0
0
Новые российские ледоколы смогут победить любые льды Арктики
О том, как вырастет атомный ледокольный флот в ближайшие полтора десятка лет и какие задачи будут решать строящиеся уникальные атомоходы, - в материале ТАСС.
Атомный ледокол «Лидер», проектируемый в России, сможет преодолевать льды толщиной до четырех метров - это максимальная толщина льдов Северного Ледовитого океана. Об этом сообщил журналистам начальник штаба морских операций «Атомфлота» Владимир Арутюнян во время пресс-тура на предприятие.
Отрасль рекордов Атомный ледокольный флот России с момента создания и по сей день - легендарный и уникальный, так как ни в одной другой стране атомных ледоколов нет. Хотя в свое время подобные проекты пытались реализовать США, Канада, Япония.
Свой отсчет флот ведет от первенца или дедушки атомного судоходства - ледокола «Ленин». Он был заложен 25 августа 1956 года на Судостроительном заводе имени Андре Марти в Ленинграде. За время эксплуатации прошел 654 тыс. миль, из них во льдах - более 560 тыс. миль.
«Ленин» проработал 31 год, и в 1990-м был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в столице Заполярья - городе Мурманске. На его борту действует музей. Но и «при жизни» он был одной из главных мировых достопримечательностей: на нем бывали многие лидеры государств, «звезды» всех рангов и сфер. Сейчас поток туристов в ледоколе-музее растет год от года, постоянно расширяя географию.
На судне во многом сохранена обстановка начала второй половины двадцатого века, оборудование, поэтому гости могут своими глазами увидеть, как жили и работали первые моряки атомохода. Сохранен даже судовой рояль, на котором Александра Пахмутова впервые представила песню «Усталая подлодка». Не случайно в 2015 году музей вошел в специальный реестр объектов морского наследия России.
Поддержали традицию уникальных достижений и последующие атомные ледоколы. Наиболее знаменит из них, пожалуй, «Артика». Он был введен в эксплуатацию в 1975 году и уже менее чем через два года сделал то, что не удавалось ни одному надводному кораблю, - покорил Северный полюс. Еще один рекорд он поставил в 1999-2000 годах, отработав в Арктике целый год без захода в порт приписки.
А ледокол «50 лет Победы» в 2011 году впервые достиг макушки планеты вне летнего сезона - в середине осени, привезя на полюс эстафету олимпийского огня зимних Игр в Сочи.
Равнение на «Лидера» Всего нашей страной было построено девять атомных ледоколов. Из них сейчас остались в эксплуатации четыре: аналогичные «Арктике» суда «Ямал» и новейший на сегодня «50 лет Победы», а также «Таймыр» и «Вайгач», предназначенные для работы в более мелководных акваториях, в первую очередь устьях рек в Сибири. Остальные ледоколы, исчерпав ресурсы, ждут утилизации.
Но на смену им уже строятся новые, которые унаследуют имена предшественников. В 2016 году был спущен на воду головной атомный ледокол «Арктика» проекта 22220. Всего строится три таких судна, которые после ввода в эксплуатацию станут самыми большими и мощными ледоколами в мире: мощность каждой из двух турбин ледокола составит 36 тыс. кВт (на сегодня этот рекорд составляет 27,9 тыс. кВт), а длина превысит 170 метров против 150 метров у «Вайгача» и «Таймыра».
Однако пальму первенства долго удержать им вряд ли удастся. Уже идет проектирование атомного ледокола-гиганта «Лидер», который перекроет все показатели в полтора-два раза. Атомный ледокол проекта 10510 создается для круглогодичной проводки крупнотоннажных транспортных судов дедвейтом более 100 тыс. тонн и шириной более 50 метров на всем протяжении Северного морского пути. Его длина составит 209,6 метра, ширина - 47,7 метра, водоизмещение - 69,5 тыс. тонн, мощность - 120 МВт, он будет способен преодолевать льды толщиной до 4,1 метра - как уже говорилось, больше для Артики не нужно.
