0
0
Ученый рекомендует ставить святилища на охрану до начала промышленного освоения
В селе Мужи Шурышкарского района на круглом столе ученые и общественники обсудили вопросы сохранения этнокультурного наследия в зонах промышленного освоения Ямала.
Младший научный сотрудник института истории и археологии Уральского отделения РАН Илья Абрамов поднял проблему отсутствия конкретных механизмов охраны святилищ. По его словам, бюрократические условия таковы, что рядовой этнограф не в силах справиться с задачей постановки конкретного памятника на учет, даже если он выявлен. Сегодня на учете в службе охраны памятников ЯНАО находится около ста пятидесяти объектов культурного наследия, а в департаменте по делам КМНС таких объектов, связанных с этнической культурой, - семьсот восемнадцать, и эту цифру можно смело умножить на три. «Сейчас охрана этнокультурного наследия идет позади освоения, - сказал Илья Абрамов. - Сначала идет хозяйственное освоение, а потом, когда выявляются объекты, служба вынуждена реагировать, ставить их на охрану. Но если объект, особенно если это святилище, оказался в зоне техногенного окружения, то его перестают посещать коренные жители и фактически он перестает быть святилищем». Ученый рассказал, что оленеводы совхоза «Ярсалинский» и частники для того, чтобы подойти к морю в районе губы Крузенштерна, должны преодолеть сложную техногенную территорию Бованенковского месторождения. Там как на берегу моря, так и по пути миграции везде есть святые места. Экспедиции института выявили десять объектов культурного наследия, которые располагались либо на берегу, либо посреди техногенной инфраструктуры. В таком окружении оказалось, например, Сеяхинское святилище. Оленеводы, посещавшие это место на берегу реки, вынуждены были его оставить, потому что вокруг оказались многочисленные карьеры. При этом шел диалог между газовиками и тундровиками, как оставить это место неприкосновенным. Оленеводам нужен был весь берег, они не довольствовались кусочком земли. Газовики посчитали, что вполне адекватным способом охраны святилища будет возведение вокруг него оградки. «Сегодня постановка на учет памятника этнической культуры подразумевает, что охране подлежит участок земли под ним, - объяснил ученый. - Это значит, что должен быть предмет охраны, желательно недвижимый. Между службой охраны и археологами, этнографами постоянно идет борьба за то, что считать предметом охраны и как этот предмет охранять. Если это деревянные скульптуры, то их можно перенести. Зона охраны должна включать варианты подвижек святилищ. Охраняться должен не пятачок земли. В последнюю редакцию федерального закона об объектах культурного наследия внесены и места проведения культовых практик». Илья Абрамов применил ситуацию с охраной объектов культурного наследия и к Шурышкарскому району. Он показал на слайдах участникам круглого стола, среди которых было много жителей района, обнаруженные учеными святилища. По его убеждению, если прогнозировать промышленное освоение этих мест, то нужно действовать превентивными мерами. Если эти объекты культурного наследия уже выявлены, то их должны поставить на учет раньше, чем там начнется освоение. Зачастую действовать оказывается поздно. Земли отводятся, но оленеводы не знают об этом и оказываются перед ситуацией, когда на пастбище появляется карьер, а пастухи спрашивают у ученых, откуда он взялся.
0
0