http://Top.Mail.Ru
СОБЫТИЕ ГОДА. Медвежьи игрища поторопили весну | Север-Пресс

0

0

СОБЫТИЕ ГОДА. Медвежьи игрища поторопили весну

Читать «Север-Пресс» в

В Шурышкарском районе, близ природно-этнографического комплекса «Живун», расположенного в деревне Ханты-Мужи, прошел праздник народа ханты Медвежьи игрища. До этого он по традиции проводился в районе семь лет назад. Ритуал праздника может длиться от трех до семи дней. Смысл действия - примирить душу охотника с душой убитого им медведя.

В деревню съехались коренные жители с берегов рек Куноват, Сыня, Войкары, организаторы и гости праздника из Салехарда и села Мужи, ученые-этнографы из Екатеринбурга и Ханты-Мансийска.

В Ханты-Мужи развернулось не театрализованное представление, а настоящий древний обряд, чудом дошедший до наших дней. Он, по возможности, был закрыт для праздных зевак. Съемку каждого этапа действия разрешили только екатеринбургским ученым и уже проверенным в деле ямальским журналистам, для того, чтобы запечатлеть и сохранить все подробности обряда. В Медвежьих игрищах есть сакральные, тайные для женщин ритуалы. Обязательно соблюдение «дресс-кода»: все должны быть в национальной одежде. Произносить слова «медведь», «убил» на месте проведения праздника не принято, используются иносказательные выражения, например, «пригласил в гости младшего брата».

Хозяином на этом празднике стал сорокалетний охотник из Мужей Андрей Ребась, «пригласивший брата погостить». «У меня здесь самые приятные обязанности - принимать гостей и умывать их снегом!» - сообщил он корреспонденту ИА «Север-Пресс», уже «умытому» местными жителями четыре раза. Такое очищение – это один из обрядов Медвежьих игрищ. В ответ не возбраняется умыть хозяев. Но главное действующее лицо - старейшина, 76-летний житель Куновата Григорий Толба, проводящий ритуал.

В районе он оказался единственным мужчиной, который помнил все подробности обряда и согласился его провести. Естественно, организаторы праздника охраняли его особенный настрой и не позволяли представителям СМИ приблизиться к нему на пушечный выстрел. Пока Григорий Иванович на третий день проведения праздника не подошел к журналистам сам. Он рассказал, как в детстве прятался в лесу, когда появлялись сборщики детей в интернат. Но однажды его все-таки поймали, и в интернате ему очень понравились. Но после четвертого класса погиб его старший брат, и Григорию Толбе пришлось насовсем вернуться домой, чтобы помогать родителям. Его односельчане рассказывают, что Толба – признанный тонкий и точный мастер резьбы по дереву, нож – как продолжение его руки, и его лодки-калданки – лучшие на всей реке Куноват.

Конечно, в былые времена, когда не было сложностей с лицензиями, Медвежьи игрища проводились гораздо чаще, чем раз в семь лет - в каждом случае победы над медведем. Сын Григория Ивановича Михаил Толба рассказал, что у него не только отец, но и дед знал ритуал и умел исполнять его. Вместе с поющим дедом любимый внук в детстве всю зиму ездил по праздникам, и они были желанными гостями. А, например, отец Евдокии Тыликовой из Овгорта Александр Куртямов был знатным охотником. Она помнит, как однажды утром отец вошел в чум, умыл снегом спящих детей и сказал: «Я поймал брата своего! Праздник будет!» И был хозяином на этом празднике.

«Это вариант гостевания-карнавала, медведя приглашают в гости после того, как встретили его в лесу, - пояснила происходящее корреспонденту ИА «Север-Пресс» заведующая сектором Института истории и археологии Уральского отделения РАН Елена Перевалова. - Сняли с него шубу, одарили в доме подарками. Пригласили не только самого медведя, но и родственников, духов. Это такая сотрапеза, сообщество. Красивый многогранный ритуал, состоящий из нескольких частей. Медведя пробуждают и поют ему утреннюю песню, вечером укладывают спать. К нему относятся как к гостю, но это гость очень долгожданный, почетный. Заканчивается праздник проводами медведя на небо, к верховному богу Нум-Торуму».

