Ямальские ученые раскрыли тайну уникального захоронения на древнем могильнике в Приуралье | Север-Пресс

Археологи в ЯНАО выдвинули гипотезу о необычной находке на памятнике «Нюрымпосллор 4»

Уникальное захоронение обнаружили участники археологической экспедиции на средневековом памятнике «Нюрымпосллор 4». Об этом агентству «Север-Пресс» рассказал руководитель раскопок, научный сотрудник сектора истории и археологии Научного центра изучения Арктики Александр Гусев.

«В этом году у нас раскопки прошли вполне успешно. Меня очень радует, что много захоронений вскрыли хороших, с инвентарем. Особое внимание заслужило погребение, которому присвоен номер 11. Это своего рода перезахоронение, дозахоронение», — рассказал Александр Гусев.

На такую мысль ученых натолкнула нетипичность захоронения по длине и ширине. Оно отличалось как от взрослых, так и от детских могил.

Фото: Сергей Зубков/«Ямал-Медиа»

«Мы сначала выдвигали гипотезы: либо там какое-то двойное детское захоронение, либо погребенный скорченный лежит. Разные гипотезы были. Ну, чтобы встретить такое, — мы просто не ожидали, были приятно удивлены!» — отметил ученый.

По его словам, скорее всего, в X—XII веке древние люди случайно наткнулись на останки умершего и решили предать их земле. Пришли на могильник, выкопали яму, аккуратно завернули кости в меховой конверт и засыпали.

Всего за месяц работ ученые исследовали раскоп площадью в 80 квадратных метров, обнаружили девять погребений — пять взрослых и четыре детских. Взрослые захоронения сильно пострадали от древних грабителей, а вот детские — не тронули. Ученые считают, что любители наживы из средневековья просто не смогли увидеть эти захоронения на местности.

Среди найденных на раскопках артефактов — серебряные височные кольца, фрагменты керамических сосудов, бронзовых изделий и украшений. Все обнаруженное исследуют специалисты Ямала, Екатеринбурга и Тюмени.

Могильник «Нюрымпосллор 4» обнаружили в 2020 году при археологической разведке. Первые раскопки состоялись в 2022 году. Как сообщало агентство «Север-Пресс», в этом году в экспедицию ученые отправились в середине июня. Полная версия интервью доступна на сайте агентства «Север-Пресс».

Самые важные новости — в нашем Telegram-канале «Новости Ямала».