0
0
Северным путем идете, товарищи!
В ближайшие 15 лет Россия намерена в 20 (!) раз увеличить объем грузов, ежегодно перевозимых по Северному морскому пути. Главная роль в реализации этих амбициозных планов принадлежит Ямалу.
Создаваемый здесь международный транспортно-индустриальный узел станет основной движущей силой для развития Севморпути и всей центральной части Арктики. События, происходящие в российской части Арктики, в последние годы вызывают особый интерес международной и российской общественности. Запуск в эксплуатацию одного из крупнейших в мире заполярных газовых месторождений Бованенково, первая нефть с Новопортовского месторождения, начало строительства на полуострове Ямал крупнейшего российского завода по сжижению природного газа и нового морского порта Сабетта - все эти события стали знаковыми не только для российской, но и для мировой экономики. В этом году вектор внимания власти и бизнеса оказался направлен на решение транспортных проблем в Арктике и в первую очередь на развитие Северного морского пути (Севморпуть, СМП) - традиционного российского транспортного морского маршрута вдоль побережья Северного Ледовитого океана. Наша страна намерена не только активно использовать СМП для развития своих арктических территорий, но и хочет превратить его в один из самых популярных мировых логистических маршрутов. Комплексный план развития Севморпути, утвержденный в июне этого года правительством России, предполагает увеличение ежегодного грузопотока по этому маршруту в 20 раз - с 4 млн. тонн (2014 год) до 80 млн. тонн (2030 год). Но, как показала дискуссия по вопросам развития Арктики, которая в этом году (тоже впервые!) была организована на международном Петербургском экономическом форуме (ПМЭФ), эффект от формирования полноценного транспортного хаба в центре Арктики - Ямало-Ненецком автономном округе, может превысить и эти смелые прогнозы. При этом Ямал уже сейчас является основным драйвером увеличения объема перевозок по Севморпути. А в будущем роль округа еще более вырастет. По сути, на территории региона сейчас создается транспортно-индустриальное «острие», за счет которого и будет в дальнейшем развиваться Северный морской путь.
Исключительно важная задача Комплексный план развития Северного морского пути в нашей стране был принят в июне этого года. Тем самым российское правительство признало, что реализация в Арктике масштабных индустриальных проектов без полноценного развития здесь транспортной инфраструктуры будет крайне затруднительна. «Северный морской путь - это кратчайший маршрут, который соединяет Европу с Дальним Востоком, Азиатско-Тихоокеанским регионом, западной частью Северной Америки. Надо признаться, используется он у нас пока, мягко говоря, так себе. Раньше его использование было гораздо более полным. Он должен работать на реализацию наших уникальных транспортно-логистических преимуществ, приносить деньги в бюджет, естественно, и открывать дорогу к запасам полезных ископаемых и в Арктике, и в Сибири, и на Дальнем Востоке. Поэтому эта задача исключительно важна», - подчеркнул, утверждая комплексный план развития Севморпути, премьер-министр России Дмитрий Медведев. Этот план многогранен. В нем предусмотрены меры по навигационно-гидрографическому и гидрометеорологическому обеспечению судоходства в акватории Северного морского пути, по аварийно-спасательному обеспечению судоходства, по развитию морских портов, по обеспечению вопросов обороны в акватории Северного морского пути, а также по разработке и строительству морской техники, систем и средств. Реализация комплексного плана позволит обеспечить безопасность мореплавания, деятельность кораблей и судов Военно-морского флота, северный завоз в субъекты Федерации, расположенные на Крайнем Севере, и защиту морской среды от загрязнения, а также повысит надежность транзитных перевозок и перевозок углеводородного сырья с мест добычи, расположенных на арктическом побережье и континентальном шельфе Российской Федерации. В частности, как подчеркнул вице-премьер Дмитрий Рогозин, этим планом предусматривается кардинальное обновление ледокольного флота России. На