http://Top.Mail.Ru
Битва за Арктику будет серьезной (Видео) | Север-Пресс

0

0

Битва за Арктику будет серьезной (Видео)

Читать «Север-Пресс» в

Член комитета по обороне Госдумы РФ Вячеслав Тетёкин в очередной раз посетил Салехард. Это его второй визит за последние три месяца. Депутат уже отвечал на вопросы ИА «Север-Пресс» о возможной военной угрозе со стороны потенциального противника, участии Министерства обороны в обеспечении национальных интересов России в Арктике и отведенной в этом Ямалу роли.

В эксклюзивном интервью мы продолжили разговор о безопасности Арктики, в том числе и экономической, в связи с ситуацией, сложившейся на Украине.

- Вячеслав Николаевич, каким образом могут сказаться на безопасности Ямала события, происходящие сегодня в Украине?

- Последствия могут быть двоякими с точки зрения экономической и военной безопасности. Ямал представляет собой очень важную по нынешним временам геостратегическую точку приложения мировых сил. С открытием очень мощных запасов полезных ископаемых, и особенно перспективных запасов, соперничество мировых держав обострилось. Если в прошлые века война шла за территории, то сейчас война идет за природные ресурсы. Ледяная пустыня, которая столетиями абсолютно никого не интересовала, вдруг стала предметом вожделения. Сюда энергичней, чем ранее, пошли не только арктические державы - Канада, Исландия, Норвегия, Швеция, те же американцы имеют выход в Арктический бассейн, но и Китай. Мы должны понимать, что через некоторое время Китай с его экономической и возрастающей военной мощью вполне может стать одним из ведущих игроков на этом поле. Китай сейчас строит собственный ледокольный флот и явно они вкладывают деньги не напрасно. Учитывая, что происходит таяние льдов и открывается граница для надводных кораблей, возникает вполне реальная опасность появления не только американских подводных лодок, которые и так давно гуляют неподалеку от наших берегов, но и надводных кораблей.

{youtube}2iVTSD6MZ_4{/youtube}

С обострением обстановки вокруг Украины уровень военной конфронтации будет возрастать. Это неизбежно. Если американцы не пойдут на Украину, а для меня вполне очевидно, что никакого вторжения НАТО на Украину не будет, они постараются дать нам что называется ассиметричный ответ. И один из регионов, где они могут попытаться пощекотать нам нервы, как раз может быть Арктический бассейн. В том числе и побережье Ямала. Нельзя исключать появление надводных кораблей, оснащенных управляемым ракетным оружием. Если подводные лодки незаметны, то появление боевого корабля будет означать демонстрацию посильнее, чем появление американских эсминцев в Черном море.

НАТО уже объявило о том, что они будут усиливать свое присутствие в Восточной Европе. С учетом глобалистского мышления американцев, арктическая зона явно будет подпадать под регионы, где они будут усиливать военное присутствие. В каких конкретно формах - сейчас трудно сказать, но через некоторое время военная активность американцев в этом направлении усилится.

- То есть вы предполагаете, что битва за Арктику будет достаточно серьезной?

- Вне всякого сомнения, она будет интенсифицироваться. Я исключаю, что прямо сейчас авианосная группа США войдет в Карское море, но некие демонстрации могут начаться. Это означает, что российская сторона будет вынуждена принимать ответные меры. Насколько мне известно, российское военно-политическое руководство этим озабочено и предпринимает определенные меры.

- Десантников на Северном полюсе мы уже увидели, а Арктическая бригада действительно будет расквартирована на Ямале?

- Расквартирование начнется в 2016 году. Это официальная информация. Вооруженные силы возвращаются в Приполярье и Заполярье. Вне всякого сомнения, это необходимость. В девяностых годах на Севере всё поспешно свернули, и сейчас Ямал фактически не защищен. Конечно, морскому десанту здесь делать нечего, хотя, если цель удара – объекты энергетики, то и десант сгодится. Но в нынешнее время применяется высокоточное оружие, прежде всего крылатые ракеты морского воздушного базирования. С учетом того, что сплошного радиолокационного поля здесь нет, это представляет очень серьезную опасность.

{youtube}CcTGwJ0IPHU{/youtube}

- Но ведь это серьезные финансовые вложения...

- Тратиться на эти цели будет федерация, а вот прибыль получит Ямал. Во всем мире стараются привлечь военных на территорию, потому что это приносит деньги. Возвращение армии на Ямал в экономическом смысле, несомненно, благо. Помимо защищенности регион получит дополнительные рабочие места и расширение товарного спроса.

- Китай по всем прогнозам получит газовую трубу в 2018 году. К чему они проявляют больший интерес – к Севморпути или месторождениям?

