http://Top.Mail.Ru
Математика для мальчиков или девочек? Почему царицу наук недолюбливают школьники | Север-Пресс

0

0

Математика для мальчиков или девочек? Почему царицу наук недолюбливают школьники

Читать «Север-Пресс» в

Почему дети теряют интерес к одному из самых сложных школьных предметов - математике, и как его вернуть. Царица наук входит в число предметов, которые школьники недолюбливают сильнее всего. Такое отношение часто является результатом неадекватной методики обучения и педагогических ошибок учителя.

Меж тем, дети, убежденные, что точные науки - «не для них», лишаются многих возможностей во взрослой жизни. Логика, умение мыслить критически и стратегически, поиск нестандартных подходов к решению проблем - вот лишь некоторые навыки, которые развивает математика. Кроме того, все больше современных профессий становятся междисциплинарными и охватывают точные науки, в том числе математику.

Откуда берется заниженная математическая самооценка рассказала основатель онлайн-школы по математике MindSet, магистр финансов (Лондонская школа экономики), экс инвестиционный банкир Юлия Давыдова.

«Два основных «математических» стереотипа, которые мы слышим, связаны с антинаучным делением детей на технарей и гуманитариев и сравнением способностей детей по гендерному признаку (женское и мужское мышление). Учеными давно доказано, что большинство людей по своей природе амбидекстры, то есть способны выполнять действия обеими руками, однако с детства им прививают приоритет праворукости. Так же и с мозгом - некорректно делить его на правое и левое полушарие, на логику и творчество. Мозг - сложный биологический компьютер, многие процессы которого до сих пор не изучены полностью. Все части мозга взаимосвязаны и действуют сообща. И мы точно знаем, что использовать свои интеллектуальные способности и быть успешным в совершенно разных отраслях способен каждый», - отметила она.

Оксфордский профессор математики Маркус дю Сатоя утверждает, что каждый человек по определению математик. Все потому что математика - это способность видеть шаблоны. И если арифметика в силу отсутствия должной практики может хромать, то выявление аналогов априори дано каждому. Таким образом, любой человек может освоить большую часть математической программы.

Второй общественный стереотип, который мешает детям добиваться успехов в математике, связан с ложным представлением о том, что девочки якобы не имеют склонности к точным наукам в принципе. Конечно, это тоже миф. Профессор Стил в Стэндфордском университете провел исследование: группу девочек китайского происхождения с однородной академической успеваемостью поделили на две и раздали им тест по математике, при этом предварительно одной группе сообщили, что не стоит надеяться на блестящие результаты из-за их пола, а на другую группу, наоборот, возложили высокие ожидания, сказав, что китайцы традиционно сильны в математике. Как и предполагалось, первая группа провалила тест, а вторая отлично справилась. Так профессор показала, как сильно на учениц повлияли установки, данные им взрослыми. В эксперименте речь идет всего лишь о единичном примере гендерной дискриминации. А сколько раз девочки слышат о своих «недоспособностях» за всю жизнь?

Несмотря на то, что миф о физиках и лириках давно развенчали, не все учителя в современных школах знают об этом. Девочки, которые подвергаются на уроках насмешкам и оценкам их интеллектуальных способностей в соответствии с половой принадлежностью, демонстрируют низкую уверенность в своих силах, что лишает их в будущем карьерных возможностей. К счастью, появляется все больше социальных программ по математике специально для девочек. В их числе всероссийский грант MindSet, основная миссия которого - не только помочь конкретным школьницам сдать ЕГЭ на 100 баллов, но также доказать, что гендерный разрыв в математике обусловлен лишь социальными установками.

Изменения в общественном сознании закрепившихся установок происходят очень медленно, поэтому первые перемены должны начинаться не со школы, а с родителей. Именно семья создает у детей крепкую самооценку, которую не сможет пробить мнение окружающих и ремарки не слишком прогрессивного учителя.

Математика - это не только формулы

Чтобы полюбить математику, надо для начала понять, зачем она нужна. Конечно, карьерные перспективы кажутся детям чем-то далеким. Поэтому не стоит использовать рассказ о будущих перспективах в качестве основного аргумента, чтобы привлечь школьника к занятиям. Гораздо важнее подобрать методику и педагога, который подает сложный материал максимально легко и доступно.

Дети могут быть невероятно терпеливыми и упорными, когда им что-то интересно.

Сформировать этот интерес - задача учителя. Одна из распространенных ошибок восприятия математики как предмета - сводить её к формулам и цифрам. Формулы - это всего лишь удобный метод продемонстрировать объективные связи. Математика при этом может быть очень разной. Представьте себе, есть математика вообще без формул. С ней можно познакомиться, например, в книге Канеля-Белова и Ковальджи «Как решают нестандартные задачи».

Расширяя горизонты представлений о предмете, мы боремся с тем, что мешает полюбить математику - со скукой. Более того, как ни странно, в математике есть место творчеству. Ведь у одной теоремы может быть несколько путей доказательств, у одной задачи - несколько вариантов решений. Каждая задача - это новый вызов, который способен разжечь у детей нешуточный азарт.

Как мотивировать школьника к изучению математики

Успех мотивирует: несколько решенных задач, даже самых простых, могут сотворить чудо. Мудрый учитель может спланировать успех ученика. Это неизбежно сподвигнет ребенка с большим энтузиазмом приниматься за новые и новые задачи.

Важно поощрять не только результат, но и стремление ученика выстроить логику решения, даже если в нем допущена ошибка. Так школьник понимает, что его мнение ценно, начинает чувствовать себя увереннее и старается держать установленную планку.

Высший пилотаж преподавателя - путем наводящих вопросов подвести школьника к его ошибке - дать ему самостоятельно отыскать её и исправить. В этом огромная ценность работы над ошибками, которую школьники часто воспринимают в штыки, ведь при традиционном подходе она формальна и малоэффективна.

Поощрение и успехи прививают вкус победы. Контакт с доброжелательным преподавателем - это условие, при котором способности раскрываются в полную силу. Ребенка, разуверившегося в собственных способностях, нужно чаще положительно стимулировать, даже если результаты пока скромные. Помните, что подробная обратная связь от учителя - это весомая поддержка, которая добавляет ученику решимости в борьбе с нерешенными задачами.

Программа по математике

Математическая программа в российских школах на первый взгляд логична, но рассчитана на накопление знаний. Нередко получается так, что в старших классах школьники начинают буксовать из-за незначительных пробелов в знаниях (скажем, они недопоняли или пропустили несколько тем в 6-7 классах, знания по которым понадобились через 2-3 года). Провалы в предмете могут произойти не только из-за затяжной болезни или по другим причинам, но даже после летних каникул: просто вылетело из головы, а школьная программа и новые темы не ждут, уже с первого сентября двигаются дальше. Хороший преподаватель выявит пробелы и поможет их устранить, научит ребенка посредством наводок и подсказок мыслить самостоятельно.

Еще одна проблема адекватного преподавания математики - отсутствие понятных, структурированных учебников, - отмечает letidor.ru. Безусловно, есть замечательные пособия по математике, например задачники Шарыгина и Прасолова по геометрии или «Математика - абитуриенту» Ткачука. Но все эти книги слишком сложны для школьника без наставничества со стороны учителя. Самостоятельно наверстать упущенное становится для ученика непосильной задачей.

Преподаватель выстраивает эффективную программу так, чтобы школьник мог сам соединять алгоритмы разных разделов, чтобы его навыки не ржавели. Поэтому по возможности, старайтесь выбирать учителя, который хотя бы отчасти руководствуется девизом «Use it or lose it» - «используй или потеряешь»!

0

0