0
0
Арктический порт сдадут в сентябре
Строительство Сабетты будет завершено осенью, но причаливают здесь и теперь. Что везут?
Крохотный заполярный поселок Сабетта вместе с прилегающими территориями сейчас – одна большая строительная площадка. До поселка, рядом с которым возводятся одноименный порт, ключевая точка Северного морского пути, и завод по сжижению газа, центр реализации проекта «Ямал СПГ» – почти три часа вертолетом от Салехарда.
За иллюминаторами давно тянется белая пустыня без единого темного пятнышка – разве что попались по пути несколько чумов, да местами ищут хоть что-нибудь съестное под этими бескрайними снегами крошечные фигурки оленей.
Наконец внизу промелькнули заснеженные очертания взлетно-посадочной полосы. В Сабетте строится международный аэропорт, рассчитанный на прием как пассажирских лайнеров, так и тяжелых грузовых машин. В этом году он должен начать работу.
А вот проплывает под нами буровая установка «Арктика» – уникальный промысловый объект, созданное уральскими инженерами в сотрудничестве с компанией «НОВАТЭК» специально для Южно-Тамбейского месторождения. На установке, не только более компактной, чем обычная буровая, но и полностью закрытой от ветра и снабженной системой обогрева, персонал может не бороться со стихией, а трудиться в комфорте. Пока рядом с поселком, а значит, и во всем мире, работают две таких. Всего на месторождении сейчас закончено 13 эксплуатационных скважин, пройдено бурением, в том числе горизонтально-направленным, почти 48 километров.
Почему в Арктике освоителям жарко
Небольшой армией журналистов мы прибываем в Сабетту. Перво-наперво проходим инструктаж и знакомимся с правилами, по которым она живет. Вольностей тут нет, не за тем приезжают. Алкоголь под тотальным запретом. Поймают с бутылкой – разговор короткий: с вещами на «землю». Охотиться и рыбачить тоже нельзя. Курение – в строго отведенных местах. Попутно узнаём, что опасаться здесь следует диких животных, автотранспорт по поселку должен передвигаться со скоростью пять километров в час, в случае пожарной тревоги население собирается в спортзале, а клиника с несколькими сотрудниками работает круглосуточно. Обогащенные этими сведениями и облаченные в спецодежду (повсеместно что-то строится, без нее никак), отправляемся в путь.
Основан поселок, напомним, в 1980 году тамбейской геологоразведочной экспедицией, – она и открыла Южно-Тамбейское месторождение с запасами, по современным оценкам, от триллиона кубометров газа, которое с 2012 года разрабатывается в рамках реализации проекта «Ямал СПГ». С советских времен осталась часть жилых домов, сборно-щитовые двухэтажки, – на взгляд они не отличаются от тех, что так близко знакомы жителям Салехарда и Лабытнанги. А дома новые – прямо по соседству, радуют глаз яркой пластиковой облицовкой, блестят рядами стеклопакетов.
- Мы сейчас находимся на первой-второй очереди строительства комплекса жизнеобеспечения «Ямал СПГ». Это первые шестнадцать жилых зданий, их возводили, живя еще в старых. Вот с этих трех домов все началось. Сейчас работы тут практически завершены, осталось всего одно здание, где идет внутренняя отделка, – говорит Глеб Люксембург, генеральный директор ОАО «Ямал СПГ». – Здесь будет жить около 2700 человек (всего в поселке, считая сотрудников общества и персонал подрядных организаций, уже сейчас квартирует более пяти тысяч). А после завершения третьей и четвертой очередей в наличии будут до 5200 койко-мест. И это только начальная инфраструктура:со временем, как предполагается, в Сабетте будет единовременно обитать до 11 тысяч работников проекта.
Уже запущена новая столовая на 250 посадочных мест. Вот-вот будет готова баня на сорок мест, строятся спортзал, пожарное депо и стоянка для автомобилей.
В одном из общежитий третьей очереди мы осматриваемся: тепло и свет подведены, даже шторы и тюль на окнах висят. До сдачи под заселение чуть больше недели. В комнатах по одному и по двое разместятся 105 человек. Под пункт полиции отведено целое крыло: в пятитысячном поселке без стражей закона уже не обойтись.
– Люкс! Это для участкового, наверное? – спрашивают журналисты про одну из уютных комнат. Но нет, они все такие. В каждой кровать, шкаф, стол с парой стульев, санузел с душевой кабиной и системой активной вентиляции. На этажах – по кухне и прачечной.
Такие дома, модульные, возводятся еще быстрее, чем блочно-щитовые.
– С завода сразу приходят готовые панели, в них даже окна вставлены, только собрать, – говорит Евгений Кот, директор департамента по развитию СПГ-проектов НОВАТЭК, председатель совета директоров «Ямал СПГ». – Снаружи дом обшивается пластиком со слоем утеплителя, в самих панелях, из которых он смонтирован, тоже утеплитель, около 17 сантиметров. Дома получаются исключительно теплые, это специальная серия, разработанная под условия Арктики. Разработка (отечественная, кстати: комплекты жилья в Сабетту доставляют из Вологодской и Самарской областей) получилась, как выяснилось, настолько удачной, что даже зимой форточки в домах приходится открывать: жарко. А ведь все здания тут снабжает теплом единственная котельная, да и та работает пока не на полную мощность – запущены не все котлы.
Готов на 80 процентов
Но вот поселок остается позади, следующая остановка – в порту Сабетта. По пути туда и обратно курсируют самосвалы – возят из карьера грунт для отсыпки, у подрядчика, «МРТС», дело спорится. Именно здесь начинается Севморпуть, который даст ямальскому сжиженному газу выход на мировые рынки. Впрочем, не только газу и не только ямальскому -в большое плавание смогут отправиться товары как минимум со всего уральского макрорегиона, чему должен поспособствовать строящийся Северный широтный ход.
– На сегодня порт готов на 80%. Осталось выполнить планировку территории, закончить лицевые причальные стенки и установить модульные здания – технические и для размещения администрации. А вот в той стороне, у первого причала, будет стоять таможенный пункт, – рассказывает Олег Логоша, заместитель руководителя проекта компании «МРТС инжиниринг».
Сдать порт планируется в сентябре этого года. Можно было управиться и быстрее, уточняет Глеб Люксембург, но подрядчик идет навстречу, регулярно приостанавливая работы на месте выгрузки судов – без завоза ведь никак не обойтись.
Причальная стенка и сейчас не пустует. Уже неделю здесь стоит «Иван Рябов» – он привез в заполярье стройматериалы, контейнеры с оборудованием, машины. Разгрузка закончена, атомный ледокол «Таймыр» на наших глазах отводит архангельский сухогруз от четвертого причала. Вдали уже ожидает очереди «Александр Суворов» с аналогичным грузом. Морем сюда приходит буквально всё, в том числе продукты, если трюм теплый. Других вариантов и нет: с «землей» Сабетту соединяют только перевозки воздухом, да еще зимник от Бованенково.
Первая линия завода по сжижению природного газа заработает в 2017 году, напомнил напоследок Глеб Валерьевич. И это уж наверняка: по сообщениям, весь объем СПГ, который произведут в этот год на берегу Обской губы, уже законтрактован. По завершении же трех очередей строительства завод должен выйти на 16,5 миллиона тонн СПГ и миллион тонн газового конденсата в год.
Детали
Общая протяженность четырех причалов порта - 953 метра. Первый - короткий, чуть больше 150 метров, остальные три - более двухсот. Причалы предназначены для выгрузки и погрузки судов всех типов, в том числе аппарельных: устройство их позволяет откидывать боковую и кормовую аппарели. На третьем и четвертом причалах уже принимают суда, планируется вскоре подключить и второй, чтобы принимать грузы для строительства завода. На первом причале будут разгружать танкеры с топливом. Порт будет эксплуатироваться круглогодично. Для подвоза грузов используются суда ледового класса А3 и выше. С мая по август они будут ходить по чистой воде, в остальное время проводку будут осуществлять ледоколы. Ледовая проводка, конечно, увеличивает транспортные расходы, но это компенсируется тоннажем судов – каждое перевозит по 12–15 тысяч тонн груза.
При работе ледокола в акватории порта образуются ледяные торосы. С ними планируют бороться с помощью системы контроля льдообразования – она будет включать барботаж и выброс воды, нагретой до 40 градусов. Совсем открывать поверхность воды нельзя, иначе в пару, который образуется от разницы температур, толком ничего не видно будет. Так что толщину льда будут удерживать в пределах 60-70 сантиметров, которые не создадут особых проблем.
– Одна труба будет выбрасывать подогретую воду, другая, перфорированная, – выпускать нагнетаемый компрессором воздух, - объясняет Олег Викторович. - Подобной системы нет больше нигде – одна подобная в одном финском порту, но там только барботаж. А такая, сдвоенная, будет первая в мире. Запустить планируем году в пятнадцатом, не раньше – пока она на стадии проекта.
А вот резервуары для хранения СПГ уже строятся - они находятся рядом с портом, со стороны четвертого причала и на юго-восточном краю будущего завода.
- Мы сейчас у второго резервуара, дальше будет территория всего комплекса по сжижению, - комментирует Глеб Люксембург. - Здесь, как видите, пока ведутся свайные работы, 948 свай надо забить. Устройство бетонной опалубки и бетонных же стен резервуара начнется 16 июля, а по первому резервуару, где свайное поле уже готово, – 15 мая. Вмещать они будут 170 тысяч кубов каждый. Всего построим четыре, но для первой очереди больше двух не нужно. В этом году закончат установку крыш, в следующем начнем устанавливать навесное оборудование, – это ведь не просто бочки, там много всего: трубопроводы, клапаны...
Нюансы Экологию берегут, мишек отваживают.
Особое внимание при реализации проекта «Ямал СПГ» уделяется экологическому аспекту.
Рачительное использование природных ресурсов закладывается тут еще на этапе проектирования, комментируют наши сопровождающие. Взять хоть тот факт, что бурение осуществляется кустовым способом, – скважины в кустах расположены неподалеку, следовательно, меньше земли затрагивается при добыче и изымается из пользования коренных народов.
Ведется постоянный мониторинг состояния арктической экосистемы, как в наземной части, так и водной. Совместно с Росрыболовством разработана программа, направленная на минимизацию ущерба и восстановление рыбных ресурсов – напомним, «НОВАТЭК» инвестирует средства в создание рыборазводного завода в поселке Харп. Сдать его планируется в следующем году.
Утилизируют не только мусор, остающийся от работ (в поселке не увидеть бесхозной пустой бочки или лежащего хлама), но и «подарки» от советской эпохи.
– Брошенные воинские части, радиолокаторы... Чего только нет. Но больше всего оставили геологи, – говорит Глеб Люксембург. – Геологоразведка строилась, с восьмидесятых никто ничего отсюда не вывозил – только завозили и складировали. Сейчас потихоньку сносим, убираем. Уже под 25 тысяч тонн металлолома вывезли, а примерный совокупный объем определили в 50 тысяч тонн. Одних только буровых семь штук свалили и распилили. А это не так просто, мы вынуждены еще доплачивать подрядчику, потому что себестоимость резки, сборки, пакетировки и перевозки лома выше, чем его покупная цена.
Так что об экологии тут заботятся, и природа отвечает дружелюбием. Что, на самом деле, не всегда хорошо: если выходящие к людям песцы большой беды не натворят, то с белыми мишками, которые время от времени тоже заявляются в поисках еды (но в поселок, как сообщили, не заходят), сложнее. Пока хозяев Арктики удается отваживать с помощью запаха солярки – покрутится зверь вокруг, почует, что несъедобно, да и уйдет.
ks-yanao.ru
0
0
Теги: