http://Top.Mail.Ru
Интернет-конференция с председателем Законодательного Собрания Ямала Сергеем Харючи 23/06/2015 | Север-Пресс

0

0

Интернет-конференция с председателем Законодательного Собрания Ямала Сергеем Харючи 23/06/2015

Читать «Север-Пресс» в

Сегодня в информационном агентстве «Север-Пресс» проходит интернет-конференция с председателем Законодательного Собрания Ямала Сергеем Харючи.

Он ответит на вопросы, поступившие от ямальцев. Жителей округа интересуют самые разные вопросы - от экономического развития региона и принятия важнейших для региона законов до поддержки предпринимателей и помощи кочевникам. Кроме того, Сергей Николаевич подведет итоги деятельности ямальского парламента пятого созыва. В режиме он-лайн ответы ямальского спикера читайте на сайте ИА «Север-Пресс».

Автор не подписался - За несколько последних лет Ямал превратился в регион с дефицитным бюджетом. В итоге - секвестрируются социальные и экономические программы развития. Что, по вашему мнению, необходимо сделать, чтобы снова вернуть автономному округу лидерство в рейтинге самодостаточных регионов страны? - Я бы не стал так сгущать краски - дефицитный бюджет не является свидетельством того, что Ямало-Ненецкий автономный округ перестал быть самодостаточным субъектом. Окружной бюджет - это достаточно динамичный документ, в который в течение финансового года неоднократно вносятся корректировки, что связано со сложной и меняющейся финансово-экономической ситуацией в стране и мире. К примеру, если взять бюджет округа за 2014 год, то он тоже был сформирован с дефицитом, но исполнен он был с профицитом. Причем это произошло не за счет секвестирования социальных и экономических программ, а за счет увеличения поступлений в доходную часть бюджета. В 2014 году округ вышел на третье место в России по объему поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет страны. Доля округа составила около шести процентов. В целом, за последние пять лет окружной бюджет претерпел существенные изменения в сторону увеличения доходной и соответственно, расходной части. Почти в два раза увеличился размер консолидированного бюджета. С 2010 года также почти в два раза вырос валовой региональный продукт, его объем составляет 1,5 триллиона рублей. По итогам 2014 года, социальные расходы на одного жителя составили 296 тыс. рублей, что выше среднероссийского показателя почти в пять раз и почти в четыре раза превышает средний показатель по Уральскому федеральному округу. Двадцать два процента от всех строительных работ, выполненных в Уральском федеральном округе, приходятся на Ямал. В 2015 году планируется ввести в эксплуатацию 290 тысяч квадратных метров жилых площадей, с начала года уже ввели 101,2 тысячи квадратных метров. К 2017 году округ планирует ликвидировать аварийное жилье, признанное таковым на 1 января 2012 года. Уровень общей безработицы в автономном округе составляет четыре процента, то есть 12,5 тысяч человек, что ниже показателя по Уральскому федеральному округу (6,2 процента) и в целом по Российской Федерации (5,8 процента). Так что мы не теряли и не собираемся терять лидирующих позиций среди субъектов Российской Федерации. Этот год, а возможно и следующий будет сложным в экономическом плане. Мы все знаем, что в результате резкого ухудшения нефтяной конъюнктуры и санкций в отношении России прогнозируется значительное снижение налоговых поступлений в текущем году, но на фоне других субъектов Ямал выглядит более чем достойно. Во многом, на мой взгляд, это результат того, что важным вектором в работе Законодательного Собрания автономного округа пятого созыва было создание законодательных механизмов для диверсификации экономики, привлечения инвестиций, создания благоприятного налогового режима для предприятий, реализующих приоритетные инвестиционные проекты на территории округа, поддержки малого и среднего бизнеса. В округе достигнуто полное взаимопонимание между всеми участниками инвестиционного процесса. Принятый в 2011 году закон автономного округа «О перечне организаций, осуществляющих реализацию приоритетных инвестиционных проектов на территории ЯНАО» имеет важное значение для стимулирования инвестиционной деятельности и развития экономики на территории региона, а также увеличения налогооблагаемой базы и роста налоговых поступлений в окружной бюджет, что особенно актуально в условиях отложенного эффекта от введения западных санкций в отношении предприятий ТЭК. Учитывая важность осуществляемых инвестиционных проектов, Законодательное Собрание округа ежегодно вносило корректировки в перечень организаций, осуществляющих реализацию приоритетных инвестиционных проектов на территории региона, и соответствующие изменения в закон автономного округа по применению для них пониженной ставки налога на имущество организаций. Созданная профильная законодательная база по поддержке малого и среднего предпринимательства позволила максимально снизить ставки налогов, создать региональную инфраструктуру финансовой поддержки через фонды микрофинансовой и гарантийной поддержки, развить инфраструктуру бизнес-инкубаторов и технопарков, а также предоставлять субсидии под бизнес-проекты. Именно стабильность отношений, особенно в вопросах финансов, делает округ привлекательным для инвестиций, притока капитала и развития бизнеса. Все это говорит о необходимости и в дальнейшем поддерживать стабильность финансово-правовых отношений автономного округа.

Автор не подписался - Ямальскому парламенту так и не удалось добиться важнейших для Ямала законопроектов на федеральном уровне. По-прежнему, например, буксует закон об оленеводстве, снижается финансирование проектов округа за счет программы «Сотрудничество». Что поможет, на ваш взгляд, нашим парламентариям снова взять бразды управления регионом в свои руки? - Позволю не согласится с постановкой вопроса, поскольку я не считаю, что депутаты окружного парламента не участвуют в управлении регионом. Парламенту Ямала удалось добиться принятия важнейших для региона окружных законов, благодаря которым в округе сохраняется социально-экономическая стабильность и он занимает лидирующие позиции среди других субъектов Российской Федерации. Да, на федеральном уровне принятие законотворческих инициатив субъектов, причем не только наших, идет очень тяжело. К примеру, упомянутый закон об оленеводстве не могут принять уже более десяти лет. Тем не менее, за время работы Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа пятого созыва в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в порядке законодательной инициативы мы внесли 15 проектов федеральных законов, в первом чтении принят 1 проект закона, в качестве федеральных законов принято 3. Сегодня один из этих законов позволяет успешно реализовывать масштабные инвестиционные проекты, такие как строительство морского порта Сабетта и завода Ямал СПГ. За пять лет депутаты окружного парламента приняли 798 законов автономного округа, рассмотрели 462 проекта федеральных законов и около 10 тысяч обращений граждан, организаций и общественных объединений. Сейчас сформирована обширная окружная законодательная база, эффективно обеспечивающая как высокий уровень защиты нуждающихся в ней граждан, так и разнообразный инструментарий реализации социальных и культурных прав граждан. Приняты базовые законы в сфере образования, культуры, социальной поддержки детей-сирот. Высокой положительной оценкой можно охарактеризовать и состояние законодательства автономного округа по вопросам охраны семьи, материнства, отцовства, детства и регулированию молодежной политики. В 2010-2015 годах депутаты Законодательного Собрания автономного округа продолжили работу по совершенствованию регионального законодательства в сфере труда. Так, в закон автономного округа «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории ЯНАО» внесли изменения, которые существенно модернизируют механизмы мотивации ямальской молодежи на профессиональную самореализацию именно в автономном округе. За 2010 - 2015 годы окружное законодательство в сфере социальной защиты и социального обеспечения дополнилось новыми категориями граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, пересмотрен в сторону увеличения размер социальных выплат. Более того, появились новые выплаты. Например, с 1 января 2012 года предоставляется единовременное пособие учащимся школ из многодетных семей к началу учебного года в размере трех тысяч рублей, единовременная выплата при рождении третьего ребенка и последующих детей в сумме пятнадцати тысяч рублей. В 2011 году принят закон автономного округа «О материнском (семейном) капитале в Ямало-Ненецком автономном округе», размер которого составляет 350 тыс. рублей и является одним из самых высоких размеров регионального материнского капитала среди субъектов РФ. Особое внимание уделялось совершенствованию законодательных норм в жилищной политике и жилищно-коммунальном хозяйстве. Серьезные преобразования в течение пяти лет проведены в блоке окружного законодательства по вопросам обеспечения политических прав граждан, развития демократии и гражданского общества на территории автономного округа. Помимо этого, произошли значительные изменения в развитии окружного законодательства по активизации самоорганизации населения - приняты законы автономного округа «Об общественном обсуждении проектов законов ЯНАО», «Об участии граждан в охране общественного порядка на территории ЯНАО», «О порядке рассмотрения предложений и выявления мнения населения о присвоении наименований географическим объектам или о переименовании географических объектов в ЯНАО». Динамично развивалось окружное законодательство в сфере регуляции деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления округа. Сейчас в регионе действуют 26 законов, наделяющих органы местного самоуправления более 140 государственными полномочиями в социальном обеспечением, жилищной политике, образовании, здравоохранении, культуре и т.д. В этих направлениях переданных государственных полномочий учтены все основные социальные потребности населения региона.

Игорь - Скажите, почему принят закон ЯНАО по жилью. Если имеешь жилье за пределами округа значит по соцнайму снимают с очереди, я простоял 15лет и меня сняли. Значит, кто живет по коммерческому найму должны освободить квартиры, а также служебные? - Мне не совсем понятна суть вопроса, но я попробую на него ответить. Насколько я понял речь идет об окружном законе «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-ненецком автономном округе». Целью закона является обеспечение условий для осуществления жилищных прав граждан, и он определяет порядок ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, а также регулирует общественные отношения, связанные с переселением граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания и подлежащих сносу. Закон принят в 2006 году, и мы ежегодно актуализируем его положения, приводя их в соответствие с меняющимся федеральным законодательством и вызовами времени. Это нормальный процесс, который свидетельствует о том, что закон работает и его нормы жизнеспособны. Надеюсь, на вопрос «почему принят закон?» я ответил. Что касается его второй части, то осмелюсь напомнить, что мы уже больше двух десятков лет живем при рыночных отношениях, которые не подразумевают бесплатную раздачу квартир со стороны государства всем желающим. Тем не менее, у нас в округе сохранено максимальное количество социальных гарантий, воспользовавшись которыми, нуждающиеся граждане могут улучшить свои жилищные условия. Более того, сегодня успешно реализуется программа по переселению граждан за пределы автономного округа, чего не было в прежние времена. Да, сегодня существует ряд ограничений, по которым гражданину могут отказать в улучшении его жилищных условий за счет средств окружного бюджета. И тут надо правильно понимать ситуацию: наверно всё же несправедливо будет, если округ будет предоставлять квартиры гражданам, имеющим жилье за пределами округа, в то время как остаются годами без жилых помещений или проживают в стесненных условиях малоимущие семьи, дети-сироты и другие отдельные категории граждан. Сегодня законодательно четко установлен перечень лиц, имеющих первоочередное право на жилье, конкретно оговорены условия, при которых граждане имеют право на получение жилья в социальный найм или на получение жилых помещений из специализированного жилищного фонда. Более того, мы стараемся, чтобы как можно больше граждан смогли воспользоваться предоставленным им правами по улучшению жилищных условий. Для этого в законе в свое время появилась норма по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий. Ни для кого ведь не секрет, что некоторые пытаются повторно получить финансовую помощь, или же, получив жилье, продают его и снова становятся в очередь нуждающихся. Что же касается служебного жилья, то специфика нашего округа такова, что без него не обойтись. К нам сложно заманить высококлассного специалиста, не предоставив ему определенные социальные гарантии. При этом надо иметь ввиду, что предоставляемые служебные помещения не переходят в собственность граждан, а остаются в жилом фонде автономного округа. Здесь также ведется четкий контроль.

Абрамова Тамара Васильевна - Прошу вас внести вопрос на рассмотрение в Законодательное собрание о создании льгот для местных жителей, которые всю жизнь прожили на Севере. - Люди старшего поколения, проработавшие всю жизнь в условиях Крайнего Севера, безусловно, заслуживают льгот. Но нельзя забывать и о социальных обязательствах перед остальными незащищенными слоями населения. Заботу и уверенность в завтрашнем дне должны ощущать все: ветераны, дети, семьи с детьми. Законодательное Собрание ЯНАО этому направлению работы уделяет особое внимание. Чтобы не быть голословным, приведу несколько цифр: сейчас в автономном округе действует около ста мер социальной поддержки, из которых семьдесят процентов - региональные. Это самое большое количество в стране. За последние пять лет расходы окружного бюджета на социальное обеспечение выросли в полтора раза. Поддержку из бюджета округа ежегодно получают около 300 тысяч человек, т.е. более половины всего населения округа. Масштабы средств, направляемых в округе на поддержку ямальцев, колоссальны. Только на сдерживание тарифов ЖКХ, которые, если этого не делать, могут очень больно ударить по карману граждан, округ ежегодно направляет около 10 млрд. рублей. Поэтому, возвращаясь к сути вопроса, я бы не стал выделять ветеранов или еще кого-то. Сегодня в условиях внешних экономических санкций, оказывающих не лучшее влияние на наполняемость доходной части бюджета округа, необходимо думать не о новых льготах, а о том, как сохранить имеющиеся и обеспечить их выполнение перед населением округа. Повторюсь, это колоссальные расходы. По итогам 2014 года, социальные расходы на одного жителя составили 296 тыс. рублей, что выше среднероссийского показателя почти в пять раз и почти в четыре раза превышает средний показатель по Уральскому федеральному округу. Вместе с тем, хочу подчеркнуть, что работа по совершенствованию мер социальной защиты не прекращается. Сегодня во многих наших региональных законах предусмотрен так называемый принцип «оседлости», когда льготами или дополнительной социальной поддержкой могут воспользоваться граждане, лишь прожившие или проработавшие определенное время в автономном округе. Поэтому я не исключаю, что когда экономическая ситуация в стране выправится, для населения округа появятся новые социальные льготы и гарантии. Мы готовы рассматривать все конструктивные предложения.

Справочно: закон о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-ненецком автономном округе ст. 9: Меры социальной поддержки, предоставляемые ветеранам ЯНАО: 1. Ветеранам Ямало-Ненецкого автономного округа предоставляются следующие меры социальной поддержки: 1) возмещение расходов в размере 50 процентов оплаты занимаемой общей площади в жилых помещениях любой формы собственности в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения; 2) возмещение расходов в размере 50 процентов по оплате коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг, а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - по оплате топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению; 2. Меры социальной поддержки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, предоставляются ветеранам автономного округа из числа неработающих пенсионеров, а ветеранам из числа оленеводов (чумработниц), рыбаков, охотников вне зависимости от возраста, факта назначения пенсии и прекращения трудовой деятельности. (Ветераны Ямало-Ненецкого автономного округа - лица, имеющие удостоверение «Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа» при наличии трудового стажа на территории автономного округа: а) женщины, проработавшие в качестве оленеводов (чумработниц), рыбаков, охотников 20 и более календарных лет; б) мужчины, проработавшие в качестве оленеводов, рыбаков, охотников 25 и более календарных лет; в) женщины, проработавшие 25 и более календарных лет; г) мужчины, проработавшие 30 и более календарных лет.)

Молодой специалист Оксана: - Наш район растет и развивается. Все больше молодых людей после получения высшего образования возвращаются на малую родину. Но, к сожалению, не у всех есть собственное жилье. Кредиты дают не всем, под программы, реализуемые в районе, подпадают не все. А цены высокие - 80 тыс. рублей за квадратный метр! Можно ли повлиять на ситуацию и предусмотреть подъемные для молодых специалистов, которые возвращаются в ЯНАО и, в частности, в Тазовский район? - В 2014 году в окружной закон «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории ЯНАО» внесены изменения, которые существенно модернизируют механизмы мотивации молодежи, живущей в регионе, на профессиональную самореализацию именно в автономном округе. Закон более эффективно обеспечивает решение задачи по сохранению и развитию кадрового потенциала региона путем стимулирования миграции молодежи из-за пределов автономного округа. Для привлечения молодых кадров и закреплению их на Ямале для всех лиц в возрасте до 30 лет включительно независимо от срока их проживания в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях предусмотрен ускоренный порядок исчисления процентной надбавки к заработной плате. Первые 20 процентов надбавки будут начисляться по истечении 6 месяцев работы с увеличением на 20 процентов за каждые последующие 6 месяцев, до достижения размера надбавки 60 процентов. Затем, еще через год работы начисляются последние 20 процентов. Другими словами, у молодых работников сегодня есть право на ускоренный порядок начисления процентной надбавки. Они могут получить её в полном размере не через 5 лет работы, а в два раза быстрее - через 2,5 года. Кроме того, в региональном законодательстве предусмотрен порядок начисления процентной надбавки к заработной плате в ускоренном порядке после достижения возраста 30 лет. Если молодой работник вступил в трудовые отношения с организациями, финансируемыми за счет средств окружного бюджета в возрасте до 30 лет, но не успел выработать предельный размер надбавки (80 процентов) к 30-летнему возрасту, то такому работнику при достижении возраста 31 год, продолжат начислять процентную надбавку в ускоренном порядке при условии, если он продолжает работать в той же организации. Также сохранены ранее действовавшие гарантии в отношении лиц в возрасте до 30 лет включительно, которые не менее пяти лет прожили на территории автономного округа. Им предусматривается выплата процентных надбавок к заработной плате в полном размере с первого дня работы. Такой подход соотносится с системой ориентиров, закрепленных в Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года. Молодежь, родившаяся и прожившая не один год в автономном округе, до начала трудовой деятельности должна иметь преимущества при трудоустройстве как неоценимый ресурс автономного округа. На сегодняшний день ни на федеральном уровне, ни в большинстве северных субъектов Российской Федерации таких законодательных актов нет. Помимо этого, для молодых специалистов, устроившихся на работу в государственные или муниципальные учреждения социальной сферы автономного округа (в здравоохранении, образовании, социального обслуживания, туристической деятельности, молодежной политике, культуре и искусстве, физической культуре и спорте), отраслевые региональные законы предусматривают единовременное и ежемесячное пособия. Размеры этих выплат определяет постановление правительства автономного округа.

Николай, Харсаим - Будут ли окружные законотворцы работать в направлении восстановления прав для КМНС по вылову муксуна для собственных нужд? Когда будет снят запрет? Что делать с муксуном, попавшим в сети при промышленном лове? Это ведь не язь, если муксуна выпустить в реку, он не оживет. В Министерстве сельского хозяйства РФ подготовлен и подписан приказ «Об установлении ограничения рыболовства муксуна в водных объектах Томской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа в 2014 году», по которому запрещено ловить муксуна с 16 августа до конца 2014 года. Решение принято из-за катастрофического исчезновения муксуна. С 1 января 2015 года вступил в силу приказ от 11 ноября 2014 года № 441 об ограничении вылова муксуна в Обь-Иртышском рыбохозяйственном районе, действовать он будет по 31 декабря 2015 года. На Ямале предпринимаются реальные шаги в восстановлении популяции муксуна. Так в поселке Харп Приуральского района идет строительство рыборазводного завода. Сроки завершения объекта - 2015 год. Первые результаты ожидаются в 2016 году. Также запланировано строительство завода по разведению молоди рыб ценных пород в Тазовском районе. Ведется строительство рыборазводного завода в поселке Самбург. Пока ситуация с популяцией муксуна не улучшится, не может быть и речи о каком-либо рыболовстве, квотах, льготах. Для исключения привлечения к ответственности необходимо строго следовать букве закона. Так, правила рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяственного бассейна предписывают в случае добычи (вылова) запрещенных видов водных биоресурсов либо превышения разрешенного прилова водных биоресурсов, не указанных в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов, на которые установлен общий допустимый улов, должны с наименьшими повреждениями, независимо от их состояния, выпускать в естественную среду обитания. Безусловно, при принятии подобных нормативных актов учитывается мнение специалистов в области ихтиологии.

Екатерина Ивановна, село Мужи - К нашей стране выдвигают все новые санкции, цены на продукты растут. Власть пытается их сдерживать, и на том спасибо. Но может лучше бросить силы на поддержку собственного производства? Не только мясом и рыбой славиться, но выращивать и свои овощи? Что мешает? - В принципе, ничего не мешает. Кроме некоторых климатических ограничений. Тем не менее, вы правы. Сегодня округ в состоянии обеспечить население овощами, выращенными на нашей территории. Конечно, это затратно, и кто-то может сказать, что проще завозить тот же картофель и огурцы из-за пределов округа. Но не надо забывать, что при всей суровости нашего климата в южных районах округа достаточно благоприятные условия для овощеводства, и, учитывая сегодняшние технологии развития тепличного хозяйства, - планы становятся более реальными. Опыт такой на Ямале есть - тепличное хозяйство успешно внедряется и в наших северных городах. Поэтому еще в 2012 году в законодательстве Ямала появилась норма о поддержке растениеводства. Она предусматривает развитие собственного регионального растениеводства для продовольственной безопасности нашего региона, круглогодичного бесперебойного обеспечения наших жителей овощной продукцией. Главную задачу, которую мы при этом ставили, чтобы ямальцам были доступны качественные продовольственные товары, необходимые для здорового образа жизни. Эта идея исходит и из Концепции социально-экономического развития сельских территорий и агропромышленного комплекса автономного округа. Сегодня производство овощей и картофеля на территории Ямала получило развитие в Ноябрьске, а также в Красноселькупском, Пуровском и Шурышкарском районах.

Сергей, Салехард - Депутаты молчаливо согласились с новым порядком избрания губернатора округа. А почему не спросили своих избирателей? Получается, губернатора теперь избирает не народ, для которого он должен собственно работать. - Решение отойти от прямых выборов высшего должностного лица действительно вызвало много споров. Но ведь по большому счету, это такая же система, что и в органах местного самоуправления. Окружные депутаты представляют интересы избирателей всего округа. Ямальцы, избрав их на легитимных выборах, наделяют их правом представлять свои интересы. И как представители народа депутаты наделены правом не назначения, а избрания главы субъекта Федерации тайным голосованием из того перечня кандидатур, которые представит глава государства. Губернатор Тюменской области рекомендует пять кандидатов на рассмотрение президента. Здесь логика понятна. Территориально Ямал входит в состав Тюменской области, но по Конституции он - самостоятельный субъект РФ. Рекомендации политических партий ведь тоже будут учитываться. Поэтому, я считаю, народ не отстранен от участия в выборе своего губернатора, а делает это через своих представителей - депутатов. К тому же, это экономия финансовых средств, о которой в кризисный период стоит задуматься как никогда.

село Аксарка, сирота - Сейчас я учусь в Тюмени. По закону мне положено жилье. А если я не хочу возвращаться в свой поселок по окончании вуза? Денег на покупку жилья в Салехарде или Тюмени нет. Какие могут быть для меня варианты? - Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тема очень злободневная. И в ней не все так просто. Тем не менее, депутаты прилагают максимум усилий, чтобы решить проблему очередности предоставления жилья детям-сиротам. Не так давно были внесены изменения в наш закон, которые не только урегулировали порядок обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот, достигших возраста 23 лет, но и дали возможность предоставлять по договору найма жилое помещение, расположенное на территории иного населенного пункта в границах автономного округа либо на территории другого субъекта. Эта норма позволит с согласия детей-сирот предоставлять жилье, в том числе, и в Ямальском квартале города Тюмень.

Вопросы от жителей окружной столицы: - Не раз поднимался вопрос по дорогам Салехарда, и многие вопросы решались. Но вот вопрос с дорогами в микрорайоне Удача до сих пор остается открытым. Дошло до того, что жители этого микрорайона даже устраивали митинги, но воз и ныне там. Когда власти города и округа обратят на нас внимание? - Действительно на протяжении последних лет существует серьезная проблема содержания дорог в микрорайоне «Удача» города Салехард. В течение последнего года этой проблеме посвятили несколько телевизионных эфиров. Особенно эта проблема обострилась в период таяния снега, когда многие улицы микрорайона оказались затоплены или размыты. Насколько я проинформирован, на последней встрече с жителями микрорайона присутствовали заместители главы города. То есть проблема обозначена на всех уровнях власти. Никто не открещивается от нее и от людей не отмахиваются. Сегодня, чтобы провести территорию микрорайона « Удача» в соответствующее состояние, необходимо выполнить большой комплекс работ, связанный с газификацией, установкой уличного освещения, отсыпкой и асфальтированием дорог. Все эти мероприятия изначально и были заложены в адресно-инвестиционную программу Салехарда, однако из-за сокращения бюджета финансовых средств на проведение этих работ крайне недостаточно. Я уверен, что руководство Салехарда понимает и свою ответственность, и обоснованность претензий граждан, живущих в микрорайоне. Она примет все меры к решению сложившихся проблем. Со своей стороны депутаты муниципального образования и Законодательного Собрания округа должны обеспечить контроль за решением вопросов, обозначенных жителями этого микрорайона.

- В стоматологии Салехарда по-прежнему утренние очереди. Много говорили в СМИ о внедрении электронной очереди и телефонной записи, но люди по прежнему, чтобы попасть на прием к врачу вынуждены с утра занимать очередь. Разрешится ли эта проблема? - Действительно для упрощения доступа к услугам врачей в окружной стоматологической поликлинике внедрили электронную запись пациентов. Записаться можно через интернет или установлены в окружной больнице терминалы. Случаи невозможности записи к лечащему врачу, о котором идет речь, вероятней всего, связаны со сбоями в работе оборудования, так как по имеющимся сведениям, электронной записью граждане пользуются регулярно. Но даже если нет электронной записи, граждан с острой зубной болью принимают в течение суток врачи поликлиники. В соответствии с регламентом работы стоматологической клиники, срок обслуживания пациентов составляет 10 суток. Согласно проведенным исследованиям этот срок в основном соблюдается. Что касается очередей, то эта проблема обостряется в летние периоды и связана с периодом отпусков врачей стоматологической поликлиники и отчасти их не комплектом.

Ольга, Салехард: - Сергей Николаевич, вы выступали в Новом Уренгое на конференции на тему «Обеспечение социальной защиты работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностей - основа социальной стабильности в регионе». На каких фактах строилось ваше выступление? Что еще интересного говорили на эту тему? - Насколько я понимаю, речь идет о мероприятии, прошедшем в Новом Уренгое 15 июня текущего года. Это была межрегиональная конференция «Реализация принципов достойного труда как основы экономического развития и обеспечения социальной стабильности». В работе конференции приняли участие представители Федерации независимых профсоюзов России, Субрегионального Бюро МОТ в Москве, органов исполнительной и законодательной ветвей власти Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, Тюменской и Мурманской областей, Республики Саха - Якутия, Министерства труда и социальной защиты РФ, профсоюзных организаций и органов исполнительной власти Норвегии, Швеции, Азербайджана, Казахстана, руководство и профактив предприятий нефтегазового комплекса северных регионов РФ, полномочные представители общероссийских отраслевых объединений работодателей и работодателей автономного округа, общественных и научных организаций. Одним из основных вопросов конференции стало обсуждение предложений сторон социального партнерства на разных уровнях (федеральном, отраслевом и региональном), направленных на продвижение и реализацию принципов достойного труда с учетом особенностей регионов с особыми природно-климатическими условиями. В своем выступлении, которое строилось на данных, полученных в ходе реализации Стратегии социально-экономического развития автономного округа, я акцентировал внимание собравшихся на том, что Ямало-Ненецкий автономный округ относится к регионам, которые могут служить примером социально-экономического развития. Его по праву можно назвать социальным регионом. Приняты и действуют законы и программы, гарантирующие и обеспечивающие реализацию конституционных прав граждан на труд, жилище, охрану здоровья, образование, социальную поддержку. Как примеры можно привести следующие: «Развитие образования на 2014-2016 годы», «Развитие здравоохранения на 2014-2020 годы», «Социальная поддержка граждан и охрана труда на 2014-2020 годы, «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы». Для обеспечения государственных гарантий по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость принята и действует государственная программа автономного округа «Содействие занятости населения на 2014-2020 годы». Об эффективности её действия говорят следующие цифры. В апреле текущего года численность экономически активного населения округа составила 312 тысяч человек, из них 299 400 человек, (или 96, процентов) заняты в экономике. Уровень общей безработицы в регионе составляет четыре процента, то есть 12,5 тысяч человек, что ниже показателя по Уральскому федеральному округу (6,2 процента) и в целом по Российской Федерации (5,8 процента). Также я отметил, что в округе сложилась определенная система социального партнерства. Принят закон «О социальном партнерстве в сфере труда в ЯНАО», регулирующий работу окружной трехсторонней комиссии. Для проведения согласованной политики по повышению доходов, уровня жизни и социальной защищенности населения, регулированию оплаты труда работающих заключено «Региональное трехстороннее соглашение между Ямало-Ненецким территориальным объединением организаций профсоюзов, некоммерческой организацией «Объединение работодателей ЯНАО» и исполнительными органами государственной власти ЯНАО на 2013-2015 годы». Выполнение отдельных пунктов соглашения позволило в марте 2015 года увеличить реальные денежные доходы населения по сравнению с мартом 2014 года на 1,3 процента. Просроченная задолженность по заработной плате кроме субъектов малого предпринимательства на 1 июня этого года в округе отсутствовала. Благодаря согласованным действиям органов законодательной и исполнительной ветвей государственной власти, работодателей, общественных объединений и граждан нам удается поддерживать довольно высокий рост благосостояния каждого ямальца. Напомним, что по итогам прошлого года 22 процента от всех строительных работ, выполненных в Уральском федеральном округе, приходится на Ямал. В 2015 году планируется ввести в эксплуатацию 290 тысяч квадратных метров жилых площадей, с начала года введено 101,2 тысячи квадратных метров. К 2017 году округ планирует ликвидировать аварийное жилье, признанное таковым на 1 января 2012 года. Для ликвидации очередности в детсады за пять лет ввели 18 детских садов, что позволило увеличить охват услугами дошкольного образования детей 3 - 7 лет до 91,6 процента. Завершен конкурс по созданию шести объектов образования с применением механизмов государственно-частного партнерства. По итогам реализации этого соглашения к концу 2015 года будет создано более 1,5 тысяч детских мест. Аналогичная работа ведется по строительству школ, 10 новых образовательных учреждений открыли свои двери ямальским школьникам. Увеличена доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, составляет 56 процентов. В рамках модернизации региональной системы профессионального образования функционируют 3 научно-образовательных комплекса, реорганизовано 6 образовательных учреждений профессионального образования. В округе действует 4 учебных центра профессиональной квалификации в структуре учреждений среднего профобразования. Несмотря на то, что мы больше, чем кто-либо другой, строим жилья, новых школ и больниц, мы, видим еще массу проблем и справедливо хотим жить еще лучше. Для достижения этих целей в системе механизмов, обеспечивающих права человека, важной мерой является активное участие общественности, в том числе в лице профсоюзов и граждан в решении вопросов социального характера. Прежде всего, это обсуждение важных для жизнедеятельности законопроектов, повышение ответственности государственных органов и должностных лиц перед гражданами за посягательство на их права и свободы, а также персональная ответственность каждого гражданина в обеспечении собственного существования. Главная задача органов государственной власти в процессе выполнения функций социального партнерства не в раздаче благ, а в обеспечении условий для свободной деятельности индивидов, способных создавать эти блага и самостоятельно позаботиться о себе и своих близких. Создать условия для того, чтобы каждый имел возможность получить образование, профессию, рабочее место, улучшить жилищные условия и конечно, обеспечить духовное и физическое здоровье.

