики, представители первой сотни мирового и российского Forbes, популярные артисты, телеведущие, космонавты.
Судьба атомного ледокола: забвение и пожар
Судно эксплуатируется 18 лет. Непростой оказалась история его создания. Один из самых больших и мощных арктических атомных ледоколов начали строить 4 октября 1989 года на верфи «Балтийского завода» в Ленинграде, который в 1991 году переименовали в Санкт-Петербург.
Атомоход строился по проекту 10521 и стал усовершенствованным вариантом предыдущего проекта 10520 «Арктика» — советских атомных ледоколов, которые создавались для обслуживания Северного морского пути и арктических экспедиций. В проекте 10520 было заложено быстрое переоборудование во вспомогательный крейсер.
Судно сначала называлось «Урал». 29 декабря 1993 года его спустили на воду. Первый рейс планировался в 1995 году. Но из-за отсутствия финансирования в 1994 году достройку ледокола остановили и корабль чуть не утилизировали. Почти 10 лет недостроенное судно простояло у причальной стенки «Балтийского завода» на стадии строительства 73%.
4 августа 1995 года ледокол переименовали в «50 лет Победы». Строительство возобновили в 2003 году после выделения государственных средств. К 1 июля 2004 года готовность составила 93%. Заказчиком выступило Министерство транспорта.
Атомный ледокол планировалось достроить и передать заказчику в конце 2005 года. Но 30 ноября 2004 года на корабле вспыхнул пожар. Ледокол горел на третьей и четвертой палубах. К счастью, на тот момент на судне не было ядерной начинки, которая могла бы вывести ситуацию из-под контроля.
Судно окончательно достроили в начале 2007 года, через два года после 60-летия Победы. В этом же году ледокол заправили ядерным топливом и он прошел первые ходовые испытания в акватории Финского залива.
В порт приписки Мурманск готовое судно прибыло 11 апреля 2007 года.
В чем уникальность ледокола «50 лет Победы»
По экспериментальному проекту 10521, кроме «50 лет Победы», было построено еще три судна: «Россия», «Советский Союз» и «Ямал».
«50 лет Победы» — один из самых мощных и больших атомных ледоколов, не имеющих аналогов в мире. Его длина составляет 159,6 метра, что в 1,5 раза больше футбольного поля. Ширина — 30 метров, что равняется ширине европейской хоккейной площадки. Высота надводного борта — 17,2 метра, а средняя осадка — 11 метров.
«50 лет Победы» почти на 10 метров длиннее своих предшественников. Эта длина, обеспечившая судну мировой рекорд, — дань экологии. Именно столько занимает экологический отсек, который встроили в базовый корпус. В экоотсеке все вредные отходы и продукты жизнедеятельности утилизируются и перерабатываются, поэтому загрязнение окружающей среды нулевое.
На корабле пять палуб. Корпус корабля сделан из биметалла. В качестве основы использована судовая сталь, верхний плакирующий слой из нержавеющей стали защищает основной и придает гладкость при скольжении во льдах. До строительства ледокола «Лидер» в 2020 году «50 лет Победы» был единственным обладателем биметаллического корпуса.
Впервые в истории российских ледоколов в конструкцию «50 лет Победы» была включена носовая часть в форме ложки, которая повышает эффективность усилий судна при взламывании льда. Судно может рубить лед толщиной до 2,5 метра как передним, так и задним ходом, а также винтами, в зависимости от ситуации.
В 2007 году ледокол оснастили новой цифровой автоматизированной системой управления и комплексом биологической защиты. Ледокол имеет два атомных реактора, энергии которых хватит на освещение всего Мурманска. В рейсе оба реактора работают примерно на половину своей мощности. Запаса топлива хватает на пять лет, после чего нужна перезарядка.
Отсек реактора надежно бронирован и выдерживает попадание торпеды. Ледокол может выдержать столкновение с аналогичным ледоколом на скорости до 10 км/ч. Это одна из самых надежных мини-АЭС на воде.
На ледоколе собственная опреснительная установка, она обеспечивает пресной водой все судно. На корабле есть спортивный комплекс, бассейн, сауна, библиотека, ресторан, бары, массажный кабинет и музыкальный салон. Пассажировместимость 128 человек.
«50 лет Победы» используется для проведения научно-исследовательских и грузовых судов во льдах Арктики. Чаще всего судно работает в районах Карского моря и Обской губы. Летом — для туристических круизов на Северный полюс. В 2024 году атомный ледокол участвовал в эстафете олимпийского огня.
Есть видео, как самый мощный ледокол Арктики столкнулся с сухогрузом. Инцидент в Карском море произошел ночью 26 января.
Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».
0
0
Теги: