http://Top.Mail.Ru
«Дорога жизни». Как открыли ледовую дорогу в осажденный Ленинград | Север-Пресс

0

0

«Дорога жизни». Как открыли ледовую дорогу в осажденный Ленинград

Читать «Север-Пресс» в

В этот день, 22 ноября, в 1941 году открыли автомобильное движение по ледовой дороге из окруженного фашистами Ленинграда. Благодаря этой «Дороге жизни» в осажденный город доставляли продукты, вывозили раненых, женщин, стариков и детей. Это была единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро, связывавшая блокадный Ленинград со страной. Официально она называлась «Военно-автомобильная дорога №101» (ВАД-101). Первые рейсы грузовых автомашин совершили автомобили 389-го отдельного автотранспортного батальона.

Фотографии Всеволода Тарасевича
Фотографии Всеволода Тарасевича

Захвату Ленинграда Гитлер отводил особое место. Он был уверен, что с взятием города разгром Москвы неизбежен. Поэтому группа армий «Север» получила приказ уничтожить Ленинград. Планировали покончить с ним сразу. Но не получилось. Ленинград жил и работал. И тогда решили заморить жителей голодом. Были отрезаны автомобильные и железнодорожные дороги. А 8 сентября 1941 года, после взятия Шлиссельбурга, началась история блокадного Ленинграда.

Единственной дорогой осталась лишь та, что начиналась на берегу Ладожского озера. Его побережье контролировала советская армия. И в октябре начались работы по подготовке к строительству ледовой трассы через Ладожское озеро. «Дорогу жизни» постоянно доделывали. Водолазы укрепляли её всеми возможными подручными средствами, ныряя под лед и монтируя там настилы и опоры. На всем протяжении находились склады и базы, станции технической помощи, мастерские и пункты питания.

Фотографии Всеволода Тарасевича
Фотографии Всеволода Тарасевича

Чтобы грузовики с тонной груза прошли через озеро по льду, его толщина должна составлять не меньше 20 сантиметров. Лед такой толщины в Шлиссельбургской губе Ладожского озера образуется за 11 дней. Температура должна быть минус 5 градусов. Толщина льда 17 ноября была 10 сантиметров, 20 ноября - уже 18. Утром 20 ноября на восточный берег Ладоги с Вагановского спуска у деревни Коккорево отправился батальон конно-транспортного полка. Это конно-санный обоз из 350 упряжек. Вечером того же дня обоз добрался до Кобоны, загрузился мукой и отправился ночью в обратный путь. В Осиновец он прибыл 21 ноября, доставив 63 тонны муки.

Фотографии Всеволода Тарасевича
Фотографии Всеволода Тарасевича

На восточный берег 22 ноября отправили автоколонну под управлением командира 389-го отдельного автотранспортного батальона капитана Василия Порчунова. Это были 60 автомашин с прицепными санями. В ноябре по трассе доставляли в среднем более 100 тонн грузов в сутки, в начале декабря, по мере укрепления льда, около 300 тонн, а к концу месяца - около одной тысячи тонн.

Советские войска защищали «Дорогу жизни» с земли и с воздуха. Здесь повторил подвиг Алексея Маресьева летчик 4-го гвардейского истребительного полка Леонид Белоусов. Он обморозил ноги в полете, началась гангрена, пришлось их ампутировать, но в конце 1944 года он вернулся в строй. Звание Героя Советского Союза получил только 13 лет спустя.

Фотографии Всеволода Тарасевича
Фотографии Всеволода Тарасевича

С начала 1942 года трасса стабилизировалась. Как сообщает «Российская газета», она стала сложнейшим инженерным сооружением. Дорога состояла из двух кольцевых трасс, каждая из которых имела два отдельных направления.

«Дорога жизни» продолжала действовать и зимой 1942-1943 годов. В это время она использовалась не только для обеспечения города, но и при подготовке наступления для прорыва блокады Ленинграда.

0

0