0
0
И на Ямале есть своё Сколково
Сотовый гараж, печатный станок, волновой насос, робот-асфальтоукладчик и другие необычные конструкции - таким видят будущее юные ямальские школьники. Более пятидесяти умельцев со всего округа представили свои разработки на выставке «Все краски Ямала», приуроченной к Арктическому образовательному форуму в Салехарде.
Кандидат философских наук, доцент института педагогики, психологии, социологии Сибирского федерального университета Семен Ермаков уверен, что такие выставки чрезвычайно полезны как самим участникам, так и гостям, ведь во время выступлений дети доказывают необходимость и важность своего изобретения, обмениваются опытом и, в конечном счете, движутся вперед.
Школьница из Тазовского района Анжелика Адиева соорудила сотовый гараж, который избавит дворы и улицы от машин и тем самым увеличит срок годности автомобиля. Аналогичные гаражи есть только в Японии. «Я подумала, почему бы эту идею не применить у нас на Ямале. В будущем разработка станет полезной не только в городах, но и в небольших поселках», - рассказала она. Свою идею ученица уже презентовала на всероссийских и международных конкурсах, а также заинтересовала инвесторов для воплощения своего проекта. Десятиклассник Евгений Супаков изготовил волновой насос. Он занимается в Тазовском доме детского творчества больше года, но уже понял, что радиоэлектроника для него - увлечение всей жизни. Уверяет, что его разработка - пока единственная в своем роде. В ближайшее время Евгений планирует собрать циклонную электростанцию, которая станет незаменимой в промышленном производстве на Крайнем Севере. Красноселькупские школьники находят запчасти по всей России и из них делают мототехнику, на которой затем проводят районные соревнования «Приполярный марш». Другие разработки, представленные школьниками, словно из фильмов про будущее. Здесь и умный дом, и мобильный робот-разведчик, который можно использовать для мониторинга окружающей среды. На выставке были представлены и совсем сложные механизмы, созданные из обычного детского конструктора. Все они, по мнению участников Арктического образовательного форума, помогут детям в будущем определиться с профессией или выбрать занятие по душе. «Многие воспитанники, оканчивая школу, выбирают те профессии, с которыми познакомились в нашем центре. Это резьба по дереву, радиоэлектроника, макетирование, компьютерные технологии», - говорит заместитель директора ноябрьского центра детского творчества Екатерина Тетерина. А ещё собственные разработки и рационализаторские предложения помогают некоторым подросткам пройти по конкурсу при поступлении в московские и санкт-петербургские вузы. Сейчас в округе работает более ста учреждений дополнительного образования детей. Здесь получают новые знания и умения восемьдесят три процента школьников. В учреждениях работают около тысячи восьмисот педагогов, причем больше половины - в возрасте до сорока пяти лет. Каждый пятый учитель - мужчина. Директор департамента образования ЯНАО Ирина Сидорова отметила, что в педагогику дополнительного образования приходят самые интересные люди из других профессий. По её словам, это уникальные люди, которые превратили свое увлечение в любимую работу. Они становятся центром притяжения и собирают возле себя десятки детей. Василий Шукшин называл их чудиками, у него даже есть такой рассказ. Роман Лысюк работал инженером. Ему было уже далеко за тридцать, когда он сменил профессию. На это его вдохновили собственные дети, которых у него трое. Они решили, что папа не только хорошо разбирается в машинах, но и отлично ладит с детьми. Так, в Лабытнангах появился новый педагог дополнительного образования и секция картинга. Сейчас в ней занимается более пятидесяти детей. «Если к учителю на урок в любом случае придут дети, то после уроков ко мне как к педагогу дополнительного образования может никто не прийти. И у меня нет средств, чтобы их заставить, это невозможно сделать – только их неуемное желание творить. В этом и заключается принципиальное отличие»,- отмечает доктор педагогических наук, заместитель директора Института психолого-педагогических проблем детства РАО Ирина Фришман. Интересы детей разнообразны - рукоделие, хореография, авиамоделирование, военная техника. Одно и самых модных направлений сегодня - робототехника. Ею впервые на Ямале начал заниматься с детьми преподаватель надымского центра технического центра Валерий Долинский. Под его руководством школьники удостаивались самых высоких наград на всероссийских и международных выставках. К сожалению, в прошлом году он ушел из жизни, но его дело продолжил ученик, победитель различных конкурсов и олимпиад Павел Баранов. Он перевелся на заочное отделение вуза и стал заниматься с воспитанниками своего учителя. Это пример, который не может оставить равнодушным никого. На занятиях подростки учатся не только обращаться с техникой, но и друг с другом. Полученные знания юным инженерам пригодятся и в быту, и в дальнейшей учебе. «В робототехнике создаются тандемы, пары, команды, например, конструктор-программист, то есть один ребенок хорошо конструирует, другой программирует»,- рассказывает сотрудник надымского центра технического творчества Жаннета Роговцова. Сейчас надымский технопарк «Энигма», куда входит отделение робототехники, называют ямальским Сколково. Кстати, этот проект представлен на интернет-сайте «Образовательные бренды Ямала», где собраны лучшие практики округа. Сегодня интернет стирает границы между городами и странами. С помощью него дети, в том числе и юные северяне, могут обрести желаемые навыки даже при отсутствии в городе или отдаленном поселке нужного специалиста или педагога. В регионе повышают доступность дополнительного образования для всех детей, независимо от места проживания и социально-экономических условий семьи. С другой стороны дополнительному образованию не стоит быть навязчивым, интерес в идеале должен исходить от ребенка. «Мы словно угадали, что в послании президента России будет уделено внимание развитию дополнительного образования. И летом прошлого года впервые включили в бюджет 2015 года грантовую поддержку учреждений дополнительного образования, - говорит Ирина Сидорова.- Дополнительно к бюджетному и муниципальному финансированию предусмотрено тринадцать миллионов рублей. Это станет новым стимулом для разработки новых проектов для детей». По её словам, прошедшая в Салехарде выставка продемонстрировала достижения юных ямальцев. Она стала своеобразной площадкой для привлечения молодежи к образовательной деятельности. «Сегодня в кружках и секциях дети, получают уникальные знания, которые им непременно пригодятся в будущем, а также при выборе профессии», - уверена глава ведомства. Заместитель председателя профсоюза работников образования и науки Российской Федерации Татьяна Куприянова отметила, что руководство автономного округа уделяет большое внимание развитию образования всех уровней и направлений. Оно прекрасно понимает, что в этом заключается огромный ресурс для развития экономики Ямала и России.
Елена Трегуб, ИА «Север-Пресс».
0
0