0
0
Интернет-конференция с Ириной Сидоровой 17/10/2013
Директор Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Сегодня в пресс-центре ИА «Север-Пресс» на вопросы жителей Ямала в режиме интернет-конференции отвечает директор окружного департамента образования Ирина Сидорова.
Вопросы, уже поступившие от ямальцев, касаются самых разнообразных проблем. Это и очереди в детские сады, организация учебного процесса в школах, качество образования, работа в «Сетевом городе», заработная плата педагогов и многое другое. О том, как решаются эти проблемы, как меняется ямальская система образования - у нас на сайте в режиме он-лайн.
Николай, Салехард: - Когда вы, наконец, победите очередь в детский сад? Ползарплаты уходит на частный садик.
Ситуация с детскими садами в Салехарде остается по-прежнему самой острой по сравнению с другими муниципалитетами. В этом году в детских садах Салехарда дополнительно создадут пятьсот шестьдесят мест. В том числе откроется и долгожданный детский сад на двести десять мест. Администрация города постаралась создать там дополнительные места, поэтому их будет двести шестьдесят. Открыта корпоративная группа на базе Ямальского многопрофильного колледжа, которую посещают дети студентов и преподавателей колледжа и учреждений профильного департамента.
Из всех федеральных средств - семидесяти трех миллионов рублей, которые выделило правительство РФ, сорок пять миллионов получает Салехард. В следующем году планируется приобрести помещения с последующей его перепланировкой под детский сад на двести мест, его введут в эксплуатацию к декабрю 2015 года. Мероприятия по реконструкции действующих детских садов, перепрофилированию отдельных помещений в них, уплотнение групп и открытие корпоративных воспитательных групп позволят к 2016 году полностью обеспечить местами в детских садах всех детей в возрасте от трех до семи лет.
Поэтому пока придется потерпеть и в случае необходимости водить детей в частные детские сады. Ирина Васильевна, Салехард: - Скажите, пожалуйста, учителя хоть сколько-нибудь заинтересованы в качестве обучения своих учеников? Приходишь к любому из них, чтобы решить возникшие проблемы у ребенка, и слышишь один стандартный ответ: «Не успевает, не понимает, занимайтесь с репетитором!». А репетиторы - те же самые учителя. Это что, полнейшее равнодушие или неофициальная возможность дополнительного нелегального заработка?
- Допускаю репетититорство только в том случае, если ребенок хочет поступить в престижный вуз и нужны сверхвысокие баллы по результатам единого государственного экзамена, Во всех остальных случаях, особенно, что касается начального и среднего звена, то я категорически против. Если родители вместе с учителями школы правильно подобрали ребенку вариативную программу, то необходимость в репетиторстве и дополнительных занятиях просто отпадает. Если вас отправляют к репетитору, необходимо обратиться в администрацию школы и заявить о некорректном поведении учителя или в окружной департамент образования города Салехарда. При необходимости факты рассматривает департамент образования автономного округа.
Мария, Салехард: - А правда ли, что вы заставили всех своих сотрудников получить второе высшее образование или поступить в аспирантуру?
- Мы поощряем обучение специалистов департамента образовательному менеджменту. Виктор Васильевич, Лабытнанги: - Почему во многих школах Ямала проблемы с «Сетевым городом»? Тем более что с начала этого года во всех школах введены электронные журналы и дневники. Сам ресурс заработал только в двадцатых числах сентября. Школы позиционируют себя как сетевые учреждения, но если вы захотите пообщаться с учителем и напишите ему сообщение через «Сетевой город», то это ещё не значит, что вы получите ответ. Сложно получить и другую необходимую информацию, в частности, о времени проведения родительского собрания. Не открываются ссылки «Тема урока» или они пусты.
