http://Top.Mail.Ru
Таксисты на Ямале пересядут с иномарок на отечественное авто: причины локализация в такси | Север-Пресс

0

0

Закон о локализации: грозит ли ямальским таксистам пересадка

Новый закон о локализации не затронет уже работающие в такси иномарки

Читать «Север-Пресс» в

Новый закон о локализации машин такси может спровоцировать не только рост цен на услуги пассажирских перевозок, но и дефицит бюджетных моделей авто. Регионы могут столкнуться с трудностями в поставках при замене иномарок на отечественные машины. Придется ли ямальским таксистам пересаживаться на Lada, выяснил «Север-Пресс».

Что такое локализация в такси

В январе 2024 года Госдума в первом чтении одобрила законопроект о локализации автомобилей такси. Документ должен внести изменения в действующий закон «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в РФ».

Локализация подразумевает перевозки на автомобилях отечественного производства. В период жестких антироссийских санкций цель была благая — снизить зависимость российских таксопарков от внешних поставок.

Законопроект подготовили по заданию Владимира Путина: в начале июня 2023 года глава государства поручил рассмотреть вопрос о разработке и применении требований к локализации производства автомобилей такси и каршеринга.

В законопроекте локализацию предлагают измерять в баллах — аналогично норме о допуске автомобилей к участию в госзакупках. Согласно законопроекту, правительство РФ установит минимальный размер требований к уровню локализации. От этого параметра будут отталкиваться региональные власти: количество баллов локализации должно быть не ниже правительственной планки.

Сегодня этому критерию соответствуют лишь четыре модели «АвтоВАЗа»: Lada Vesta, Lada Granta, Lada Largus и Lada Aura.

Требования будут распространяться на автомобили стоимостью не выше 4 млн рублей. Обратной силы у документа не будет; его действие не распространяется на авто, уже работающие в такси. То есть пока имеющиеся машины благополучно проходят техосмотр, их могут использовать таксисты и без необходимого уровня баллов. А новые авто в таксопарках уже будут «балльными».

Законопроект обсудят в Госдуме во втором чтении. Дату определят после внесения предложений от правительства РФ.

Фото: ArtWell/Shutterstock/Fotodom
Фото: ArtWell/Shutterstock/Fotodom

Есть вопросики: что говорят эксперты о локализации такси

Новые требования к работе такси разделили профессионалов, работающих в отрасли, на сторонников и противников локализации.

Аргументы «против»

Избыточность. Если говорить о законопроекте по локализации автомобилей такси, то введение такого обязательства является избыточным, поскольку продукция «АвтоВАЗа» и так пользуется высоким спросом у перевозчиков. «Согласно данным системы ФГИС «Такси», автомобили, выпускаемые заводом, занимают второе место по популярности среди марок, используемых в таксомоторной отрасли», — сообщили «Север-Прессу» в пресс-службе Общественного совета по развитию такси.

Непрозрачность «баллов локализации». Много вопросов у бизнеса вызывает сама система присвоения «баллов локализации», которая является сложной и недостаточно прозрачной для большинства участников рынка, не знакомых с производственными циклами и процедурами.

Трудности поставок отечественных авто в регионах. В Общественном совете по развитию такси отмечают, что несколько компонентов при сборке авто до сих пор поставляется из‑за рубежа. При дефиците комплектующих производство может временно остановиться, что приведет к невозможности приобретения новых автомобилей.

«Спрос на таксомоторном рынке довольно высокий, и существует риск, что объем производства локализованных автомобилей не сможет в полной мере удовлетворить потребности рынка такси», — предупреждают эксперты.

В качестве примера в Общественном совете по развитию такси приводят сложности при поставках автомобилей в Приморском крае, где перевозчики сталкиваются со значительными сроками ожидания (до четырех месяцев) из‑за отсутствия автомобилей «АвтоВАЗа» у региональных дилеров. Это уже сегодня затрудняет своевременное обновление автопарка и усложняет бизнес-деятельность.

