http://Top.Mail.Ru
Тайна ямальского моржа | Север-Пресс

0

0

Тайна ямальского моржа

Читать «Север-Пресс» в

В правительстве ЯНАО состоялось совещание по вопросу изучения популяции ямальских моржей. Заместитель губернатора ЯНАО Александр Мажаров встретился с директором московского НЭЦ «Морские млекопитающие» Андреем Болтуновым и заместителем директора Лабытнангского научно-исследовательского стационара Александром Соколовым.

Действительно ли можно говорить о том, что моржи на Ямале – не заблудившиеся гости, а отдельная карско-ямальская популяция? Где они находятся сейчас, где и чем кормятся, каков их график выхода на берег? Есть ли взаимосвязь ямальских моржей с «соседями», насколько они изолированы? Ученые представили план-программу на 3 года по изучению ямальского феномена.

Где сейчас ямальские моржи - неизвестно. Сигнал перестал приходить уже в конце ноября. Андрей рассказывает, что за счет собственных разработок ученые хотели улучшить работу датчиков, но положительного результата это не принесло. В следующий раз ученые вернутся к предыдущим моделям датчиков, которые проработали несколько месяцев. Поскольку уже начинает намерзать лед, можно предположить, что моржи ушли. Для них это характерно: в конце ноября животные на берегу не появляются.

Что касается ямальского или «иногороднего» происхождения популяции - ученые уже сейчас небезосновательно предполагают, что моржи - наши.

«Очень может быть, что популяция моржей – ямальская. Внешне на печорских-баренцеморских моржей они не похожи. Это бросилось в глаза сразу, - расказал Андрей Болтунов. – У печорских моржей обломаны клыки, так как они вынуждены в поисках еды рыть дно, а оно каменистое. На Ямале из тысячи – всего 2-3 особи с поврежденными зубами. И внешне есть нюансы, отличия».

Чтобы однозначно ответить на вопрос о происхождении популяции, необходимо за год-два набрать должное количество генетического материала, 25-50 образцов. И только тогда можно будет сказать, имеют ли родственную связь карско-ямальские моржи с представителями из Баренцева моря. Сейчас по результатам октябрьской экспедиции в арсенале ученых только один образец. Глобальных выводов сделать они пока не могут.

«Экспедиция была организована экстренно. Когда приехали к месту лежбища – на нашем берегу было несколько десятков животных. Большая часть - на противоположном, добраться до них мы не смогли. Приоритетной была задача поставить датчики и, когда мы начали это делать, животные испугались, начали уходить в воду. Биопсию брали уже с тех моржей, которые сидели в воде. За один выезд на несколько часов удалось только это. Затем изучали животных, рассматривая видео снятое с квадрокоптера. Это животное очень беспокойное, присутствие человека для него нежелательно», - добавил Андрей.

Ученый рассказал, что точно не сможет сказать, выйдут ли моржи здесь еще раз, да еще и в таком количестве. Ранее они никогда не группировались в этих краях. Ямальскими их может сделать время в структуре годового цикла, которое они проводят у берегов полуострова. Природа их такова, что в какое-то время моржи собираются все в одном месте. В печорском море - это вторая половина зимы и весна, до мая. Когда льды распадаются, самки с детенышами уходят на север, самцы остаются в южной части ареала. А на Ямале оказалось лежбище смешанное – ценность его повышается. Возможно, оно настолько массовое в связи с тем, что сформировалось впервые, а потом моржи начнут структурироваться. Либо у Харасавэя много еды и нет необходимости разбегаться.

По точкам, которые зафиксированы с помощью датчиков, можно сказать что моржи «истоптали» береговую линию протяженностью 200 километров, порядка 100 километров на юг и 100 – на север. Сведений о том, где сейчас находятся животные, нет: рядом нет населенных пунктов, до Харасавэйского месторождения тоже далеко. Возможно, их заметят рабочие, которые, как и в первый раз, будут проезжать мимо.

0

0

Также по теме