- «Сетевой город» работает в штатном режиме в городах Ноябрьск, Губкинский, Муравленко и в Пуровском районе. В Салехарде, Лабытнангах, Красноселькупском и Надымском районе система «Сетевой город. Образование» запущена, идет отладка её работы, составлен план-график внедрения модулей системы до конца 2013 года. Только подключены и налаживаются системы в Шурышкарском, Ямальском, Приуральском и Тазовском районах. А Тазовский район переходит к тому же на новый сервер. В 2013-2014 учебный год - это год перехода на электронную систему. Петр, Тазовский: - В связи с принятием регионального закона об образовании, как организована работа по созданию учебников на национальных языках КМНС, проживающих на Ямале? Есть серьезные изменения, ведь существовало немало препонов?
- Региональный институт развития образования приступил к разработке комплектов учебников, учебных пособий и соответствующей методической литературы на родных языках коренных малочисленных народов Севера, в том числе диалектах, для эффективной реализации в образовательных учреждениях основных образовательных программ с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей Ямало-Ненецкого автономного округа. Составлен план редакционно-издательской деятельности на 2014-2018 годы, на основании которого будет организована работа. Это очень трудоемкий процесс, в который вовлекут ученых и специалистов из других регионов.
Ирина, Ноябрьск: - Ученик начальной школы (хорошист) в третьем классе стал отставать по математике (конкретнее: вообще не понимает принцип деления). Занимаюсь с ребенком сама, хотя понимаю, что по программе 2100 процесс деления отличается от старой школы. Что я, как мама, должна предпринять, если учитель говорит, что ей не дают дополнительных часов занятий? Должна ли я нанимать репетитора? В последнее время на всех уровнях говорится об индивидуальном подходе к ученикам. Я этого подхода в гимназии не наблюдаю.
- Уважаемая Ирина! Вопросом оказания индивидуальной помощи вашему сыну, конечно, должны заниматься в образовательной организации (учитель начальных классов, учитель-предметник, специалисты службы психолого-педагогического, медико-социального сопровождения), в которой обучается ваш сын. Рекомендую обратиться с письменным заявлением к специалисту образовательной организации, курирующему работу службы психолого-педагогического, медико-социального сопровождения, для организации дополнительной индивидуальной работы с вашим сыном. Наталья, Салехард: - Ирина Кенсориновна, мой вопрос таков: в этом году моему сыну посчастливилось, наконец, попасть в детский сад, но тут же столкнулись с проблемой. Участковый педиатр предупредила нас о том, что в детский сад без прививки от гриппа нас не возьмут. А я против того, чтобы делать сыну такую прививку. Обоснованы ли в таком случае действия детского сада?
- На основании пятой статьи Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» граждане «имеют право на отказ от профилактических прививок», в соответствии с ч. 2 ст. 11 «профилактические прививки проводятся с согласия граждан, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних...». А значит, участковый педиатр неправомочен заявлять о том, что в дошкольную образовательную организацию не принимают детей без прививки от гриппа. К.Н. Аверьянова: - Уважаемая Ирина Кенсориновна! Вам известно, что в прошлом учебном году в одном из школ-интернатов произошел суицид с летальным исходом, ребенок из числа КМНС покончил жизнь самоубийством, в дальнейшем еще было три попытки суицида. Однако, и. о. директора школы-интерната вместо наказания (наверно в качестве поощрения) утвердили руководителем интерната. И совсем непонятно, почему администрация этого образовательного учреждения не понесла никакого наказания за факты суицидов? Как вы считаете, могли ли быть наказаны кто-нибудь из администрации учреждения за халатное отношение к своим обязанностям? До каких пор будут назначаться руководителями сельских образовательных учреждений случайные люди, не имеющие опыта работы в национальных школах-интернатах Ямала? Должны ли их руководители с этнокультурным компонентом знать в совершенстве психологию детей коренных малочисленных народов Севера? Спасибо.
- По этим фактам организован выезд рабочей группы в МОШИ «Белоярская школа-интернат среднего (полного) общего образования» Приуральского района. Члены рабочей группы встречались с администрацией, педагогическим составом, воспитанниками учреждения, проанализировали документы, характеризующие состояние воспитательной работы в 2012-2013 годах. В адрес органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, направлены рекомендации совершенствования профилактической работы. Директор школы назначена из числа сотрудников этого учреждения по итогам проведенного конкурса. Татьяна Николаевна, педагог дополнительного образования, Новый Уренгой Уважаемая Ирина Кенсориновна, на Ямале существенно увеличена заработная плата, у воспитателей детских садов тоже. Когда же у государства дойдет очередь до педагогов дополнительного образования? Александр Иванович, Салехард - Здравствуйте! Проинформируйте, пожалуйста, о динамике, размере и темпах роста заработной платы педагогов дополнительного образования в ЯНАО по сравнению с педагогами в детских садах и школах. Заранее спасибо!
- С прошлого года растут заработные платы педагогических работников школ и детских садов. В остальных направления заработные платы тоже увеличиваются, но более медленными темпами. У педагогов дополнительного образования заработная плата должна достичь средней по экономике региона к 2018 году. Более интенсивно она начнет расти со следующего года, и на каждый следующий год запланированы целевые значения. За девять месяцев этого года заработная плата педагогов дополнительного образования составила почти сорок восемь тысяч рублей, рост с начала года - около восемнадцати процентов. Заработная плата растет опережающими темпами. Работа педагогов учреждений дополнительного образования намного интенсивнее, она связана с конструированием, изобретательством, обучением вождению на малой технике, радиолюбительству. Там работают именно в этих направлениях мужчины, и мне понятно, что их вклады в подготовку детей сегодня не отвечают получаемому размеру заработной платы. Но в правительстве все меры по повышению заработной платы по исполнению указов предусмотрены. Анастасия, Салехард: - Почему в сетевом городе, в разделе объявления размещается не информацию для родителей, например, о собрании, о прививках и так далее, а информацию для учителей о сроках предоставления отчетов? Они что, не видятся в школе или не обсуждают это на педсоветах? Почему не заполняется раздел комментарии к уроку, особенно если стоит отметка «2» или «3»? У учителей не хватает времени? Но ведь контрольные тетради не даются ученикам домой, чтобы хотя бы просмотреть их и понять, что ребёнок сделал не так.
Белов: - Как долго учителя будут вести два журнала: бумажный и электронный, без доплат? Несмотря на то, что начальник департамента образования города объявил о переходе на электронные журналы в 1-8 классах, и переход не совершён, и не доплачивают...
- Я благодарна за такое внимание к работе сетевых ресурсов, что свидетельствует о том, что они заработали. Большая часть вопросов по этой теме поступила от родителей. Это говорит о достижениях в части электронных услуг и перехода на электронный документооборот. Что касается ведения двух журналов, то могу сказать, что стереотипы ломаются очень тяжело, и не все пока готовы отказаться от бумажных документов. Особенность в том, что не отменены требования к образовательным учреждениям хранить журналы в течение семидесяти пяти лет, чтобы была возможность восстановить оценки любого выпускника. В ближайшее время мы проведем совещание с руководителями муниципальных органов управления в сфере образования по этой проблеме. Достаточно сохранять журналы девятых и одиннадцатых классов, а в электронном варианте сохранять резервные копии на отдельных носителях. Я расцениваю этот учебный год как переходный на электронную систему, возможно, одного года будет недостаточно. Поэтому нужно набраться терпения, работа ставится на другую основу, в ней много процедур, много пока погрешностей. Хорошо, что эти проблемы названы, мы по поступившим замечаниям будем работать. И я считаю грубым нарушением, что работа по заполнению бумажных журналов ведется без доплаты. Есть фонд надбавок и доплат, где эта работа должна быть учтена, денег для этих целей достаточно. Работа, которую ведут учителя, очень большая, и я буду настаивать перед муниципалитетами, чтобы она оплачивалась. Но меня насторожило, что пока очень мало информации для родителей, что нет оперативной связи между учителем и родителем, чтобы можно было работать с ребенком. Мы подготовим методические письма во все муниципалитеты и в мониторинг, который проводится раз в месяц по всем электронным услугам, введем эту колонку для заполнения, будем собирать эти данные. Я обязуюсь, что в этом году мы более серьезно отнесемся к тому, как пройдет переходный год для постановки сетевого города для всех, особенно для родителей и учеников. Евгения Анянова: - Меры социальной поддержки работникам государственных и муниципальных организаций, входящих в систему образования ЯНАО предоставляется на основе положения, утвержденного губернатором о порядке. Хотелось бы понять, что за выплаты единовременного пособия специалистам, ежемесячного пособия молодым специалистам, единовременного пособия при назначении трудовой пенсии по старости и предоставление компенсационной выплаты на оздоровление в нем предусмотрены?