стапелях Балтийского завода в Санкт-Петербурге в конце мая был заложен первый серийный атомный ледокол нового типа ЛК-60 (головной ледокол этой серии уже готов на 20 процентов). Соответственно, в 2017, 2019 и 2020 годах российский флот пополнится тремя новыми атомными ледоколами, которые смогут эффективно работать во льдах толщиной более 3 метров. К концу этого года Крыловский центр разработает и проект супер-ледокола мощностью (на валу) 130 Мвт, который сможет уверенно преодолевать четырехметровые льды и пробивать дорогу для супертанкеров дедвейтом 200 тыс. тонн и выше. Кроме того, как подчеркнул Дмитрий Рогозин, нашей стране нужно не менее 10 дизель-электрических ледоколов мощностью 20 МВт с малой осадкой, которые были бы специально приспособлены для работы на шельфовых проектах и в акваториях Обской, Байдарацкой, Тазовской и Гыданской губ. «Без ледокольного флота, без всех работ, которые сейчас заложены, мы, конечно, вряд ли могли бы освоить Северный морской путь. Поэтому в целом все эти работы системно увязаны - и транспортные структуры, железные дороги, модернизация порта, то, что делают наши военные. Дальнейшая работа сейчас будет организована в рамках Государственной комиссии по вопросам развития Арктики», - сказал на заседании правительства глава госкомиссии по вопросам развития Арктики. Одним из показателей успешности выполнения комплексного плана развития Севморпути должен стать двадцатикратный рост грузоперевозок по этому маршруту в 15-летней перспективе. «Вся нормативно-правовая база фактически сформирована уже к концу прошлого года. Принят специальный закон, приняты правила мореплавания, утверждены размеры платы за ледокольную проводку судов, то есть массив нормативных актов в целом сформирован, хотя некоторые изменения и дополнения будут необходимы для реализации соответствующего плана. Сейчас выдается более 600 разрешений на проводку судов в год. Объем доставляемых грузов составляет порядка 4 млн. тонн. Потенциал, оцениваемый за период 15 лет - более 80 млн. тонн. То есть в 20 раз возможно увеличение объемов перевозок», - подчеркнул, представляя этот документ, вице-премьер Аркадий Дворкович.
Точка притяжения В отличие от «южного» морского пути - через Суэцкий канал и Индийский океан, по которому сейчас следует львиная доля грузов из Европы в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), Северный морской путь короче почти на 40 процентов. Это позволяет международным перевозчикам экономить очень существенные деньги на фрахте судна, топливе, оплате труда экипажи и т.д. Есть только одно основное препятствие на СМП - льды. Но глобальное потепление привело к тому, что летом судам даже не ледового класса по Севморпути уже можно проходить некоторое время без сопровождения ледоколов. «В последние годы наблюдается исчезновение из прибрежных вод России многолетних льдов - они отходят к северу. Прошлогодняя навигация показала, что в летнее время в течение полутора месяцев вдоль российского побережья Северного Ледовитого океана есть достаточное количество чистой воды, где без ледокольной проводки могли осуществлять плавание суда даже не ледового класса», - подчеркнул, выступая на ПМЭФ-2015, руководитель ФГКУ «Администрация Северного морского пути» Александр Ольшевский. Российское правительство, как заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин, намерено организовать широкую рекламную компанию по привлечению зарубежных перевозчиков на российский Севморпуть. В частности, этот проект будет широко представлен на выставке «Экспо» в китайском Харбине в октябре этого года. Однако, и российские, и международные эксперты говорят о том, что степень зарубежного интереса к Севморпути будет напрямую зависть от степени развития инфраструктуры на этом маршруте. «Необходимо дальнейшее развитие инфраструктуры в этом регионе - не только для трансконтинентальных транзитных перевозок, но также и для удовлетворения потребностей расширяющегося каботажного судоходства. Тем не менее, текущая ситуация не есть нечто вечное и неизменное, и по мере реализации согласованных международных инициатив арктическое судоходство может