Николай, Новый Уренгой: - Одно время много говорили о новом районировании Крайнего Севера, а сейчас все заглохло. Будут ли насчет Ямала какие-нибудь изменения? - В последние годы правительство Российской Федерации неоднократно предпринимало попытки обсуждения с регионами проектов законов «О районировании Севера Российской Федерации». В адрес Законодательного Собрания автономного округа неоднократно направляли проекты федеральных законов по этому вопросу, однако на поступившие проекты законов мы дали отрицательные заключения. Потому что, по мнению депутатского корпуса Ямала, отнесение территорий Российской Федерации к Северу только на основе федеративного и муниципального деления является необоснованным и несправедливым. Мы считаем, что должна быть соответствующая методика оценки дискомфортности жизнедеятельности населения по природно-климатическому, социально-экономическому и медико-биологическому факторам, которую нужно провести с привлечением специалистов федеральных органов исполнительной власти и соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ. Только имея на руках соответствующие научные исследования можно переходить к осуждению соответствующего проекта закона.

Анна Павловна, Надымский район - Ожидается ли еще внесение каких-либо изменений в ямальский бюджет? Не опасно ли то, что у региона большой долг? - Окружной бюджет - это достаточно динамичный документ, в который в течение финансового года неоднократно вносятся корректировки, что связано со сложной и меняющейся финансово-экономической ситуацией в стране и в мире. К примеру, если взять бюджет округа за 2014 год, то он тоже был сформирован с дефицитом, но исполнен был с профицитом. Причем это произошло не за счет секвестирования социальных и экономических программ, а за счет увеличения поступлений в доходную часть бюджета. В 2014 году округ вышел на третье место в России по объему поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет страны. Доля округа составила около шести процентов. Окружной бюджет на 2015 год утвержден с дефицитом в 9,6 млрд. рублей. Но я не думаю, что должны быть опасения по этому поводу, дефицит бюджета находится на экономически безопасном уровне, при этом предусмотрены источники внутреннего финансирования дефицита окружного бюджета в такой же сумме. Что касается изменений бюджета, то в текущем 2015 году в закон об окружном бюджете изменения вносились дважды, но только в части изменения государственных гарантий автономного округа и взносов в уставный капитал открытых акционерных обществ. На очередном заседании окружного парламента, которое состоится завтра (24 июня) также планируется рассмотрение изменений в закон о бюджете, которые связаны с перераспределением средств. При этом доходная и расходная части бюджета не изменятся. Необходимо учитывать вызовы времени, исполнение бюджета осуществляется в условиях ограниченного поступления доходов с одновременным увеличением объема расходных обязательств автономного округа, связанных с реализацией майских указов президента РФ. Поэтому внесение правок в принятые законы - это рабочий процесс, призванный облегчить исполнение округом взятых обязательств.

Дмитрий, Ямальский район - Вы выступали за то, чтобы кочевникам, пострадавшим от падежа оленей, компенсировали потери животными. Удалось ли где-нибудь реализовать эту идею? - Всем известно, что одной из проблем агропромышленного комплекса в автономном округе в 2014 году стал массовый падеж оленей и сложившееся в связи с этим чрезвычайная ситуация. По имеющимся данным падеж оленей в целом по автономному округу составил более 88 тысяч голов. В связи с массовым падежом оленей на территории Тазовского, Ямальского, Приуральского и Надымского районов ввели режим чрезвычайной ситуации. На проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации, связанной с массовым падежом оленей, из резервного фонда правительства ЯНАО выделили более 41 миллиона рублей. Для предотвращения возникновения этой ситуации в дальнейшем в сельских муниципальных образованиях создали резервы финансовых средств в сумме 24,3 миллиона рублей. Кроме того, депутаты Законодательного Собрания автономного округа подготовили законодательную инициативу о внесении изменений в статью 8 Федерального закона « О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон « О развитии сельского хозяйства». Принятие этой поправки в Федеральный закон позволит распространить правила добровольного страхования на случаи гибели животных в результате наста, гололедицы и глубокого снежного покрова, что повлечет получение соответствующих страховых компенсации собственниками в случае падежа оленей из-за указанных причин.

Тазовчанин Сергей Александрович - В Тазовском районе в целом сложились благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства. Хотелось бы узнать, планируется ли оказывать финансовую поддержку добросовестным предпринимателям в плане компенсации части затрат на электроэнергию, учитывая сложившуюся экономическую ситуацию в стране? - Согласно действующему законодательству (N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ») субсидирования в части затрат на оплату электроэнергии субъектам малого предпринимательства, которое осуществляется на основании конкурсного отбора, должно проводиться на основании принятых муниципальных программ. В Тазовском районе разработана и принята муниципальная программа «Экономическое развитие на 2015-2010 годы». Она утверждена постановлением администрации Тазовского района от 25 июля 2014 года № 381. Подпрограммой 1 этой программы предусмотрены мероприятия по развитию малого и среднего предпринимательства. Мероприятия по финансовой поддержке предпринимателей в виде компенсации части затрат на электроэнергию указанной программа не предусматривает. Насколько я знаю, компенсации части затрат на электроэнергию не предусмотрены по той причине, что попросту не было обращений от предпринимателей. Полагаю, что если такие обращения появятся, то их рассмотрят. Справочно: Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства - нормативные правовые акты органов местного самоуправления, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в муниципальных образованиях, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов местного самоуправления, ответственных за реализацию указанных мероприятий.