- С 2014 года размер единовременного пособия молодым специалистам - сто тысяч рублей, размер ежемесячного пособия молодым специалистам - восемь тысяч рублей в течение первых трех лет работы, размер единовременного пособия при назначении трудовой пенсии по старости - пятьдесят тысяч рублей, размер компенсационной выплаты на оздоровление - пятнадцать тысяч рублей. Быкова Т.И.: - Какова средняя зарплата ямальского учителя на одну ставку?
- По данным мониторинга «Наша новая школа», за сентябрь 2013 года среднемесячная заработная плата учителя на ставку составляет 59,47 тыс. рубля.
- Будет ли индексация зарплат учителей округа на 5,5 процента с первого октября 2013 года?
- Вопрос находится на рассмотрении в правительстве автономного округа.
- Компенсацию за методлитературу в сто рублей убрали с первого сентября 2013? Спасибо.
- Новый закон «Об образовании» не содержит статью о компенсации. Расходы педагогов на методлитературу учтены в зарплате. Мама ученика, Салехард: - Ирина Кенсориновна, скажите, пожалуйста, какие меры применяются к учителю, который пришел на работу пьяным? Если такое возможно в окружной столице, то что уж говорить о сельских школах?
- Согласно статье 76 Трудового кодекса РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) сотрудника, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. После служебного расследования возможно увольнение. Новиков С.А.: - Накануне каждого учебного года появляются чрезвычайно важные для учителя методические рекомендации Министерства образования и науки Краснодарского края, Челябинской области, Москвы о преподавании учебных предметов в новом учебном году. Почему нет таких рекомендаций у нас? Проходят олимпиады, ЕГЭ, ГИА - где анализ и методические рекомендации по совершенствованию преподавания (для педагогов)? Просьба указать региональные, муниципальные сайты, где можно найти методические рекомендации, задать вопросы и получить реальную методическую помощь. Благодарю.
- На сайте Регионального института развития образования (http://riro-yanao.ru) в разделе «Деятельность» расположен подраздел «Методическое сопровождение», где размещены методические материалы по вопросам дошкольного образования, начального образования, общего и профессионального образования, ГИА, ЕГЭ, олимпиад, конкурсов. В новостной части размещены методические рекомендации по преподаванию учебных предметов в новом учебном году, подготовки к олимпиадам, ЕГЭ, ГИА, анализ и методические рекомендации по совершенствованию преподавания по результатам олимпиад, ЕГЭ, ГИА. Андрей: - Добрый день, Ирина Кенсориновна. Наш ребенок учится в начальной школе. В последнее время все чаще мы стали слышать от учителей, что, выстраивая программу, они равняются на то, что часть детей посещает репетиторов, посещает дополнительные занятия. Нормально ли то, что сегодня все больше и больше родителей обращаются к репетиторам? Проводятся ли соответствующие опросы в школе, среди родителей? Как вы думаете, рост числа обращающихся в институту репетиторства не говорит ли о том, что качество образования, которые получают дети в школе падает? Не пора ли принять какие-то меры в этом отношении?
