http://Top.Mail.Ru
«Большой газ» 2.0. Как снимали второй сезон, рассказали авторы проекта | Север-Пресс

0

0

«Большой газ» 2.0. Как снимали второй сезон, рассказали авторы проекта

От идеи до проекта: о чем расспрашивали героев, рассказала автор Елена Пасечная

Читать «Север-Пресс» в

Второй сезон проекта «Большой газ» стартует на телеканале «Ямал» 18 марта. В кадре — ветераны ямальской геологии и современные работники отрасли. О чем вспоминают первопроходцы и как эти события повлияли на наше настоящее, в преддверии премьеры в «Север-Прессе» рассказали автор проекта Елена Пасечная и оператор-постановщик Андрей Науменко.

Содержание

  • 00:25 Об идее создания проекта «Большой газ»
  • 02:42 Теория поколений: геологоразведчики прошлого и настоящего
  • 05:36 Нюансы операторской работы в проекте
  • 07:03 Об общей концепции сезона
  • 10:30 Как правильно задавать вопросы профессионалам
  • 11:54 Как выбирали локации для съемок
  • 15:40 Почему стоит посмотреть «Большой газ: мнение авторов

Об идее создания проекта «Большой газ»

Елена Пасечная, автор проекта «Большой газ»:

00:25 Когда мне предложили записать интервью с геологами, мне показалось, это очень хорошая идея. Узнать из первых уст, как это было, и в то же время понять: а что мы помним о том времени? Что молодые сегодня знают о том, как все начиналось, тем более пока есть у кого спросить. Так, собственно, и появилась идея свести в одной программе два поколения: первопроходцев и молодых, которые работают сейчас. Но молодых условно. У нас в проекте есть совсем молодые ребята, например парнишка 23 лет. Есть участники, представляющие современных работников, которым и 39. Сравнить их взгляды на одни и те же события, на прошлое из настоящего и на настоящее из прошлого — это нам показалось интересным. Это мы и постарались воплотить в проекте.

Все привыкли к таким а-ля историческим программам: ветераны что-то вспоминают. Я как зритель люблю другое. Люблю динамику, чтобы резко менялись кадры, сюжет. Мне нравится скорость, и поэтому у нас в кадре движение. Именно поэтому герои перемешаны. В этом, наверное, есть и историческое, но, на мой взгляд, здесь больше атмосферного и, если угодно, философского.

Теория поколений: геологоразведчики прошлого и настоящего

Елена Пасечная, автор проекта «Большой газ»:

02:42 Все зависит от целей, задач и людей, которые эти задачи решают. Большинство героев говорят, что разницы в поколениях нет. Просто тогда, в 70—80-х годах, они хорошо понимали, что делали. Верили в то, что они сейчас страдают, приносят в жертву как минимум здоровье, но это ради будущего, которое они четко видели и понимали.

Я не знаю, какое будущее видят и понимают сегодняшние молодые. Но они понимают, что это мой проект и мое участие в этом проекте важно. Хотя в серии «Трудовой подвиг», допустим, молодой парень говорит, что поколения, безусловно, отличаются, что они другие, но при этом на вопрос, как он оценивает свой труд, — он отвечает хорошо, без пафоса, не отставая от ветеранов.

Молодость, по большому счету, всегда богата на смелость и риск. Вот точно могу сказать, что меня восхитило в ветеранах: во-первых, они свободные, смелые, решительные. Между начальством и работниками были отношения взаимоуважения. Они свободно могли зайти к начальнику предприятия, могли ему высказать претензию, а могли ему высказать свое восхищение. И еще один момент, который меня поразил: они ветераны-геологоразведчики, но все рассказывали не только о своем узком производстве. Они понимали, что делают в целом, поэтому рассказывали про буровые.

После первого проекта [когда нам сказали, что давайте сделаем второй сезон], мы подумали: раз они столько говорят про буровые, пойдем на буровые. Поэтому да, во втором сезоне будет серия про бурение. Мы поднимались наверх, были под вышкой. Увидели комнату отдыха, оборудование.

Нюансы операторской работы в проекте

Андрей Науменко, оператор-постановщик проекта «Большой газ»:

05:36 Мне буровая запомнилась, потому что я никогда раньше там не был. Я даже в шутку сделал Лене ролик, как можно начать программу. Снимать там сложно, потому что никто не будет перезапускать всю огромную махину для нас. Нужно было успевать. Запомнился гараж в Перми. Было много разных советских машин представительского класса и простые «копейки» были. И они все в таком идеальном состоянии.

Запоминаются, наверное, сложности. На промыслах очень трудно выставить кадр так, чтобы в него не попадали их секретные вещи, особенно в операторской. Заходишь в зал, а там очень много лампочек, кнопочек. И хочется показать это людям, а как, если это снимать нельзя... Остается маленький такой квадратик, в котором можно работать. Пришлось где-то свет выключать, где-то затенять области, чтобы они не попали, секретные кнопочки.

Об общей концепции сезона

Елена Пасечная, автор проекта «Большой газ»:

07:03 Общая концепция второго сезона, как и прошлого, — в том, чтобы рассказать, как шло освоение недр углеводородных. Как это все было и как оно происходит сейчас. Единственное — когда мы отсняли первый сезон, то помимо того, что там буровые вышки изменились, звучало, что запасы иссякаемые. Безусловно, месторождения у нас очень крупные, Уренгойское месторождение входит в тройку по запасам в мире. Но даже оно, собственно, имеет свойство исчерпывать свои запасы. И мы об этом говорили. Конечно, возник вопрос: а что дальше? Когда искала темы, допустим, — наткнулась на такое словосочетание как «нетрадиционные запасы». Стало любопытно, что это и есть ли они у нас. Одна из серий будет об этом.

Если и когда месторождения будут неэффективны для добычи, как дальше можно их использовать? Мы попытались об этом поговорить с геофизиком, который работал в пуровской геофизической экспедиции, и с молодым геологоразведчиком. Узнали, как обстоят дела с этим и какое в этой части у нас будущее. Любопытное. Я бы так сказала.

Еще одна из серий будет посвящена тому, как сегодня управляют промыслами. Мы попробуем рассказать, как начинали автоматическую систему управления добычей, как это происходит сегодня. Покажем, где и как хранилась информация. На таком огромном тяжеленном диске было всего пять мегабайт, а сегодня ведь в такой маленькой финтифлюшке хранится гигабайтов не знаю сколько.

После общения с героями в первом сезоне остались вопросы. И мы решили докрутить. Про название месторождения интересные истории нам рассказал Сокол Леонид Евсеевич. И если про Медвежье мы читали и слышали, то про Карасевское — было, конечно, удивление. Это никакие не караси. Это был реальный человек.

Как правильно задавать вопросы профессионалам

Елена Пасечная, автор проекта «Большой газ»:

10:30 Я немножко в теме. У меня первое образование геофизическое. Но не могу сказать, что я прям все хорошо знаю, погружена в тему. Но точно для меня слова, которые говорили ветераны, не были незнакомыми. Я, конечно, представление имею, но общее, потому что очень мало работала по специальности. И поэтому я разговаривала с людьми не как геофизик, а как телезритель.

Для меня было важно, чтобы поняла я. Мне кажется, у нашего брата журналиста есть одна большая проблема. Когда мы идем на интервью или делаем сюжет, мы очень боимся выглядеть глупо и пытаемся умничать. Герой что-то сказал, а я ничего не поняла, но если переспрошу, буду выглядеть глупо. Так вот, я не боюсь выглядеть глупо. Я не боюсь, что обо мне подумают, что я не очень умна, и поэтому задаю нормальные вопросы. Если я что-то не поняла, то мне герой разъясняет. А если я совсем глупо выгляжу, это всегда можно вырезать.

Как выбирали локации для съемок

Елена Пасечная, автор проекта «Большой газ»:

11:54 Есть тема «Трудовой подвиг». Наш герой — водитель. Он участвовал в первом автотракторном десанте из поселка Пангоды в поселок Ягельный [будущий город Новый Уренгой]. Он живет в Перми. Садимся с режиссером и думаем, где можно его снять. Нашли ретро-гараж. Придумали, как обыграть.

Например, мы уже снимали в Москве, и вроде все, что можно, отсняли. Но была серия про тяжелые 90-е (первый сезон) — вот что снять? Режиссер проекта Ирина Шульц предлагает ВДНХ: «Там есть павильон «Газовая промышленность». Мы связываемся с ВДНХ. Павильона такого нет, там проходит выставка. Не получилось, но ВДНХ нам нравится. Ирина смотрит, приходит и говорит: «Лена, там есть павильон «Нефть». Я говорю: «Но мы же про газ». А она отвечает: «Давай про нефть. Где нефть, там и газ».

Мы туда приезжаем, заходим, а там везде реклама. Но нам же надо снять так, чтобы ее не было. Вот это уже работа Андрея [Науменко]. Он справился. Мы приехали за два часа до съемки. Сначала на локацию запустили меня. Я хожу, смотрю и думаю, что и как я могу обыграть, привязать к интервью. Потом говорю Андрею, где, о чем планирую разговаривать с героем. В серии о тяжелых 90-х можно увидеть, как мы нефтяной промысел обыграли. И, как мне кажется, достаточно хорошо получилось. Всего у нас было четыре локации. И еще одна — у павильона «Геология». Он тоже был закрыт. Мы на его фоне сели, и это было в тему.

Почему стоит посмотреть «Большой газ»: мнение авторов

Елена Пасечная, автор проекта «Большой газ»:

15:40 Эти программы можно посмотреть тому, кому интересно, что запомнилось интересного людям, которые здесь начинали добычу, вернее, сначала разведку, потом обустройство и теперь добычу. Во втором будут буровики. Наш герой будет рассказывать про эксплуатационное бурение. То есть это то, когда уже пришли геологоразведчики, пришли геофизики, все узнали. Пришли добытчики, наняли буровиков. Было очень непросто, потому что мерзлота не пускала. Она буквально перекусывала трубы, как семечку.

Например, он рассказал, что одну скважину запустили, стали и пошло газопроявление. А уже стояли в ожидании 11 скважин, которые ждали подключения. Стали проверять, а во всех одиннадцати [трубы] помяты. То есть это было бы одиннадцать фонтанов. Как они, собственно, решили эту проблему, можно будет узнать из серии про бурение.

Я очень надеюсь, что зрителям понравятся истории, которые рассказывают наши герои. Во втором сезоне они правда много интересного рассказывают и про автоматизированные системы, и про рацпредложения. Кому они нужны, лежат ли они в архивах?

В общем, они говорят правду. Мне кажется, это ценно. Конечно, мы понимаем, что каждый человек запоминает свое. Это субъективно. Но если вы хотите посмотреть максимально приближенную историю освоения Ямала, то можно посмотреть «Большой газ», первый сезон, и следить за сериями второго.

Андрей Науменко, оператор-постановщик проекта «Большой газ»:

Существует такой миф, что газовики — это такие люди, которые ничего не делают и очень много зарабатывают. Вот просто посмотреть, насколько это все сложно, как это устроено, как это работает.

Елена Пасечная, автор проекта «Большой газ»:

Серия, которая выходит 18 марта и называется «Трудовой подвиг», — мы здесь не даем никаких ответов. Вы там не найдете, что такое «трудовой подвиг».

Мы всего лишь предлагаем в каждой серии подумать, предлагаем две точки зрения — ветерана и молодого. Вы их слушаете, а как это в вас откликнется, я не знаю. Это может у каждого из нас по-своему откликнуться. Для нас важно, чтобы эти программы не оставили равнодушными. Даже если не понравится. Пусть даже будут претензии. И это здорово. А если понравится — еще лучше. Но прежде всего это приглашение. И если это вас заставит поспорить с нами или узнать больше, значит, не зря мы ездили по месторождениям, городам.

Ранее сообщалось о запуске проекта «Ямал-Медиа», посвященного освоению Ямала. Елена Пасечная рассказала, как возникла идея цикла программ.

Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».

0

0