- С одной стороны, Северный морской путь, а с другой... Почему бы им на континентальном шельфе вне нашей экономической зоны не поставить платформу, заниматься производством СПГ и гнать в Китай? Думаю, это отнюдь не фантастическая теория. Вряд ли китайцы стали заниматься созданием собственного ледокольного флота только для проводки судов по Севморпути. Скорее всего, они тоже задумались об источниках полезных ископаемых. С учетом того, что китайская экономика самая быстрорастущая в мире, им выгодно не зависеть от поставщика, даже такого надежного как Россия. Китай у нас по-прежнему воспринимается с неким пренебрежением, но этот гигант сейчас энергично осваивает природные ископаемые в Африке и Латинской Америке. Они давно вышли за пределы Азии. Давайте называть вещи своими именами – идет экономическая экспансия Китая. Совершенно ясно, что наши соседи не могут оставить без внимания такой колоссальный источник природных ресурсов, как Арктический бассейн.

- Мы заговорили об экономике. Сегодня России выгоднее работать с Азией, потому что там сосредоточена большая часть населения и более внятная политика планирования. Например, у того же Китая горизонты планирования двести лет, в Европе – пять. В связи с событиями в Украине, европейский рынок и мы становимся заложниками трубы. Понятно, что это скажется на экономической безопасности. Вопрос: насколько серьезно?

- Действительно, западная экономика начинает постепенно проигрывать китайскому. Но, на мой взгляд, важен любой платежеспособный рынок. Западная экономика потребляет очень много газа, поэтому мы должны продолжать с ней сотрудничать. Что касается сланцевого газа, который якобы является альтернативой российскому газу...

Я ссылаюсь на мнение академика Нестерова, который утверждает, что тут больше шума, нежели дела. Тут явно больше пропаганды, чем реальности. Сомневаюсь, что американцы смогут заместить российский природный газ. Если Россия прекратит поставки газа через Украину, в краткосрочном периоде, возможно, что-то и получиться. Но в Европе нет газа, норвежский газ закрывает только часть потребностей Европы. Поэтому глубоко сомневаюсь в том, что Европа будет делиться газом с Украиной. Реверсные поставки из Германии – это не более, чем политический жест. Это примерно тоже самое, что американский эсминец в Черном море. Он не имеет никакого боевого значения, просто показывает флаг. Таким образом, немцы проявляют солидарность с хунтой, которая пришла к власти в Киеве. Зависимость Европы от российского газа сохраняется, и эта невнятная позиция с санкциями фактически означает, что они от нас никуда не денутся. Хотя лично я считаю, что западные экономические санкции были бы огромным благом для нас. Особенно с точки зрения поставок высокотехнологичного оборудования. Торгово-экономические отношения между Россией и Европой абсолютно неравноправны. Они в пользу Запада. Они фактически уничтожают наше машиностроение. Угроза срыва поставок машиностроительной продукции в Россию будет означать, что наконец-то правительство займется возрождением нашей обрабатывающей промышленности. Это было бы благо, и именно поэтому Запад не идет на внедрение сколько-нибудь чувствительных санкций. Европейский бизнес кровно заинтересован в сохранении экономических отношений.

- Как вы считаете, в этих условиях федерация должна ускорить реализацию таких масштабных инфраструктурных проектов, как Северный широтных ход и строительство порта Сабетта? Понятно, колоссальные вложения, но они с лихвой окупятся уже в ближайшее время.

- Денег у нас должно хватить на все. Вопрос, как их использовать. Я, например, категорически против проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году в России. Зачем? У нас нет и никогда не будет нормальных футбольных полей. Климат не позволяет. Более того, я читаю, что Запад сознательно вгоняет нас в проведение крупных международных соревнований. Непроизводительные расходы нам сейчас не нужны. Мы еще не настолько сильны, чтобы вкладываться в такие проекты. Нам сейчас нужно заниматься возрождением страны, нам не до престижных проектов. Лучше эти деньги пустить на крупные инфраструктурные проекты, важные с политической и экономической точки зрения.

- Так может быть, Крым и ситуация в Украине станут той самой отправной точкой, которая может гарантировать будущий взлет российской экономики?

- Действительно, есть целый ряд факторов, которые будут этому способствовать. Например, с появлением Крыма очень большой сегмент Южного потока может пройти не по дну Черного моря, а наземно. Мы крупно сэкономим на проекте. Плюс освоение Крыма – замечательный край с природными ресурсами, который может стать регионом-донором. Кроме того, для отдыха южный берег Крыма всегда был предпочтительнее Кавказа - мягче климат, не столь высокая влажность. Крым – это очень важное приобретение.

Лилия Горохова, ИА «Север-Пресс».

0

0