- Очень важно, чтобы ребенку школа и родители подобрали программу «по силам». Тогда не нужны репетиторы. Я за то, чтобы у детей было детство. Ирина, Приуральский район: - В селе Горки завершается строительство школы-интерната. Скажите, пожалуйста, как будет проводиться отбор специалистов для работы с детьми? Можно ли, не имея дефектологического образования, устроится туда воспитателем? Перейдут ли в новую школу специалисты из действующей школы или будут приглашать из других городов и сел округа или вообще из других регионов?
- Завершение строительства учебного корпуса планируется в 2015 году, после этого начнется строительство интернатного корпуса. Все специалисты, работающие сейчас в Горковской школе, имеют дефектологическое образование и продолжат работу. Введение дополнительных ставок и привлечение новых специалистов возможно в случае увеличения количества обучающихся. Детский сад «Золушка», Муравленко: - Как вы относитесь к ювенальной юстиции? Возможно ли ее создание и внедрение в систему правосудия нашего автономного округа? Планирует ли ЯНАО внести дополнительные финансовые средства в дошкольное образование в связи с введением ФГОС ДО?
- Впервые в 2014 году субвенция на дошкольное образование будет предусматривать нормативы на учебные расходы. В автономном округе не используются механизмы ювенальной юстиции. Поддерживается идея сохранения детско-родительских отношений, сохранения семьи. Задорожная Елена Владимировна, учитель начальных классов МКООУ «ШИООО» Харампур, Пуровский район: Многие сельские школы имеют проблемы в части отсутствия качественно подготовленных педагогических кадров. Какова образовательная политика ЯНАО по подготовке «полипредметников»?
- Да, действительно, этот вопрос актуален для округа. Сельские школы требуют учителя особой квалификации - полипредметника. Поэтому многие вузы начинают перестраиваться, переходя на реализацию совмещенных образовательных программ и программ, усиленных специализациями, например, совмещают подготовку по дошкольному и начальному образованию с иностранным языком, математику и физику - с информатикой и т. д. Рекомендуем учителям получать дополнительную специализацию.
Учащиеся и родители второй школы Салехарда: - Почему в сетевом городе на всеобщее обозрение выносится информация об опоздавших детях, несоответствии их внешнего вида предъявляемым требованиям? Может быть такую информацию можно обсудить на уровне школы и родителей, ресурсы для этого есть? Это что, такая городская доска позора? Зачем так унижать детей, а если это сложный подростковый период? И почему тогда не сделать «Сетевой город» доской почета, где победители и призеры?
Информация, размещаемая в сервисе «Объявления» АИС «Сетевой город. Образование», предназначена для сотрудников администрации школы, педагогического коллектива, учащихся и их родителей, она должна носить сугубо персональный и конфиденциальный характер. По вашему вопросу в департамент образования Салехарда будут направлены требования по устранению нарушения. Эльвира, Салехард: - Почему учителя назначают дополнительные занятия нулевым уроком, а не после всех занятий? И почему совсем не стало индивидуальных консультаций, хотя на родительских собраниях учителя все время о них говорят. Но когда к ним подходят дети, то времени для этого почему-то уже не находится? Особенно это важно, когда ребенок пришел в школу после болезни и пропустил какие-то темы. Объяснить не объяснят, а двойки ставят?