Как рассказал Владимир Арутюнян, согласно планам, атомный флот практически полностью обновится к 2031 году. Из действующих к тому времени в строю останется только «50 лет Победы», но к нему присоединятся шесть новых, включая три ледокола проекта «Лидер». То есть флот вырастет почти втрое только по числу судов, не говоря уже о росте мощности.
При этом начальник штаба морских операций, много лет проходивший на ледоколах капитаном, отметил, что современные ледоколы гораздо безопаснее и проще в управлении, хотя принципиально в их устройстве немногое поменялось.
«Сейчас, конечно, на судах самая современная начинка, аппаратура, оборудование. Поэтому они способны решать гораздо более серьезные задачи», - сказал Арутюнян.
Как считают в «Атомфлоте», этих 11 ледоколов будет достаточно для освоения арктических месторождений. В первую очередь речь идет о проектах «Ямал СПГ», планируемом «Арктик СПГ 2», угольном месторождении Тайбасс, Новопортовском нефтяном месторождении.
Дом для атомоходов Все атомные ледоколы находятся в ведении одного предприятия - ФГУП «Атомфлот». Его база находится в Мурманске. Отсюда суда уходят в Арктику, здесь же проходят ремонт и перезарядку. Как рассказал замдиректора по производству и вопросам судоремонта «Атомфлота» Максим Филипов, ремонт и осмотр ледоколы проходят не реже одного раза в год.
«Говоря языком автомобилистов, это техосмотр и техобслуживание», - привел он сравнение.
Эти процедуры «Атомфлот» проводит в двух доках. Сухой док позволяет поднять судно весом 20 тыс. тонн в воздух, чтобы ремонтировать можно было и его обшивку. Как рассказал Филипов, на покраску бортов и днища уходят тонны специальной краски, которая может выдерживать воздействие льда и соленой воды.
Ремонтный персонал предприятия составляет 150 человек, не считая специалистов подрядных организаций. Это вполне закономерно. Ледокол, по сути, представляет собой если не город, то очень большое общественное здание в полтора десятка этажей, то есть палуб, высотой, где есть все необходимое для жизни.
Например, на ледоколе «50 лет Победы» помимо реакторного отсека, занимающего всю высоту судна, машинного зала и других помещений с оборудованием, есть медчасть с лазаретом, ресторан, библиотека, музыкальный салон, спортзал, сауны, лифт. И десятиметровый бассейн, в который набирают в походах морскую воду прямо из Северного Ледовитого океана.
Именно на этом ледоколе возят туристов на Северный полюс с 2008 года, до этого восемь лет эту функцию выполнял «Ямал». Путешествие до макушки планеты и обратно занимает около 11 суток, атомоход посещает острова архипелага Земли Франца-Иосифа, где можно увидеть огромные птичьи базары, белых медведей, моржей, китов, уникальные круглые камни и другие удивительные природные богатства. Из экзотических развлечений туристам предлагают пожарить полярное барбекю, поводить хоровод вокруг точки полюса, искупаться в Северном Ледовитом океане и насладиться видом незаходящего солнца: в самой северной точке планеты полгода длится полярный день. Несмотря на стоимость тура, от 25 тыс. долларов, от желающих нет отбоя.
Сейчас ведутся проектные работы по новому доку, который сможет принимать строящиеся ледоколы-гиганты. Как рассказал Максим Филипов, он будет значительно превышать существующие по размерам, а грузоподъемность его станет больше сразу втрое и составит 60 тыс. тонн. Готовность построить такой гигант уже высказали отечественные судостроители.
Док должен быть построен к моменту ввода в эксплуатацию «Лидера», после начала работы которого каждая точка Арктики будет доступна в любое время года.
ТАСС от 25 декабря 2017 года, Илья Виноградов.
0
0