0
0
Мы ждем роста грузопотока по Северному морскому пути до 80 миллионов тонн
Генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша - о потенциале Севморпути, его конкуренции с железной дорогой и перспективах ледокольного флота
По итогам 2016 года грузопоток по Северному морскому пути (СМП) составил 7,5 млн. тонн и впервые за несколько десятков лет превысил максимальный показатель, установленный еще в восьмидесятые годы прошлого века. Увеличение грузопотока напрямую зависит от организации круглогодичной навигации, что, в свою очередь, невозможно без ледокольного обеспечения. О том, сколько ледоколов сегодня у России и сколько еще понадобится, «Известиям» рассказал Вячеслав Рукша, генеральный директор ФГУП «Атомфлот» - предприятия, в ведении которого находится атомный ледокольный флот России.
- Какова роль Северного морского пути для России? - Россия на протяжении порядка 400 лет искала свой путь в Индию для обеспечения прямого выхода на азиатско-тихоокеанский рынок. Все наши торговые морские пути проходили через Балтийское и Черное моря и замыкались на Европу. При этом, учитывая географию морей, в случае обострения отношений с соседями эти маршруты легко было перекрыть. Русские экспедиции, направлявшиеся на восток, позволили получить представление о Северном морском пути и условиях навигации в его акватории. Сейчас этот путь помимо стратегической задачи присутствия России в Арктике выполняет две важнейшие функции. Обеспечивает морскую связь между европейской частью РФ и Дальним Востоком. А в ближайшем будущем с вступлением в фазу активной эксплуатации крупнейших национальных арктических углеводородных проектов дает возможность доставки российской арктической продукции напрямую заказчикам в странах АТР, где цены на углеводороды значительно выше, чем на европейском рынке. Первейший пример - проект «Ямал СПГ», более 90 процентов продукции которого законтрактовано как раз азиатским покупателям.
- Есть ли альтернатива этому пути для России? - Если говорить об альтернативе, то для реализуемых непосредственно в пределах СМП проектов её в принципе нет, так как они в большинстве своем ориентированы на морской экспорт продукции - а это порядка 40 млн. тонн груза в год к 2024 году. С точки зрения транзитной доставки грузов по СМП как между российскими, так и между иностранными портами это серьезная и очень выгодная альтернатива во многом перегруженной железной дороге. Более того, активное обеспечение международных транзитов 2010 - 2013 годов доказало, что по СМП безопасно и с коммерчески приемлемыми скоростями способны проходить суда дедвейтом 150 тыс. тонн. Во времена Советского Союза СМП эксплуатировался также очень активно, но речь шла о судах тоннажем 5-7 тыс. тонн, позднее - 15-18 тыс. тонн. Налицо укрупнение судов в соответствии с общемировым трендом.
- Насколько мы сейчас используем потенциал этого маршрута? - Максимальный грузопоток по СМП в восьмидесятые годы прошлого столетия составил 6,5 млн. тонн в год. Понадобилось порядка 30 лет, чтобы превысить этот показатель и выйти по итогам 2016 года на 7,5 млн. тонн. Как видите, показатели Северного морского пути наглядно отражают изменения в общем состоянии экономики государства. Реализуемые национальные арктические проекты к 2024 году выйдут на совокупный показатель 40 млн. тонн. Опираясь на оценки экспертов, а также на намерения крупных российских компаний и предварительные переговоры с ключевыми игроками, мы ожидаем рост грузопотока по СМП к 2029 году до 80 млн. тонн. В основном это будут сжиженный природный газ, сырая нефть, уголь и металлы. То есть получается, что с точки зрения одной только перевозки грузов СМП в настоящий момент используется на 10 процентов. Но потенциал роста, причем подтвержденный потенциал, у него огромный. И в приведенной цифре нет международных транзитов, а их эффективность уже была ранее доказана на практике.
- Что мешает использовать потенциал пути лучше? - Эффективность использования любого географически выгодно расположенного пути определяется в первую очередь его инфраструктурой. А ключевым элементом инфраструктуры СМП является атомный ледокольный флот. Основные особенности атомных ледоколов - мощность и высокая автономность (перезарядка топлива раз в пять лет, а для строящихся в настоящий момент универсальных атомных ледоколов (УАЛ) - раз в 10 лет) - позволяют им выполнять проводки судов в тяжелых льдах и вдали от портов, в том числе в сверхвысоких широтах. По нашим расчетам и на основании заключенных долгосрочных контрактов, заявленный грузопоток в 40 млн. тонн можно обеспечить четырьмя атомными ледоколами. Однако для выхода на ледокольное обеспечение дальнейших объемов потребуются дополнительные ледоколы. Всего, по нашим расчетам, для грузопотока в 80 млн. тонн нужно восемь атомных ледоколов, включая атомный ледокол-лидер.
- Зачем нужен лидер? - Почему лидер и зачем такой мощный - 120 МВт против строящихся сейчас самых мощных в мире УАЛов, мощность которых 60 МВт? Дело в том, что в настоящий момент круглогодичная навигация по СМП реализована только в западном его секторе, не таком тяжелом с точки зрения ледовой обстановки. В восточном секторе навигация возможна только в летне-осенний период, когда ледовый покров и толщина льда минимальны. Но именно отсутствие круглогодичной навигации препятствует выполнению одной из важнейших задач СМП - круглогодичной доставке российской арктической продукции на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Ледокол-лидер как раз и призван решить эту задачу.
- Чем отличается современный ледокольный флот на Севморпути от того, что был в советские времена? - Во времена СССР СМП использовался исключительно для внутренних нужд, то есть весь грузопоток был сформирован внутренним заказом. В настоящее время Северный морской путь - это международная морская магистраль, пригодная для навигации крупнотоннажных судов при должном ледокольном обеспечении. Важным показателем работы атомных ледоколов является интенсивность их эксплуатации. Например, в начале двухтысячных в работе было шесть атомных ледоколов и в совокупности они работали 32-33 месяца в году, то есть каждый ледокол был задействован в среднем 5,5 месяца в год. Сейчас у России четыре атомных ледокола, в совокупности они работают 36 месяцев в году, то есть каждый оказывает ледокольные услуги девять месяцев в году, остальные три отводятся на ремонт либо на перезарядку, если подходит срок. Ледоколы не простаивают ни дня, что говорит о возросшем спросе на их услуги.
Известия.RU от 20 июня 2017 года, Кирилл Кудрин.
0
0