- Уважаемая Эльвира! Было бы легче ответить на ваш вопрос, если бы в вопросе было указано конкретное учреждение. Проведение дополнительных занятий нулевым уроком недопустимо, так как является нарушением пункта 10.4 раздела 10 «Гигиенические требования к режиму образовательного процесса» санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10). Консультации и дополнительные занятия должны быть предложены ученикам. Антонина Камзолова: - Почему для участия в олимпиадах нужно сдавать деньги? Дочь принесла записочку от учителя: «Уважаемые родители, необходимо сдать сто рублей для участия вашего ребенка в такой-то олимпиаде». Так было и в прошлом году, так начался и этот год. Хоть и по сотенке, но из кошелька убывает быстро и ощутимо. Когда и почему интеллектуальные турниры в школе стали платными? В окружном департаменте образования разъяснили, что наши средства идут на организацию олимпиады, а конкретно на обработку результатов. Причем деньги не на все олимпиады собирают, а только уровня федерального округа или всей страны. Городские и окружные конкурсы бесплатны! Позвольте, их результаты обрабатывают бесплатно? В общем, вопросы неисчерпаемы... А мы снова по сотенке... На проведение окружных и федеральных олимпиад никаких денежных средств от родителей не требуются, так как они предусмотрены окружной программой развития образования в полном объеме. Видимо, речь идет о неофициальных олимпиадах, которые проводит институт развития образования Екатеринбурга. Участие в таких олимпиадах - это добровольный выбор школьника. Многие оргкомитеты требуют денежные взносы для того, чтобы обработать ваш результат. ГТРК «Ямал»: Прошло полтора месяца после вступления в силу нового закона об образовании. Можете подвести итоги? Насколько хорошо он приживается на Ямале? Как обстоят дела с дистанционным обучением, например, в селах?
Я бы не рекомендовала журналистам через полтора месяца после вступления в силу принципиально нового закона об образовании предлагать подводить итоги. Понимаете, нужно вчитаться в каждую статью и нужно понять масштабы изменений. Мы сами в департаменте образования стали это осознавать только после вступления в силу этого закона. Например, появилась проблема, что теперь субъекты РФ должны создать образовательные организации для осужденных. А раньше это не было нашим полномочием. Мы даже не понимали эту статью, хотя и изучали закон. Таких норм и требований будет открываться все больше и больше. Сегодня Министерство образования и правительство страны по всей стране проводит большую работу, чтобы популярно объяснить существо закона и его статей. В сентябре на Ямале прошло совещание, которое провела Высшая школа экономики, и участие в котором приняли сто человек из всех муниципалитетов. В течение целого дня постатейно давались комментарии к закону. Сначала нужно с законом разобраться, обучить всех, кто вовлечен в исполнение закона. Это одна сторона. А вторая сторона, что новый закон во многих направлениях, в том числе и в дистанционной форме не открыл ничего нового, а просто закрепил. Практики дистанционной формы обучения, сетевой формы организации обучения, электронных дневников и журналов уже несколько лет как сложились. Но они сложились как отдельные практики, а теперь они должны стать нормой. По селам: да, в Шурышкарском и отчасти в Ямальском районах, в Салехарде во время актировок производится связь с детьми на дому по изучению материала. В Салехарде это делается очень жестко - родители даже жалуются, что в это время задается гораздо больше материала, чем при обычном посещении школы. Но пока не будет хорошего интернета, а это зависит не от нас, а от контракта с Ростелекомом, который ведет оптоволокно, эту технологию передачи знаний ученикам мы полноценно использовать не сможем. Мы в самом начале пути по внедрению закона об образовании и этот путь будет очень нелегким.
Газета «Красный Север»: Мой вопрос касается кружков и секций в начальной школе. Родители жалуются, что детей заставляют посещать по два-три кружка в день. У детей просто нет времени ни на отдых, ни на обед.
Вопрос поставлен очень правильно и с ним нужно обязательно разобраться. В новом стандарте у каждого ученика есть десять часов внеурочной работы еженедельно. Сейчас нам даны комментарии из Министерства образования, которые хотя бы проясняют эту ситуацию и позволяют снизить напряжение. Занятия являются обязательными, но не обязательно десять часов. То есть до десяти часов. Второе, они не являются обязательными на территории школы, необходимо учесть и занятия в других организациях, в том числе и физкультурой. Мы должны дать эти разъяснения всем образовательным организациям и заставить их учитывать и другие занятия, которые посещает ребенок. Думаю, что эти перекосы допускаются из желания выполнить норму любой ценой. Безусловно, это неправильно.Источник:
0
0