Директор Шурышкарского районного музейного комплекса, на одной из территорий которого и проводился этот праздник, Анна Брусницына, отметила, что исследователи, путешествовавшие по Западной Сибири еще в двадцатых годах, фиксировали огромный комплекс этих традиций. Впоследствии начались репрессии, подобные мероприятия запретили, как и поклонение местным духам, отвергалось любое мировоззрение, кроме коммунистического. Такие праздники продолжали проводиться, но в закрытом режиме. Это касалось не только Медвежьих игрищ, но и всех праздников, связанных с духовной культурой, мифологическими представлениями. И в культуре ханты сработал механизм сокрытия своих традиций. Наиболее важное и ценное стало таиться от посторонних глаз. В результате получилась картина угасания традиций.

Анна Брусницына напомнила, что медведь – один из центральных образов в традиционном мировоззрении ханты, манси и других сибирских народов. Это символ природы, которая засыпает осенью вместе с окружающим миром и просыпается весной. Это важный атрибут культуры. Думаю так, другие исследователи могут иметь другое мнение по этому поводу. По мнению директора музейного комплекса, охота на отощавшего медведя, спящего в берлоге – это не промысловая, а ритуальная охота. Она связана со стремлением разбудить зверя, а вместе с ним и природу, поторопить весну.

В начале праздника мужчины возвели на месте проведения игрищ огромный чум. Затем они приветствовали принесенного «брата» громкими криками, дарили ему подарки. Вечером в чуме Григорий Толба начал церемонию, включающую песни, танцы, пантомиму, которая длилась до трех часов утра. Ему помогали два молодых человека, которым он передавал свои знания и дар.

Один из них, Валентин Вальгамов, артист ансамбля «Сыра-Сэв», уроженец Шурышкарского района, поделился с корреспондентом ИА «Север-Пресс» впечатлениями: «Я первый раз на этом древнем празднике. Смотрю, что делает старший человек и стараюсь за ним повторять. Он сказал, чтобы я внимательно смотрел, слушал и запоминал. Некоторые слова не понимаю, потому что диалекты у нас разные, но движения, мелодию улавливаю и вторю Григорию Ивановичу. Нужны очень хорошие легкие, потому что песни исполняются на одном дыхании. Перед проведением сценки мы выходим на улицу, он объясняет, у кого какая роль, что нужно делать. Приходится схватывать на лету. Может быть, это у меня в генах, прадед неоднократно проводил такие обряды. Стараемся вникнуть в эту работу».

Валентин рассказал, что и сам постигает тонкости ритуала. Он знает, что раньше такие праздники проводили под звуки национальных инструментов. Старинный хантыйский струнный щипковый инструмент «нарас ю» ему привез мастер из Ханты-Мансийска вместе с диском, где пожилой человек показывает первоначальные навыки игры. Валентин освоил некоторые мелодии, которые исполняются на Медвежьих игрищах. Если старший человек попросит, могу исполнить, скромно отметил он. На празднике он показал древний ритуальный танец со стрелами, посвященный воинам, защищавшим в давние времена жизнь хантыйского народа и его земли.

Три дня подряд, каждую ночь в чуме, где зрители располагались по разные стороны чума, праздник шел своим чередом. Сначала старейшина и его «подмастерья», сцепившись с ним мизинцами, спиной к зрителям, пели песни медведю: хвалили его, просили прощения, говорили, что они не виноваты. Исполнялись священные песни духов. Затем наступало время своеобразного карнавала: маски, костюмы, танцы, бытовые сценки. В сценках и пантомимах высмеивались различные человеческие пороки: болтливость, хвастовство, жадность, похоть (ей досталось более всего). Хозяева праздника днем просили гостей ни в коем случае не обижаться, если им натрут лицо вместе с очками колючим снегом или запачкают сажей. Или если на них случайно, в тесном чуме, споткнувшись, упадет артист. Это же карнавал, игрища, здесь все переворачивается с ног на голову! Бабушки из ближайших сел специально садились в «первый ряд» - вспомнить молодость. Гостьи помоложе прятались за их спинами, чтобы не стать объектом насмешек.

Президент ассоциации «Ямал - потомкам!» Эдман Неркаги после того, как медведю принесли жертву и благополучно проводили его на небо, остался доволен тем, как прошел праздник. «Сейчас самое важное - передать процедуру молодым, чтобы люди ее не забывали. Подготовку к празднику мы начали год назад, – рассказал он корреспонденту ИА «Север-Пресс» – Наиболее трудным в организации этого мероприятия был поиск человека, способного его провести, и переговоры с ним. Кандидатов было всего два, и второй из них – даже не с Ямала, а из Югры. Таких людей, обладающих внутренним даром, осталось совсем мало, и среди ненцев, и среди селькупов тоже. Их нужно находить, пока не поздно».

По мнению Эдмана Неркаги, необходима окружная программа, которая могла бы обеспечить проведение таких праздников. На этот раз Медвежьи игрища, по его словам, «провели по самому мизеру», на средства администрации Шурышкарского района и ассоциации. Не смогли приехать многие гости, с которыми хотелось бы обменяться мнениями и опытом.

На круглом столе в райцентре Мужи, который провели ученые и общественники, опытом проведения Медвежьих игрищ поделилась Людмила Алферова, советник первого заместителя губернатора Югры, где проведение этого праздника уже вошло в традицию. «В нашем департаменте по делам коренных малочисленных народов Севера в программе социально-экономического развития КМНС была отдельная статья расходов на организацию и проведение медвежьих игрищ, и эта статья всегда была востребованной, - отметила Людмила Алферова. - Игрища проводились систематически. Затем изменились и структура департамента, и форма финансирования. Но люди, радеющие за сохранение игрищ, сейчас выходят на другие формы, например, грантовую поддержку». Советник предложила общественным организациям Ямала и Югры, совместно с учреждениями культуры, провести некий анализ возможностей, востребованности, периодичности проведения Медвежьих игрищ. «Нужно учесть, где люди хотят и могут провести это мероприятие, и вовремя помочь им, - сказала она. - Игрища - это основа этнографии, этнологии, музыкального, танцевального творчества, фольклора. Есть каноны, которые нужно выдерживать. Мы должны реализовать этот совместный проект. Задача общественников - выступить инициаторами».

Елена Перевалова в своих предложениях пошла дальше. Она рекомендовала поставить проведение Медвежьих игрищ на предпринимательские рельсы. По её мнению, индивидуальные предприниматели из числа КМНС, обслуживающие туристические маршруты, вполне могли бы не ограничиваться созданием этностойбищ с включением в туристическую программу охоты и рыбалки. Во избежание стандартного хода создания массы этностойбищ, Елена Перевалова предложила более активное, но корректное генерирование этноресурса в туристическую сферу, с включением мифологии, культовых практик в систему региональных ценностей. По мнению ученого, задача экспертов - собрать имеющиеся практики в общую картину и, исходя из этого, дать рекомендации по сохранению и использованию конкретных объектов. Для этого нужна инвентаризация общего этнического ресурса, создание его базы данных.

«Попытки возрождения традиционной обрядности не должны сводиться к единичным актам, - сказала Елена Перевалова. - Медвежьи игрища инициируют развертывание проекта, который позволил бы провести всесторонние исследования этого феномена и подготовить следующие игрища. Кто будет через семь лет их проводить и станет исполнителем этих песен и обрядов?»

Первый шаг сделан. На вопрос ученого можно ответить словами Валентина Вальгамова: «Может быть, через семь лет или даже раньше, нас призовут. И мы будем готовы».

Ольга Ефремова, ИА «Север-Пресс». Фото автора и Павла Разуваева.

0

0