0
0
Сергей Харючи предлагает изменения в законодательство для обеспечения прав коренных народов
Сегодня председатель Законодательного Собрания ЯНАО Сергей Харючи принял участие в парламентских слушаниях «Законодательное обеспечение жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
В своем выступлении ямальский спикер констатировал, что правовая база по защите прав и традиционного образа жизни малочисленных народов Севера создана. Значительным достижением здесь стало формирование финансовых инструментов государственной поддержки социально-экономического развития малочисленных народов Севера. «За последние пятнадцать лет в Российской Федерации выполнены три федеральные целевые программы, а также многочисленные региональные целевые программы и подпрограммы по социально-экономическому развитию малочисленных народов Севера, призванные сформировать условия для их устойчивого развития за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников», - сказал он. Положительными достижениями Сергей Харючи назвал законодательное урегулирование вопроса регистрации лиц из числа коренных малочисленных народов, ведущих кочевой и (или) полукочевой образ жизни, произошедшее по инициативе парламентариев Ямала, а также другие федеральные нормативные акты. Вместе с тем, по мнению ямальского спикера, нормы действующих федеральных законов, направленные на обеспечение прав коренных народов, декларативны либо требуют детализации в подзаконных актах. Не имеет механизмов исполнения Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ», который уже тринадцатый год лежит без движения и не выполняется. Правительство России не разработало типовое положение о правовом режиме таких территорий, что является постоянной темой для обсуждения любого уровня. Из-за этого не создано ни одной территории традиционного природопользования федерального значения. Сведены на нет попытки создать региональные и местные территории традиционного природопользования из-за принятия в декабре 2013 года поправок в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», когда такие территории больше не относятся к особо охраняемым природным территориям. «Правового решения ожидают вопросы документального подтверждения национальной принадлежности лиц из числа коренных малочисленных народов», - подчеркнул он. Сергей Харючи предложил внести изменения в федеральное законодательство для закрепления за российскими регионами полномочий по установлению порядка предоставления документа, подтверждающего ведение гражданином РФ, относящимся к коренным малочисленным народам России, кочевого и (или) полукочевого образа жизни. По мнению ямальского спикера, в федеральном законодательстве также отсутствует четкий системный подход к регулированию северного оленеводства, а государственная поддержка традиционных форм хозяйствования коренных малочисленных народов провозглашена в основном декларативно. Он уверен, что северное оленеводство нуждается в специальном регулировании в рамках отдельного федерального закона о северном оленеводстве и требует комплексного подхода к решению проблем оленеводства. Еще одним важным направлением Сергей Харючи назвал законодательное закрепление прав коренных малочисленных народов на учет их интересов при отводе земельных участков под промышленную разработку недр, на обязательное проведение этнологической экспертизы и возмещение ущерба, причиненного исконной среде обитания коренных малочисленных народов, приводящего к невозможности заниматься традиционной хозяйственной деятельностью. Сергей Харючи считает, что необходимо наряду с обязательной государственной экологической экспертизой проведение также и этнологической экспертизы в местах проживания коренных малочисленных народов. Для этого нужно принять Федеральный закон «Об этнологической экспертизе». Он обратил внимание и на отсутствие до настоящего времени ключевого механизма защиты прав коренных малочисленных народов Севера. Речь идет о методике расчета убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности этих народов. Действующая методика Минрегионразвития носит рекомендательный характер и, следовательно, не является обязательной к применению, а главное - не учитывает особенности отдельных регионов. «Необходимо внести изменения в федеральное законодательство по передаче на региональный уровень полномочий по утверждению такой методики в каждом конкретном субъекте РФ», - отметил Сергей Харючи. По его мнению, при совершенствовании федерального законодательства в области защиты прав и интересов коренных малочисленных народов и правоприменительной практики приоритет должен быть отдан решению ключевых вопросов, связанных с правами коренных малочисленных народов Севера на пользование землей и иными природными ресурсами. «Одним из основных вопросов при совершенствовании рассматриваемого законодательства является вопрос включения коренных малочисленных народов и их представителей в процесс принятия решений, затрагивающих их права и интересы. Формы и способы этого участия могут быть различны», - сказал ямальский спикер.
0
0