0
0
Дмитрий Кобылкин: Экология Арктики – в наших руках
И неотделима от экономики.
Промышленное и инфраструктурное освоение Ямала идет семимильными шагами, а вместе с ним растет техногенное воздействие на природу Крайнего Севера. Освоение материковых месторождений и шельфовой зоны арктических морей, "Ямал СПГ" и многие другие проекты вносят изменения в местные ландшафты. В руководстве автономного округа понимают: цена освоения Арктики может быть много выше, чем стоимость миллиардов баррелей нефти и кубов газа, которые она может дать. При безответственном отношении к природе глобальные преимущества рискуют обернуться глобальными угрозами. Обеспечение экологической безопасности – задача чрезвычайно важная и комплексная. Пути ее решения в интервью "Уралинформбюро" обозначил губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин.
– Дмитрий Николаевич, в последнее время вы часто поднимаете тему совершенствования природоохранного законодательства. В чем, по-вашему, его слабые места?
– Сегодня субъекты РФ фактически отчуждены от контроля за соблюдением экологических норм при недропользовании, у них нет рычагов влияния. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" исключает участие регионов в государственной экологической экспертизе крупных проектов и решении других важных вопросов на своей территории.
Например, около 80% имеющихся в ЯНАО отходов образовалось на объектах федерального надзора. На них же приходится 90% всех выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Основные источники воздействия на окружающую среду контролируются федеральными органами. При этом внушительную долю ответственности за экологическую безопасность несет региональная власть, но у нее связаны руки.
– Ваши предложения?
– Рассмотреть вопрос о передаче полномочий по государственному экологическому надзору регионам и ввести понятие объекта такого надзора.
То же касается государственной экологической экспертизы. Ее следует возобновить как на федеральном, так и на региональном уровне. И сделать самостоятельной, чтобы она оказывала определяющее влияние на принятие окончательного решения. Необходимо расширить поле экспертизы. Сегодня ей подлежат лишь объекты на особо охраняемых природных территориях, во внутренних морских водах и на континентальном шельфе.
– Какие еще болевые точки требуют внимания законодателей?
– Нормативные документы, которые регулируют экологическую сторону освоения шельфа Арктики, недостаточно проработаны. Особенно аспект ликвидации разливов нефтепродуктов в условиях сложной ледовой обстановки. Мы предлагаем создать аварийно-спасательные базы быстрого реагирования в прибрежных районах Баренцева, Карского и других арктических морей. Это позволило бы эффективно устранять последствия ЧС.
В России до сих пор нет общей системы сбора и утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ). На Ямале достигнут установленный правительством РФ показатель – утилизируется не менее 95% добываемого ПНГ. По нашему мнению, следует законодательно запретить эксплуатацию месторождений, не оборудованных приборами учета объемов добычи, использования и сжигания попутного газа.
Остро стоит проблема ликвидации накопленного экологического ущерба. Нужно разработать единый порядок и методику инвентаризации, учета и оценки ущерба, определить полномочия в данной сфере. Общество и государство получат массу выгод: оздоровится экологическая ситуация в стране, сформируется новая отрасль по ликвидации промышленных отходов. Ежегодно их планируется утилизировать 10-12 миллионов тонн, в оборот будет возвращаться до 100 гектаров земель. Впятеро уменьшится количество территорий с критическим уровнем загрязнения, к 2020 году в 7 раз сократится образование опасных отходов. На 40% снизится энергоемкость производств. До недавнего времени нормативно-правовой базы на эту тему не существовало. Принятая федеральная программа, мы надеемся, сдвинет дело с мертвой точки.
– У Ямала есть отличный пример – остров Белый.
– Наша инициатива по генеральной уборке острова Белый вышла далеко за пределы региона. Загрязненная площадь составляла 101,2 гектара. Бывших хозяев, ответственных за свалки, не найти. С 2012 года, когда на остров высадился первый десант волонтеров со всего мира, организовано уже 12 экологических экспедиций. В итоге собрано более 800 тонн металлолома, очищены десятки гектаров земли. Теперь там гнездятся северные птицы, вольготно себя чувствуют белые медведи, жизнь у берегов Ледовитого океана становится все более насыщенной. С 2014 года на Белом действует научный стационар Российского центра освоения Арктики, где работает много зарубежных ученых. Следующим шагом будет очистка острова Вилькицкого в Карском море.
Наше успешное сотрудничество с иностранными коллегами подтверждает, что Ямал, вопреки санкциям, – стабильная площадка для международного диалога по самым острым проблемам. Об этом я напомнил в Исландии на Арктическом круге, собравшем несколько циркумполярных государств. Партнеры всецело разделяют наш главный посыл: Арктику не нужно покорять, ее нужно обживать.
– На чем основываются специалисты, планируя дальнейшие действия?
– Мы открыли 15 площадок-полигонов экомониторинга. В рамках программы "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности ЯНАО на 2012-2016 годы" определена степень загрязнения земель и водных объектов, выполнена инвентаризация всех обследованных объектов. Составлено более 200 паспортов нарушенных и загрязненных участков, на основе космических снимков созданы ортофотопланы. Сейчас на Ямале 15 особо охраняемых природных территорий (ООПТ), они занимают около 11% площади региона.
– Что предпринимается для улучшения состояния оленьих пастбищ?
– До конца года завершится их геоботаническая оценка, которую проводит Институт экологии растений и животных УрО РАН. Заказчиком выступает окружной департамент по науке и инновациям. В итоге мы получим конкретные рекомендации по рациональному использованию оленьих пастбищ лесотундры и южной тундры полуострова Ямал.
Аналогичные работы проводились и ранее, и вывод достаточно жесткий: пастбища испытывают огромную нагрузку, в результате перевыпаса выбиваются лишайники – основной зимний корм домашнего оленя.
– Как реагируют коренные северяне на необходимость перемен?
– Исследователи, правительство округа и коренное население пришли к согласию: поголовье нуждается в регулировании. С учетом этого всеми заинтересованными сторонами обсуждается стратегия развития оленеводства до 2020 года. Недавно в Салехарде состоялось расширенное заседание Общественных советов при департаментах по делам коренных малочисленных народов ЯНАО, агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия и Службе ветеринарии, аналогичные встречи проходят в муниципалитетах. Нам важно мнение самих оленеводов, потому что именно они знают, что нужно делать для того, чтобы наша традиционная отрасль развивалась, принося пользу самим тундровикам в первую очередь. Все выдвинутые на встрече инициативы будут использоваться при подготовке "дорожной карты". В частности, предложено максимально ускорить процесс расчетов с оленеводами, заранее формировать очередь на забойные комплексы, создать специальную организацию для помощи тем, кто затрудняется с оформлением юридического статуса.
Хочу еще раз подчеркнуть, что освоение Арктики должно быть не только экономическим, но и научным, социальным, гуманитарным. Мы стараемся получить полную информацию о состоянии биоресурсов, воды, земли, воздуха, глубинные сведения о здоровье ямальцев. Эти результаты помогут в достижении целей, предохранят нас от ошибок.
Беседовала Надежда ПРАВДИНА.
0
0