Отсутствие господдержки. Инициатива, предусматривающая обязательство приобретения такого дорогостоящего актива, как новый автомобиль, не сопровождается какими‑либо мерами господдержки (субсидиями или льготными программами) для крупных перевозчиков или самозанятых граждан. «Подобное положение дел способно привести к сокращению количества легальных перевозчиков на рынке такси и, соответственно, негативно отразиться на доступности и качестве услуг для потребителей», — предупредили эксперты.

Аргумент «за»

Поддержка отечественного производителя. Западные санкции и уход с рынка автогигантов сыграли на руку отечественным производителям. Продукция «АвтоВАЗа» в последние годы бьет рекорды по сбыту из-за того, что российские автомобили дешевле иностранных, обслуживать их недорого и нет дефицита запчастей. «В связи с этим среднестатистический человек, далекий от проблем отрасли, может воспринять новый закон как положительный. И вправду у российских автокомпаний появится новый рынок сбыта, новые рабочие места на заводах и так далее», — сообщил «Север-Прессу» гендиректор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев.

Экспертные прогнозы: вместо малышки Datsun перейдем на «Оку»

Как отметил Дмитрий Матвеев, у смоделированного спроса на изделия российского автопрома есть обратная сторона: уже сейчас отечественные заводы работают на пределе своих мощностей, а новый закон спровоцирует рост цен: как на сами авто, так и на услуги такси. Средняя цена за поездку по стране в прошлом году уже достигла 500 рублей, а в текущем может увеличиться еще на 20—30%.

«Мы можем столкнуться с дефицитом бюджетных автомобилей. И цены на них могут стать недоступными для частных лиц. Уже не первый год мы наблюдаем активную борьбу китайских компаний за наш рынок: салоны предлагают скидки на модели из Поднебесной, снова появилась возможность торговаться. Но все это, увы, не может заменить потребителям автомобили стоимостью до 1 млн рублей», — пояснил эксперт.

Ранее в компании «Мой Автопрокат» приобретали для автопарков Datsun mi-DO. Этот компактный переднеприводной хетчбэк создали в японской компании Nissan на основе автомобиля Lada Kalina. Основными отличиями от российского авто были более высокий дорожный просвет и японская коробка передач. Производство этой модели в России прекратили в конце 2020 года, а сегмент недорогих надежных городских малолитражек никто не занял.

«Ходят слухи о том, что хотят возродить модель «Ока», производство которой прекратили в 2008 году. Если это произойдет, мы точно пополним наши автопрокаты этими бюджетными народными машинами», — сообщил Дмитрий Матвеев.

Критики и приверженцы нового законопроекта едины в одном: чтобы локализация на местах не пробуксовывала, необходима финансовая поддержка государства для повышения качества продукции и ликвидации кадрового дефицита.

«Проблема дефицита кадров в такси уже сейчас стоит остро. Для водителей, которые были частично заняты в этой отрасли, подработка стала невыгодной уже в прошлом году. Эти граждане ушли из этой сферы. После того как новый закон вступит в силу, таксисту придется приобретать новое ТС отечественного производства. Крупные компании выдержат такое «испытание», а самозанятый, который делает ежедневно не больше 20 поездок, вряд ли», — подытожил эксперт.

Специалисты выступают за поэтапное введение закона и апробацию его на нескольких пилотных регионах. Отечественным производителям пора выпускать доступные аналоги популярных моделей авто специально для работы в такси — так уже давно делают за рубежом.

Фото: Haggardous50000/Shutterstock/Fotodom
Фото: Haggardous50000/Shutterstock/Fotodom

Как локализованы ямальские службы такси

По итогам 2024 года Ямал занимает третье место в УрФО по количеству официальных такси, сообщают в Службе по надзору за состоянием самоходных машин и других видов техники ЯНАО. На 1 января 2025 года число официальных перевозчиков увеличилось в три раза — до 1214. Количество транспортных средств, включенных в реестр, выросло в 2,5 раза — до 2288 автомобилей.

На момент публикации в региональном реестре числилось 2849 записей легковых такси в статусе действующих и аннулированных. Подавляющая часть списка — иностранные марки. Отечественный автопром представлен автомобилями Lada, ГАЗ и ВАЗ.

Новый закон о перевозках пассажиров повлиял на работу такси на Ямале. Общественный совет по развитию такси прогнозировал рост цен на услуги осенью.

Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».

0

0