0
0
Пуровчане исследуют подвиги и пути оленной армии
В годы Великой Отечественной войны не только люди были участниками сражений, важную роль играли и животные. Где не мог пройти тяжелый транспорт, выручали каюры на упряжках. Северные олени были незаменимыми помощниками как на линии фронта, так и в тылу.
В годы войны в обороне советского Заполярья принимала участие уникальная оленная армия. Формировать необычные, но очень надежные транспортные батальоны стали осенью 1941 года. По словам автора проекта «Этнос и время», председателя совета коренных малочисленных народов Севера Пуровского района Ирины Хэно, первые эшелоны были из Мурманской области.
«Бойцов набирали прямо из оленеводческих стойбищ, рыбацких становищ и деревень. На фронт уходили лучшие молодые оленеводы – опора ненецкой тундры. Так началась история невиданной доселе оленной армии, состоявшей из десяти тысяч оленей, грузовых и легковых нарт с упряжью, чумами и пастушескими собаками», - рассказала Ирина Хэно.
На фронте оленно-транспортные батальоны славились как неуловимые противники фашистов. Они эвакуировали раненых и спасали экипажи сбитых самолетов и боевых машин, доставляли грузы: военную технику, боеприпасы и продовольствие, теплую одежду. В условиях бездорожья оленей использовали для связи, отправки почты.
«За годы войны в Заполярье бойцы-оленеводы из тундры эвакуировали сотни аварийных самолетов, из линии фронта вывезли тысячи раненных бойцов, переправили десятки тонн боеприпасов. Наши солдаты, любя, оленя называли «арктический танк», они говорили: «Там, где не пройдет ни одна боевая машина, пройдет северный олень», - поделилась экскурсовод Пуровского районного историко-краеведческого музея Дина Лопушанская.
Каюры на упряжках появлялись внезапно, разрушали мосты и дороги на линии фронта, а затем исчезали, как призраки. Сегодня из тех бойцов, кто сражался в оленных батальонах и прошел военными тропами карельского фронта, в живых не осталось никого. Для боевых оленей война закончилась в ноябре 44-го года, после освобождения Карелии и Мурманской области.
«Из десятитысячного стада уцелело чуть больше тысячи оленей. Как утверждают архивные источники, в 1947 году в Ненецкую тундру в стадо колхоза «Нярьяна ты» вернулось семь ездовых быков. Пройдя полтора тысячи километров, они, как птицы, нашли дорогу на родину, к чумам в родной тундре, а большая часть выживших оленей так и осталась на территории Финляндии и Норвегии», - сообщила Ирина Хэно.
В документах времен Великой Отечественной войны упоминается о том, что северные олени спасали и жителей блокадного Ленинграда. На животных доставляли продукты питания, медикаменты, из осажденного города вывозили женщин и детей. Об участии ямальцев в оленно-транспортных батальонах в военных летописях пока записей не найдено. Северный олень в годы Великой Отечественной войны был незаменимым помощником и в тылу. На упряжках коренные жители охотились, рыбачили, доставляли грузы до населенных пунктов. Оленный транспорт исколесил просторы ямальской лесотундры, начиная от южных окраин, заканчивая северными территориями, а путь их назывался «почтовой» дорогой.
«На этом пути почтовой дороги стояли специальные стойбища, куда аргишники, которые везли продукцию, могли остановиться, переночевать, сменить оленей. Если посмотреть по этой почтовой дороге, то она разветвляется где-то за рекой Ягенетта: в сторону Самбурга и в сторону Надымского района. Скорее всего, через поселок Старый Надым, и дальше через Салехард они отправлялись на фронт», - рассказал депутат Пуровской районной Думы Сергей Айваседо.
В честь подвига северных оленей в годы Великой Отечественной войны в городе Нарьян-Мар установили первый в России памятник, а с 20 ноября 2013 года в Ненецком автономном округе отмечают День памяти оленно-транспортного батальона. Исследования об участии упряжек в боях и в тылу продолжаются, и, возможно, история тех горестных лет пополнится ещё не одной страницей и не одним именем героя.
0
0
Теги: