0
0
Возьмемся за Арктику, вытянем экономику России
- Каждый арктический регион обладает своей спецификой и у каждого есть неоспоримые конкурентные преимущества. Но только во взаимодействии друг с другом мы сможем решить стоящие сегодня перед нами задачи по освоению и развитию Арктики, - эти приветственные слова главы Мурманской области Марины Ковтун стали лейтмотивом всего визита в наш регион делегации Ямало-Ненецкого автономного округа во главе с губернатором Дмитрием Кобылкиным.
Несмотря на то, что для визита был отведен лишь один день, хозяева встречи постарались сделать его максимально продуктивным и кроме переговоров глав регионов насытили целым рядом мероприятий. Для представителей агропромышленного комплекса и торговли прошел круглый стол, где обсуждались в том числе вопросы сохранения традиционных видов промысла коренных жителей Крайнего Севера. На аналогичном мероприятии, состоявшемся на борту атомохода «Ленин», стороны обсудили ход реализации проектов развития мурманской портовой инфраструктуры и Северного морского пути. Свой круглый стол провели также представители малого и среднего бизнеса заполярных регионов. Немалый интерес гостей вызвала экскурсия на борт тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», где руководители Ямала встретились с командованием Северного флота. Однако все это было уже после обеда. Утро же вторника началось тоже по-деловому - с подписания сторонами протокола к Соглашению о сотрудничестве двух регионов. Сам документ был принят в 2011 году, что, как отметила Марина Ковтун, лишь подтверждает давние и прочные связи наших регионов. Нынешними же росчерками пера губернаторы скрепили дополнения, расширяющие и конкретизирующие текст Соглашения. - Мы - арктические территории. У нас примерно схожие климатические условия, одинаковые трудности. И одни задачи - нам необходимо развивать Арктику и создавать все условия для этого, - сказала на церемонии подписания документа Марина Васильевна. - Арктика же, в свою очередь, даст возможность развиваться территориям, которые будут заниматься ее освоением. Поблагодарив хозяйку за теплый прием, губернатор Дмитрий Кобылкин со своей стороны отметил, что его делегация впервые представлена в Мурманске столь обширным составом, и это лишь подтверждает стремление гостей не только, как говорится, показать себя и свои проекты, но и познакомиться с опытом региона, занимающего ведущее место в истории освоения российского Заполярья. - Уверен, у нас очень много общего, потому что Мурманская область - это колыбель освоения Северного морского пути. И для нас честь присоединиться к вековой работе по освоению арктического региона и созданию здесь транспортных коммуникаций, - сказал Дмитрий Николаевич. Именно эти вопросы - транспорта и освоения углеводородных месторождений, стали ключевыми на состоявшемся чуть позже совещании, посвященном сотрудничеству наших регионов. И гостям здесь было что рассказать, поскольку именно сейчас на Ямале реализуются два амбициозных проекта: «Ямал СПГ» и «Северный широтный ход». Завязанные в мощный промышленный узел, они призваны стать своего рода «стяжкой» между европейской и азиатской транспортными системами России и вывести нашу страну как поставщика сжиженного природного газа на достойное место наряду с мировым лидером этого бизнеса - Катаром. Сами ямальцы называют эти проекты «Окном в Азию». Что вполне соответствует истине. Так, «Ямал СПГ» представляет собой интегрированный проект по добыче, сжижению и поставкам природного газа. Он предполагает строительство второго по мощности в России завода по производству СПГ производительностью 16,5 миллиона тонн в год на базе Южно-Тамбейского месторождения. Его доказанные запасы на сегодня оцениваются в 927 миллиардов кубических метров газа. Реализация этого проекта дала толчок следующему этапу, также уже получившему развитие на Ямале. А именно - созданию мощной транспортной инфраструктуры, одним из ключевых звеньев которой станет современный международный морской порт Сабетта. Вся же железнодорожная магистраль, получившая название «Северный широтный ход», пройдет через станцию Обская - Салехард - Надым - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево и свяжет Свердловскую железную дорогу на востоке ЯНАО с Северной железной дорогой на западе. Общая протяженность путей составит 707 километров. Все это в конечном счете призвано если не максимально, то значительно увеличить грузопоток через Северный морской путь. И здесь взаимный интерес Мурманской области и Ямало-Ненецкого АО друг к другу становится более чем очевиден. - Мы хотим быть полезными друг другу. И сегодня мы вышли на новый уровень сотрудничества. Эту задачу мы ставили перед собой сразу, как только президент России подписал указ об определении границ Арктической зоны, - поделилась с журналистами первыми итогами встречи Марина Ковтун. - Те проекты, которые реализуются на Ямале и в Мурманской области, имеют стратегическое значение для всей страны, поскольку после 2020 года нефть и газ, добываемые из исчерпывающих себя месторождений, должны замещаться именно арктическими углеводородами. Для этого необходимо создавать базу. И сегодня, в кризисное время, когда выбираются приоритеты, очень важно защитить наши проекты, направленные в будущее. - Честно скажу, я с глубоким уважением отношусь к Марине Васильевне, поскольку вижу, как она бьется на различных федеральных площадках за Мурманскую область, - признался Дмитрий Кобылкин. - А когда мы - северные регионы - объединяемся и выступаем вместе, нас не слушать вообще невозможно. Ведь все, за что мы боремся, нужно не только нашим отдельным территориям, это нужно всей стране. К примеру, одно рабочее место в Арктике создает 14 рабочих мест в смежных профессиях. И по большому счету развитие арктических территорий - это то звено в цепочке, за которую сегодня нужно потянуть государству, чтобы вытянуть всю экономику.
Екатерина КОЗЛОВА, «Мурманский вестник» от 04.03.2015
0
0