быстро стать прибыльным бизнесом», - убеждены председатель Eykon Energy Хейдар Гудйонссон и исполнительный секретарь Китайско-скандинавского центра исследования Арктики Эгилль Тор Ниельссон. «Налаживание тесного сотрудничества России, Индии, Китая, выстраивание геополитического треугольника может быть крайне интересно, прежде всего, с транспортной точки зрения. Интересны российские воды, а не канадские, где ледовая обстановка гораздо хуже, и они менее использованы и известны. Поэтому если мы говорим об Арктике, как торговом пути, связывающем Запад и Восток, то это, прежде всего - Россия. И заинтересованные страны в этом - наши ближайшие союзники. Поэтому можно рассчитывать, что в ближайшее время в Арктике мы получим поддержку этих стран», - считает директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников. Но при этом и в российском правительстве, и в среде бизнеса, и уж тем более в арктических регионах прекрасно понимают, что истинным драйвером развития Северного морского пути в ближайшие полтора десятилетия станут все же не международные перевозки, а индустриальные проекты, осуществляемые в центральной части Арктики - на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО, Ямал). Сейчас здесь, в арктической зоне, формируются шесть новых системообразующих центров по добыче газа и нефти. На полуострове Ямал, кроме Бованенковского, например, развиваются Тамбейский и Новопортовский центры, в акваториях Обской и Тазовской губ идет подготовка к созданию Каменномыского центра газодобычи, на территории Гыданского полуострова - Гыданского центра газодобычи с условным названием СПГ-2 для развития мощностей по производству сжиженного природного газа. Создание и функционирование этих центров немыслимо без создания новой транспортной инфраструктуры. Поэтому три года назад на северо-восточной оконечности полуострова Ямал на принципах государственно-частного партнерства началось создание нового российского морского арктического порта Сабетта. В первую очередь этот порт предназначен для строительства и отгрузки продукции самого крупного отечественного завода по сжижению природного газа «Ямал СПГ», сырьевой базой для которого является Южно-Тамбейское месторождение. Однако уже сейчас через Сабетту переваливаются грузы не только для Тамбейского, но и для других новых ямальских центров добычи и переработки углеводородов, и даже для предприятий, расположенных в Тюменской области. В конце июня в Сабетте завершилось строительство четвертого по счету грузового причала. И по факту этот новый российский морской порт уже сейчас стал крупнейшим местом перевалки арктических грузов на трассе Северного морского пути. На совещании на тему развития порта Сабетта в транспортно-логистической схеме Уральского федерального округа по экономическому освоению Арктики, который в дни проведения ПМЭФ-2015 прошло в Санкт-Петербурге под председательством полномочного представителя президента РФ в УрФО Игоря Холманских, прозвучало, что в 2014 году через Сабетту было перевалено 2 млн. тонн грузов. Плюс с полуострова Ямал в прошлый год морскими танкерами было отправлено в Европу 100 тыс. тонн нефти, которую «Газпром нефть» добыла на новом Новопортовском месторождении. Таким образом, в 2014 году индустриальные проекты, осуществляемые на Ямале, обеспечили более половины всей загрузки Северного морского пути (в прошлом году общий объем перевозок по этому маршруту, включая транзитные, составил 3,9 млн. тонн). В этом году этот показатель, очевидно, будет еще выше, поскольку загрузка морского порта Сабетта в 2015 году предусмотрена на уровне 3 млн. тонн, а «Газпром нефть» только с февраля по июнь этого года (в рамках зимней морской программы) уже вывезла с Нового Порта в сопровождении ледоколов «Атомфлота» морем 110 тыс. тонн нефти. «Мы продолжаем разрабатывать уникальные для российской нефтегазовой отрасли технические, логистические и маркетинговые решения, которые позволяют нам не только в намеченные сроки приступить к круглогодичной промышленной разработке Новопортовского месторождения, но и увеличивать долю экспортных расчетов в российских рублях», - заявил по поводу