0
0
ГУЛАГ, хоккей и первая любовь. Пять хороших романов для выходных
С 28 марта по 5 апреля россиян ждут длинные выходные, установленные по указу президента для профилактики коронавируса. Часть времени помогут скрасить диван, плед, торшер, чай с печеньками и хорошие книги. Чтобы эта комбинация действительно стала безупречной, предлагаем прочитать эти пять книг.
Александр Етоев. «Я буду всегда с тобой». Издательство «Азбука»
Это не роман о любви, как можно подумать по обложке (хотя любовь к своему делу и к женщине в романе тоже есть). Это завораживающая шаманским ритмом попытка Александра Етоева в жанре магического реализма заговорить две сильнейшие травмы - Великую Отечественную войну и ГУЛАГ.
В 1943 году недалеко от Салехарда скульптор Степан Рза, живущий в «закумполярье», получает от начальника лагеря Тимофея Дымобыкова заказ высечь из драгоценного каррарского мрамора его статую в полный рост. Рза, во-первых, любит свою работу, во-вторых, ему интересны люди, а в-третьих, даже получивший Сталинскую премию опытный скульптор не станет без нужды отказывать начлагу НКВД. Степан переезжает в лагерь и становится невольным участником состряпанной от злости и амбиций истории. Замначальника Телячелов рвется к власти, мечтает о повышении, для этого ему необходимо разоблачить скрытого врага. На роль жертвы он назначает помощника скульптора, молодого ненецкого шамана Ванойту, обвиняет его в заговоре против советской власти.
Александр Етоев сплавляет ненецкие легенды с советскими реалиями, напевную поэтичность языка шаманов - с казенными фразами, а талант видеть прекрасное - со страшной действительностью. Получается самобытный роман о том, как легко искажается реальность, как быстро слабый человек теряет волю и сходит с ума и как важно (и трудно) сохранять внутреннюю цельность.
Али Смит. «Осень». Издательство «Эксмо», перевод с английского Валерия Нугатова
Когда многократная финалистка «Букера» Али Смит пишет «небольшую книгу о большой любви» длиною в полстолетия и об искусстве невыразимого, стоит бросить все и читать. Али Смит - мастер изящной интеллектуальной прозы, она смело экспериментирует с жанровыми формами, не жертвуя при этом красотой текста и глубиной смысла. «Осень» - первая часть тетралогии (вторая, «Зима», уже написана) - роман-коллаж, где размышления о природе искусства, сатирические зарисовки о современной политике и сокровенные чувства собраны рядом, наколоты на дерзкие слова, как на булавки.
Дэниэл Глюк прожил 101 год. Он медленно угасает в больнице, погруженный «в фазу глубокого сна». Его регулярно навещает 32-летняя Элизавет Требуй, внештатный преподаватель лондонского университета. В детстве они были соседями и по-своему дружили - под влиянием Дэниэла Лиз стала изучать, а после преподавать историю искусств. Осенью 2016 года, пока ошеломленная брекситом Британия распадается на фрагменты, Элизавет собирает воедино свои воспоминания, а Али Смит смешивает их с красочными мечтами спящего глубоким сном Дэниэла. «Осень» - попытка выразить неуловимое, запечатлеть нежность, удержать мгновение.
Кристоф Оно-ди-Био. «Сирена». Издательство «Фантом Пресс», перевод с французского Нины Хотинской
Пару лет назад на русском языке вышла «Бездна» Оно-ди-Био - классический экзистенциальный роман о закате европейской цивилизации. Невероятно красивый, затягивающий текст, получивший престижные литературные награды. «Сирена» в какой-то мере продолжение того романа: журналист Сезар (герой «Бездны», потерявший жену - страстную испанскую красавицу) пытается взглянуть в лицо собственной смерти.
Если «Бездна» была детективом и экзистенциальным романом, то «Сирена» - роман-головоломка с античными подсказками. Древняя Греция с её мифами и искусством становится равноправным героем книги. Сезар убит горем, он пытается постичь то, что находится за гранью физического существования. Это запредельное манит его сладкоголосым пением сирен. Но однажды на пороге его дома оказывается прекрасная молодая женщина. У нее греческий акцент, она умеет слушать и готова, как Ариадна, протянуть путеводную нить, чтобы вытащить Сезара из черной бездны горя к солнечному свету. Правда, путь к себе неизбежно лежит через лабиринт Минотавра - современный мир, непредсказуемый и опасный.
Фредрик Бакман. «Медвежий угол». Издательство «Синдбад», перевод со шведского Ксении Коваленко и Марии Людковской
Автор душевных трагикомических романов Фредрик Бакман взял и написал острую социальную драму. Бьорнстад (в переводе со шведского «Медвежий угол») - крошечный городок-поселок на самом севере Швеции, дальше только лес и замерзшее почти весь год озеро. Вокруг льда и крутится вся жизнь захиревшего городка, где не осталось ни бизнеса, ни перспектив. На озере тренируется юниорская команда по хоккею, главная гордость Бьорнстада. Если ребята прорвутся в национальный полуфинал, о городке заговорят по всей стране. Хоккей для местных жителей не просто спорт, а нечто большее, надежда на перемены. День победы в ¼ финала стал сумасшедшим праздником для всех, кроме капитана команды Кевина и Маи, дочки спортдиректора клуба, потому что кто-то готов на любую подлость ради победы в решающем матче.
Фредрик Бакман - писатель редкого таланта, он пишет так, что чувствуешь и понимаешь каждого из двух десятков героев и неистово болеешь за юных хоккеистов. «Медвежий угол» - роман о верности, дружбе, о том, как легко бывает огорчить того, кого любишь, и как страшно преодолеть себя.
Кристина Гептинг. «Плюс жизнь». Издательство Like Book
Очень честная повесть о подростке, которая заставляет совершенно иначе взглянуть на себя. Лев Спирин с рождения живет с диагнозом «ВИЧ-положительный». И эта «плюс-жизнь» означает, увы, не только ежедневные горсти таблеток, постоянные анализы и визиты к врачу, но и бесконечное осуждение тех, кто рядом, включая самых близких. Лео не виноват в том, что его мать не справилась со своей жизнью, сам он готов взрослеть и учиться, он хочет любить и мечтает стать врачом. Но все его мечты разбиваются о реальность. Даже воспитавшая Лео бабушка всю жизнь общалась с внуком сквозь четыре слоя марли, что уж говорить о посторонних людях. О тех, кто кивает «я понимаю», но старается не прикасаться, кто не хочет, чтобы инфицированный ребенок учился в одном классе с их детьми, кто даже не собирается разбираться в том, что такое эта самая «плюс-жизнь».
Но книга не о нашей дремучести (хотя у 16-летней бунтарки Арины, которая, узнав о диагнозе Лео, начинает штудировать все, что может найти, есть чему поучиться), не о том, как жить с диагнозом. «Плюс жизнь» - повесть о взрослении и первой любви. Отлично написанная, динамичная, современная и живая история 18-летнего парня, рассказанная от первого лица. Как отмечает whealth.ru, в прошлом году совершенно заслуженно дебютантка Кристина Гептинг стала лауреатом литературной премии «Лицей».
0
0
Теги: