http://Top.Mail.Ru
Заметки наших читателей. Аромат есенинских яблок | Север-Пресс

0

0

Заметки наших читателей. Аромат есенинских яблок

Читать «Север-Пресс» в

Читательница ИА «Север-Пресс» Марина Холохолова побывала на родине Есенина, в селе Константиново.

В плетёной корзине хозяйка отдала ей полкило сочных, ароматных яблок всего лишь за 30 рублей. Надкусываешь и аж оскомина по телу, глаза зажмуриваешь от кисло-сладкого удовольствия. Невольно думаешь, что полкило маловато будет, а тут тебе и огурчики бочковые предлагают. В селе Константиново, что в 40 километрах от Рязани, всё так: по старинке и со вкусом. Только гигантский портрет пиита земли русской на берегу Оки «выдаёт» эпоху. Сергей Есенин словно смотрит со стороны на свою малую родину, которая некогда стала его Музой. Благодарные потомки и приверженцы творчества деревенского поэта сохранили атмосферу и колорит есенинского Константиново. Выходишь на крутой брег, а просторы заливных полей до самого горизонта отливают золотом. Не мог Есенин про деревню русскую писать-то иначе, не мог… Вот и хата, вот и в ризах образа, покосившиеся крыши домиков и вера, вера русского человека в свою малую родину… Только одинокий лай пса да окрик пьяного мужика «будят» тихую сельскую ночь.

Есть ли мера такая, которой можно было бы измерить эту самую жизнь русской деревни? Может в вёдрах-коромыслах, где в воде отражается труд человека земли в летнюю страду? Может в зимних забавах и «куча-мала» от деревенских ребятишек с румяными щёками? Может в комариной стае над бурёнками, что дают парное молоко? Может в розово-красном закате, что зимой - к холоду, а летом - к жаре? Или петушиным будильником поутру, песней над полями и колокольными воскресными звонами! Однажды увидев село Есенина, понимаешь, что только Константиново могло родить такого поэта земли русской…

Про белокурого русского парня Сергея Есенина слагалось много легенд и мифов среди рафинированной культурной интеллигенции северной столицы. Что, мол, пришёл в Санкт-Петербург в лаптях из самой Рязанщины! К слову, рост таких слухов поддерживал и сам Есенин, зная, чем удивить заскучавший по исконно русской культуре град Петра. На публике Есенин декламировал свои стихотворения в подпоясанной рубахе да в лаптях, как и полагается поэту деревни. Но здесь же стоит отметить, что в Санкт-Петербург Сергей Есенин приехал на поезде и в нормальных ботинках. Как же удавалась ему так искусно сочетать в себе два разных образа жизни: сельского и городского? В этом и есть гений самой личности поэта: он стал «своим» и среди горожан, и среди сельчан. Его мать была женщиной деревенской, человеком земли, а вот отец напротив - городским, поскольку с 13 лет был на заработках в Москве. Посему и Есенин от матери перенял безграничную любовь к деревне, от отца - умение быть городским.

Длинная вереница новых автобусов с туристами катит по просёлочной дороге. По обочинам - чистые зелёные газоны, куры то и дело пересекают её, здесь они главные. Вид на село Константиново красивый со всех сторон. Тут и главка храма утопает в нежных облаках, и добротные деревянные дома жителей, и государственный музей-заповедник Сергея Александровича Есенина. На его территории в разной удалённости друг от друга находятся мемориальная усадьба родителей Есенина, дом священника Смирнова и земская школа. Тут же располагаются сады, улочки, жилые дома сельчан, всё словно переплетено деревенской рифмой под раскидистыми ветвями дуба, который некогда посадил поэт.

Почитатели творчества ежегодно приезжают в Константиново на Есенинской праздник, где разворачивается бойкая торговля чаем «Есенинский напев» в жестяных банках, здесь же продают гладиолусы цвета фуксии, сорванную с грядки морковь и засоленные в банке опята. Молодёжь - этакие российские гуляки - смешливо подпевают народным коллективам, думая, что не модно петь-то в кокошниках и сарафанах, по-деревенски что ли… А вот гости старшего поколения делятся на два «лагеря»: одни на крыльце купеческого дома слушают романсы от поэтов века нынешнего, другие отплясывают под наигрыши гармони… Дети рядом с земской школой играют в старинные забавы, например, «12 палочек», и в ультрамодные с ростовыми куклами. И есть во всём этом своя, неповторимая атмосфера, такая же противоречивая, как и сам поэт: толи деревенская, толи городская. Неизменной остаётся только душа, она у русского человека не делится по социальному или географическому признаку, а уже по территориальной единице и тем паче… Душа русского - то, что измеряется заливными лугами Оки, которые отдают золотом далеко за горизонт…

0

0