Еремеева Ирина Михайловна - Почему нам, пенсионерам, которые родились, выросли и работают на Ямале, нет доплат к пенсии из окружного бюджета? - Основания возникновения и порядок реализации прав граждан РФ на трудовые пенсии установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Пенсионное обеспечение гражданам, живущим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат живущих там граждан, определяемых правительством РФ, увеличиваются на устанавливаемый соответствующий районный коэффициент в зависимости от района (местности) проживания на весь период проживания этих граждан в указанных районах (местностях). При выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента. Лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости. На территории Ямало-Ненецкого автономного округа действует закон от 03.11.2006 № 62-ЗАО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе». В соответствии с ним право на получение ежемесячного пособия имеют граждане РФ, постоянно живущие в автономном округе по месту жительства из числа неработающих пенсионеров - женщины, достигшие возраста 50 лет и старше, мужчины, достигшие возраста 55 лет и старше, проработавшие на территории автономного округа не менее 15 календарных лет. Они имеют право на предоставление пособия независимо от вида получаемой ими пенсии, предусмотренной Федеральными законами от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Для назначения пособия неработающим пенсионерам необходимо обращаться в органы социальной защиты населения муниципальных образований автономного округа по месту жительства. Размер пособия составляет сегодня 2000 рублей. Помимо этого, с 1 января 2010 года на территории автономного округа установлена региональная социальная доплата к пенсии неработающим пенсионерам. Она устанавливается пенсионеру в случае, если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера на соответствующий финансовый год в автономном округе. Её устанавливают в таком размере, чтобы общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом этой социальной доплаты достигла величины прожиточного минимума для пенсионера, установленного на соответствующий финансовый год в автономном округе. Другие доплаты к пенсии из окружного бюджета людям, постоянно живущим на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, действующим законодательством не предусмотрены.

Екатерина: - Добрый день. Скажите, пожалуйста, почему пенсионеры отработавшие в округе 30 и более лет, не могут получать доплату к пенсии из окружного бюджета за выслугу лет в округе, так, как эту доплату получают госслужащие? - Ответ на этот вопрос заключается в том, что действующее федеральное законодательство регулирует и выделяет особый правовой статус государственных гражданских служащих, связанный с исполнением ими государственных полномочий. Определяющим фактором в предоставлении права на доплаты обусловлено жесткой регламентацией прав и обязанностей гражданских служащих при прохождении гражданской службы, наличием ограничений, запретов и особых требований, а также увеличением роли самих гражданских служащих и в целом гражданской службы в осуществлении государственного управления общественными процессами.

Наталья, Салехард - В 2016 году по предложению Минтруда Госдума планирует лишить пенсий работающих пенсионеров, зарабатывающих в год миллион рублей. На мой взгляд, это решение не учитывает интересы северян. Ведь нельзя сравнивать зарплату жителей Крайнего Севера и средней полосы, где прожиточный минимум гораздо меньше, чем в Арктическом регионе. Например, на Ямале необходима теплая меховая одежда, многие продукты привозные и соответственно стоят в два раза дороже, а стоимость квадратного метра жилья превышает сто тысяч рублей. В таких условиях 80 тысяч - не такая уж большая зарплата. В этой связи возникает вопрос: как быть тем, кто взял кредит, рассчитывая выплачивать его с помощью честно заработанной пенсии? Считаете ли вы возможным выступить ямальским депутатам против законопроекта или предложить скорректировать для северян сумму, которую господин Топилин считает «высоким доходом», например, с учетом северных коэффициентов? - Действительно в феврале 2015 года на заседании правительства РФ, председатель правительства Дмитрий Медведев дал поручение главе Минтруда Максиму Топилину разработать изменения в законодательство, предусматривающее лишение права получения пенсий работающих пенсионеров, чей средне месячный доход составляет более 83 тысяч рублей или более одного миллиона рублей в месяц. По расчетам Минтруда эти изменения должны коснуться примерно 200 тысяч работающих пенсионеров. Они должны вступить в силу в 2016 или 2017 году. Но эти изменения в качестве законодательной инициативы в Государственную Думу не вносились и на уровне Законодательного органа и его структурных подразделений не рассматривались. Я думаю, что после того, как этот проект внесут в Госдуму, будет возможным обсуждение его и на уровне Законодательных органов субъектов Российской Федерации, в том числе возможная корректировка его статей и отдельных положений. Вообще сама по себе идея сэкономить на работающих пенсионерах далеко не нова. Соответствующий механизм был реализован еще в Законе СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях». Ст. 15 этого закона предусматривалось, что работающим пенсионерам по их желанию вместо выплаты пенсии во время работы начислялась после оставления работы надбавка к пенсии за каждый год работы после достижения пенсионного возраста. Сумма пенсии с надбавкой не могла превышать 150 руб. в месяц. При этом размер надбавки, категории работников, имеющих на нее право, и условия начисления надбавки устанавливались в порядке, определяемом Советом Министров СССР.

0

0