окончания зимнего сезона отгрузки нефти с Нового Порта председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков. В 2016 году «Газпром нефть» намерена завершить строительство второй очереди напорного нефтепровода с Новопортовского месторождения до Мыса Каменный, расположенного на берегу Обской губы, и нового круглогодичного арктического нефтяного терминала мощностью по перевалке 8,5 млн. тонн нефти в год. В конце будущего года от причальной стенки порта Сабетта должен отойти и первый танкер-газовоз с ямальским сжиженным природным газом. Как подчеркнул недавно журналистам первый заместитель директора по строительству «Ямал СПГ» Дмитрий Монаков, летом ямальский СПГ по Северному морскому пути будет поставляться непосредственно на восток в страны АТР, а зимой танкеры-газовозы с Ямала пока будут ходить по «западному» маршруту - с перевалкой на регазификационном терминале в порту Зебрюгге (Бельгия). Однако и в том, и в другом случаях речь идет о перевозках по Северному морскому пути, поскольку полуостров Ямал расположен, фактически, посредине арктической части этого маршрута. «Оттуда почти одинаковое расстояние что до Парижа, что до Пекина», - высказался однажды президент России Владимир Путин, оценивая проект строительства «Ямал СПГ» и порта Сабетта. Таким образом, уже в ближайшие пять лет продукция только двух ямальских новых индустриальных центров - Тамбейского и Новопортовского, увеличит нынешнюю загрузку Северного морского пути в 6 раз - минимум до 25 млн. тонн в год (8,5 млн. тонн нефти с Нового Порта и 16,5 млн. тонн СПГ с «Ямала СПГ»). Причем, что касательно СПГ, то весь объем этого газа уже законтрактован на 20-25 лет вперед, что на этот же период времени гарантирует и его перевозку по Севморпути. Более того, перевалочные мощности Сабетты рассчитаны на 32 млн. тонн жидких углеводородов в год - очевидно, с расчетом на второй СПГ-завод в ЯНАО, разрешение на строительство которого на Гыданском полуострове контролирующий акционер «Ямал СПГ» - компания НОВАТЭК, уже получила от российского правительства в 2014 году. Поэтому именно ямальские индустриальные проекты сегодня являются основными драйверами возрождения Севморпути. Именно под них строятся новые российские ледоколы и танкера ледового класса. Причем речь идет не только об атомных ледоколах ЛК-60, строительство которых финансируется из государственного бюджета. По заказу «Газпром нефти», например, специально для работы Новопортовском месторождении сейчас строятся два дизель-электрических мелкосидящих ледокола мощностью по 22 МВт каждый. Проект ледоколов - известной финской компании Aker Arctic. Строит российская верфь - Выборгский судостроительный завод. Оба судна должны быть готовы к 2018 году. Они будут построены по новейшему проекту под ледовый класс Icebreaker8, обеспечивающему ледопроходимость до 2 метров и значительную маневренность при сравнительно небольшой осадке. При этом согласно контракту, эти суда также должны иметь возможность непрерывной работы при температурах до -50 градусов. Чуть раньше «Совкомфлот» заказал южнокорейской компании Samsung Heavy Industries три (с опционом еще на три) арктических челночных танкера усиленного ледового класса Arc-7 для вывоза нефти с этого месторождения. Проект танкеров также разработан Aker Arctic, строительство первого танкера было начато в Пусане 2 апреля 2015 года. «Все инфраструктурные проекты - Северный широтный ход, морской порт Сабетта, а также строительство завода «Ямал СПГ», все они способствуют развитию арктической трассы. Главное, что грузопоток растет. Мы понимаем, что сегодня более комфортно ходить в европейскую часть, но в 2017 году, когда заработает завод «Ямал СПГ», порт Сабетта, активизируется движение по Севморпути, вектор изменится в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона. Морские пути здесь будут прокладываться и «нагреваться» ледоколами, в том числе и новыми, класса «Арктика», которые специально под эти проекты сейчас строятся на Балтийском заводе. Безусловно, Обская губа, Гыданская губа станут «горячими участками» Северного морского пути», - убежден глава ЯНАО Дмитрий Кобылкин.
