http://Top.Mail.Ru
Фильм про парк «Ингилор»: сложно ли идти «по следу овцебыка» на Ямале | Север-Пресс

0

0

Режиссер Евгений Безбородов: «Не ожидал, что получится снять овцебыков»

Взявший Гран-при за фильм об овцебыках режиссер удивился удаче в «Ингилоре»

Читать «Север-Пресс» в

Режиссер Евгений Безбородов, ставший обладателем Гран-при XXVIII Международного телевизионного фестиваля «Спасти и сохранить», был удивлен удаче на съемках в «Ингилоре». Он полагал, что набрать материал о жизни диких животных за короткий срок невозможно. Подробнее о роли дрона, единомышленниках и проекте «Ямал. По следу овцебыка» — в беседе с «Север-Прессом».

— Евгений, расскажите, как началась ваша история в парке «Ингилор»?

— Меня пригласили в проект «Заповедный Ямал», который реализует компания «Газпром добыча Ямбург». У них выходят фотоальбомы про заповедники и парки в ЯНАО. За несколько лет сделали три фотоальбома. Насколько я знаю, один — про Верхне-Тазовский, другой — про Мангазею, еще один — про природный парк «Ингилор», мы параллельно решили снимать и фильм про него. Ранее вместе мы работали в проекте про Верхне-Тазовский заповедник, который вышел на канале «Культура», так что это уже вторая наша совместная работа.

— Насколько сложно снимать диких животных, о которых говорят как о ровесниках мамонтов?

— Это, наверное, самая интересная тема, в которой я был занят. На своем опыте убедился, еще работая над «Лебединым раем», что, конечно, такие фильмы нужно снимать немного по-другому, потому что у нас как правило это все снимается в сжатые сроки, бюджеты очень ограничены, сложно набрать такой полноценный материал.

Чтобы сделать историю жизни овцебыков, например как это бывает на западном телеканале, — ты должен в течение года снимать этих животных, показывая их в разных условиях. Должна быть зимняя экспедиция, чтобы зритель знал, как они переносят зиму, другая должна быть ближе к весне, когда и гон, и отел случаются. Рождаются детеныши, их выкармливают и так далее. И потом соответственно осенние какие-то съемки. У нас такой возможности не было, была всего одна небольшая экспедиция на семь дней.

— Когда состоялась экспедиция?

— На территорию нас привезли на трэколах. По горам, по болотам — увидели разные пейзажи. Экспедиция была в августе прошлого года, вот из этих семи дней, по-моему, дня три или четыре ушло на дорогу, и полноценные съемки длились столько же. Для фильмов такого рода это вообще ничто. Но нас спасло то, что мы были в большой команде. У ребят уже были съемки: природный парк они ездили снимать зимой до нас, потом летом, остальные сделали во время экспедиции осенью. Помимо того, что коллеги фотографируют, они еще параллельно набирают видео. Этими кадрами с нами фотографы поделились.

Мы снимали овцебыков в «Ингилоре», наверное, в последний день. Мы оказались на кордоне Морозова, и я вообще не был уверен, что нам удастся хотя бы одного овцебыка снять, потому что они живут на достаточно большой территории. Они же не стоят, не ждут у забора.

Овцебыков привезли в 2023 году. Фото: Юлия Чудинова / «Ямал-Медиа»
Овцебыков привезли в 2023 году. Фото: Юлия Чудинова / «Ямал-Медиа»

Нам повезло, что с утра к нам вышел «отшельник» — к границе кордона. А второй раз повезло, что у одного из фотографов, Данила Хусаинова, был с собой дрон, который может зумировать — делать сверху крупные кланы. А так бы нам пришлось устраивать засады, расположиться в разных местах в ожидании главных героев. Таким и бывает хороший съемочный процесс, но у нас было все по упрощенной схеме.

А еще нам повезло с бизонами. Их туда тоже недавно завезли, буквально за месяц перед нашей экспедицией, это еще один эксперимент для природного парка. До этого их на Ямале не было. И вот эти бизоны, на тот момент еще не адаптировавшиеся к жизни в новом месте, старались держаться поближе к человеку, к кормушкам. Их мы сняли без проблем.

Бегать за животными нельзя, чтобы не распугать. Это я по запомнил по съемкам другого фильма. Когда мы снимали лебедей, все пытались их найти. Нам охотоведы сказали, что это совершенно бесполезная вещь. Потом мы пришли к озеру и просто спокойно сидели, ждали — в итоге птицы прилетели, и мы поймали нужные кадры.

— Почему, на ваш взгляд, россияне из других уголков страны могут заинтересоваться этим фильмом?

— Наш фильм вышел на канале «Культура» в марте или в апреле, были показы на фестивалях, в том числе на «Первозданной России» в Москве. Отзывы положительные, фильмы о животных людям всегда нравятся.

И хотя у меня были сперва сомнения по поводу драматургии, все-таки я нашел ее. Как приживаются на Ямале овцебыки, какие угрозы существуют для них, что дает им местная природа. Казалось, что будет фильм о поездке фотографов на Север, но в итоге центральная история сложилась вокруг диких животных.

Северная природа становится местом притяжения туристов. Федор Воронов / «Ямал-Медиа»
Северная природа становится местом притяжения туристов. Федор Воронов / «Ямал-Медиа»

Зритель реагирует на природу, овцебыков, на сам Ямал, потому что ваш регион для большинства — неизведанная территория. После просмотра фильма мне говорили: «Какая красота, какие горы и реки там — это первозданное что-то, дикое! Какое счастье, что вы там побывали!» Я с этим согласен.

Честно скажу, что я мог бы даже и бесплатно согласиться снимать этот фильм. Такие предложения — уникальные. Не думаю, что сам смог бы оказаться в ЯНАО в качестве туриста. Когда мы были в августе в «Ингилоре», редко видели путешественников. Чтобы добраться до Полярного Урала, нужны либо вертолеты, либо трэколы. Такие варианты не каждому по карману, поэтому, считаю, что мне очень повезло. Северную природу нужно показывать массово.

— Может быть, у вас еще какие-то фильмы об Арктике в планах?

— Я по сути северный человек, родился в Екатеринбурге, все мое детство прошло сначала в Южной Якутии, а потом в Северной Якутии, за полярным кругом. Север считаю своей родиной и любую возможность использую, чтобы там оказаться. Если у меня есть выбор — Париж или Магадан, Сахалин, Командорские острова, — то выберу для съемок именно северные территории.

Кстати, мне очень понравился Салехард. Красивый. Я видел разные города и поселки в Арктике — обычно там разруха, заброшенных объектов много. Но Салехард — другой. Я посетил Обдорский острог, гулял в центре, увидел новостройки, развитые парки, у вас есть чем заняться! Я своим друзьям сказал, чтобы они обязательно тут побывали. До музея Шемановского не добрался. Поставил его себе в план — когда вернусь, схожу.

Ранее фильм о заброшенном поселке в ЯНАО «Сторона света» вошел в шорт-лист международного фестиваля «Short Shot Fest». Режиссер Александр Силкин показал людей, ставших волонтерами, и раскрыл, в чем сила первопроходцев.

Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».

0

0