Концентрация на главном Северный морской путь - это не что-то очень далекое и экзотическое, как иногда пытаются представить этот маршрут не только в Европе, но и некоторые люди в Москве. Это исторический российский транспортный маршрут, которые отечественные моряки освоили еще почти тысячу лет назад - в двенадцатом веке. «Арктика - это наш дом. Сегодня каждый день в этом регионе работают 20 экипажей наших судов. Мы имеем уникальный опыт работы в этих условиях, наработанный трудом многих поколением моряков. И это является намного более важным потенциалом, чем те инженерные изделия, которыми они сейчас управляют. Потому что в Арктике нет ничего более ценного, чем человеческий опыт», - подчеркнул на ПМЭФ-2015 глава основного российского арктического морского перевозчика - генеральный директор, председатель правления ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк. Уникальный опыт российских моряков в сочетании с уникальными инженерными решениями, примененными при строительстве порта Сабетта (например, один квадратный метр портовых сооружений, плавающих, фактически, на смеси льда и песка, выдерживает нагрузку в 100 тонн), уникальное расположение самого порта, уникальность его грузов делают Сабетту основным опорным портом в центральной части Северного морского пути. По сути, это уже естественный транспортный хаб в центральной части Арктики, куда смогут заходить огромные корабли длиной по 300 метров, а через международный аэропорт Сабетта только за первые 4 месяца работы прошло почти 40 тыс. пассажиров. Пришло время сделать следующий шаг - соединить Сабетту с единой сетью железных дорог страны. «Сабетта может использоваться как многофункциональный терминал, открывающий всем территориям России и в первую очередь регионам Уральского федерального округа, ворота Севморпути в Азию, Европу и Америку. При этом экспорт и импорт происходят по самому кратчайшему, экономически эффективному и безопасному пути. Это новые возможности для достижения стратегических государственных задач в Арктике», - убежден один из самых активных сторонников этой идеи - глава Ямала Дмитрий Кобылкин. Для того чтобы обеспечить прямой выход на мировые рынки десяткам миллионов тонн грузов с Урала, Поволжья и Сибири, в ближайшие годы достаточно построить 700 километров железной дороги, соединяющей восточную и западную части ЯНАО - Северный широтный ход (СШХ). Суммарная стоимость этого проекта вместе с дальними подходами составляет 290 млрд. рублей. Однако за счет мультипликативного эффекта реализация этого проекта только в Уральский федеральный округ привлечет порядка 1 трлн. рублей дополнительных инвестиций и позволит создать в нашей стране 300 тыс. новых рабочих мест. Поэтому СШХ получил поддержку президента России Владимира Путина, руководства Минтранса, Российских железных дорог (РЖД) и всех арктических грузоотправителей. «Северный широтный ход позволит соединить Северную и Свердловскую железные дороги, получить доступ к перспективным месторождениям, вывести Единую транспортную систему РФ в Мировой океан через соединение с портом Сабетта и Севморпутем. Объем перевозок по СШХ составит до 24 млн. тонн ежегодно. Соглашения с потенциальными грузоотправителями уже заключены», - подчеркнул на совещании по развитию порта Сабетта в транспортно-логистической схеме УрФО, которое прошло в рамках проведения ПМЭФ-2015, глава Ямала Дмитрий Кобылкин. При этом Северный широтный ход сейчас начинает рассматриваться не только как федеральный, но и как международный проект. На последнем заседании межправительственной комиссии «Китай - Россия» китайские партнеры высказали заинтересованность в том, чтобы Сабетта стала неотъемлемой частью нового сухопутного международного транспортного коридора Китай - Казахстан - Урал - Уральская Арктика. «Строительство Северного широтного хода и соединение его с портом Сабетта даст возможность объединить железные дороги уральского, северо-уральского регионов и северо-запада. И, в том числе, сформировать новый транзитный коридор перевозок с Китая, который был озвучен на последней межправкомиссии «Китай - Россия», - подчеркнул на ПМЭФ-2015 первый вице-президент РЖД Александр Мишарин. Региональные власти Ямала делают все возможное, чтобы Северный широтный ход был построен и соединен с главным на сегодня российским арктическим морским портом. На деньги региона, например, в одном коридоре с СШХ строится автомобильная дорога Надым - Салехард и один из двух стратегических мостов этой железнодорожной трассы - через реку Надым. Готов и согласован со всеми участниками паспорт СШХ, строительство этой дороги поддержано всеми главами уральских регионов. Выработан четкий механизм государственно-частного партнерства по её созданию. Дело, по сути, только за выделением денег из федерального бюджета на строительство моста через Обь, которое запланировано в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России до 2020 года». Учитывая повышенный интерес Китай к Северному морскому пути и порту Сабетта, этот вопрос, очевидно, тоже скоро сдвинется с места. И тогда, по прогнозам Минтранса, через ямальскую Сабетту ежегодно сможет проходить до 70 млн. тонн разных грузов - 32 млн. тонн наливных и 38 млн. тонн сухих грузов. Это и будет реальным созданием в центральной части Арктики той самой инфраструктуры, которая необходима для возрождения Северного морского пути и превращения его, как планирует российское правительство, в популярный международный транспортный маршрут, который будет работать на развитие не только российской Арктики, но и всей национальной экономики нашей страны.
Вадим Пономарев.
0
0