http://Top.Mail.Ru
Из Твери в Диксон и обратно на микроавтобусе. В чем уникальность путешествия? | Север-Пресс

0

0

Чемпион России по автомобильному спорту рассказал, зачем поехал в Диксон на «Соболе»

Автогонщик из Твери первым покорил маршрут до Диксона и обратно на микроавтобусе

Читать «Север-Пресс» в

Действующий чемпион России по автомобильному спорту Евгений Павлов установил новый рекорд. Житель Твери сумел доехать до Диксона и обратно на микроавтобусе. На обратном пути экспедиция побывала в Салехарде, подробности путешествия обсудили с Евгением Павловым в пресс-центре агентства «Север-Пресс». Какие впечатления от дороги? Зачем нужно было ехать на микроавтобусе, в чем заключается рекорд?

Содержание

  • 01:05 Микроавтобус против внедорожника
  • 06:02 Почему именно Диксон?
  • 07:32 О впечатлениях и людях, которых не удивишь
  • 13:02 Про планирование маршрута и разрешения
  • 17:26 Стоит ли ехать в такие путешествия и почему?
  • 22:19 Про походную кухню и солнечные батареи
  • 25:55 Про команду и дочь в экипаже
  • 32:25 Про Ямал и Нарьян-Мар
  • 35:04 Про День оленевода
  • 42:43 Встреча с белыми медведями не состоялась
  • 44:05 Про поездку на квадроцикле по Заполярью
  • 51:31 Как появился экстрим в жизни автогонщика?
  • 59:42 Про переживания супруги и привыкание к путешествиям
  • 01:11:50 Про планы и рекорды

Микроавтобус против внедорожника

01:05 Давайте просто поставим на чаши весов внедорожник и микроавтобус. У внедорожника среди плюсов проходимость, а вот по скорости не соглашусь. Мы ехали командой в несколько машин, и я абсолютно не проигрывал по скорости. Мне, наоборот, было скучно в таком темпе, могу ехать безопасно гораздо быстрее.

Дальше: мы берем «Соболь» и сразу понимаем, что у тебя будет комфорт, много пространства, ты можешь спокойно сутками в машине существовать: отдельно спальня, кухня. У меня даже в багажном отделении два этажа — вверху сделал спальник. Вечерами мы по восемь человек собирались и все помещались, как в кают-компании, что нереально сделать в обычном внедорожнике.

Если вернуться к проходимости, я ехал на обычной штатной машине, спокойно доехал и вернулся, считаю, что ее хватает. Понятное дело, что я не мог позволить себе ошибаться, как если бы у меня были большие колеса, но я и не хотел ошибаться. Наоборот, для меня чем сложнее, тем интереснее.

Каких-то кардинальных переделок в машине нет, сделано все так, чтобы по возвращении я все разобрал и она была в первозданном виде. Просто убрана часть грузовой перегородки, сделана горизонтальная полка с теплоизоляцией, вертикальная теплоизоляция. Микроавтобус я позаимствовал, если бы это был личный, я бы еще полочку для мультиварки сделал, есть мысли, как усовершенствовать. Машину я попросил на заводе «ГАЗ», специально чтобы съездить на Диксон. Они понимают, что инфоповод замечательный, и не только потому, что заявлено о рекорде России, — думаю, что никто не сомневался в том, что я доеду и вернусь. Своей поездкой мы ломаем стереотипы, что для таких путешествий нужен специальный внедорожник. «Соболь» и есть этот внедорожник, он не проигрывает по проходимости. Просто машины на больших колесах, которые были в нашей экспедиции, ехали более уверенно. А машины с колесами поменьше ехали уже хуже «Соболя».

Почему именно Диксон?

Евгений Павлов стремиться попасть туда, где еще нет привычных дорог. Фото: Федор Воронов / «Ямал-Медиа»
Евгений Павлов стремиться попасть туда, где еще нет привычных дорог. Фото: Федор Воронов / «Ямал-Медиа»

06:02 История освоения Арктики, Северного морского пути, Сибири — это очень много веков. Люди так или иначе стремились заглянуть за горизонт, пройти куда-то, сделать открытие. Нам в этом плане, может быть, и не повезло, уже все открыли, уже везде побывали, но при этом Диксон и сегодня не перестал быть труднодоступным поселком. Он вообще самый северный континентальный населенный пункт мира. Это огромный туристический статус, но считается, что до поселка нереально добраться, кроме как прилететь. А когда ты летишь самолетом, тебе это уже не так интересно.

О впечатлениях и людях, которых не удивишь

07:32 Вы знаете, к сожалению, я не увидел, наверное, людского интереса, который мы ожидали. Кстати, когда я на квадрике путешествовал по Заполярью, заехал в населенный пункт, в котором буквально человек 15 живет. Представляете? Да, у них самолет прилетает периодически, но до соседней деревни, которая в 20 километрах через болота находится, билет стоит пять — пять с половиной тысяч рублей, просто так не накатаешься. Приезжаю, вижу — дядька с оленьей упряжкой возится, вообще на меня бровью не повел, ноль эмоций, хотя я первый, кто туда на квадроцикле доехал, это однозначно. Равнодушие — вот это меня всегда удивляет. На самом деле я примерно такое же сейчас ощущение поймал на Диксоне. Мы подъехали, стоит пятиэтажка. В окно высунулись пять человек и все. А на весь Диксон одна или две привезенных легковушки, которые по поселку ездят! Но при этом дороги вычищены идеально. Мы там в вахтовом поселке поинтересовались у дорожников, мол, где тут белые медведи, как рыбалка? Говорят, что им некогда, и продолжают снег чистить лопатами.

Про планирование маршрута и разрешения

13:02 Маршрут такой, что даже выстраивать не надо — он линейный. У нас руководитель экспедиции Аркадий Колодкин, которому и принадлежала идея поехать на Диксон, занимался разрешительными документами, потому что мы же не просто так катались. У нас команда экспедиционного центра «Артика» Русского географического общества, занимались определенными задачами. В частности, моя дочь, к примеру, по итогам экспедиции готовит большую выставку.

В целом по маршруту вариантов-то немного. У тебя есть ведомственная дорога от компании «Роснефть» от Нового Уренгоя до Дудинки, раньше она туда не доходила. Я был на ней в 2015 году, тогда по ней можно было проехать только до Игарки, а сейчас уже и в Дудинку. С точки зрения развития и того, что можно ехать, — это плюс, а с точки зрение первобытности путешествия — уже минус, потому что всегда интереснее попадать туда, где никого нет. Да, сложно проезжать, копать, но зато ты оказываешься там, где зверь не убегает, потому что не понимает, что ты можешь таить опасность.

Нужно ли кого-то предупреждать, отмечаться? Знаете, сейчас все стало по-другому. Если раньше выходишь в поход — обязательно предупреждаешь МЧС, спасательную службу, то сейчас в автомобильном путешествии есть спутниковая связь, телефоны, все проще стало. Единственное — поскольку дорога ведомственная, на КПП на выезде из Уренгоя пропуск сканируют, данные переписывают. Мне в Игарке запомнилось. Там база «Роснефти» стоит прямо на берегу Енисея, происходит полный осмотр автомобиля на въезде на базу и через 100 метров на выезде. Порядок у них такой, мы его принимаем, потому что мы гости, и спасибо за то, что разрешают проезжать. Обычной дороги туда по-прежнему нет.

Стоит ли ехать в такие путешествия и почему?

17:26 Думаю, как только упростится процедура получения пропусков на ведомственную дорогу, люди поедут. Сейчас там делали первый год зимник, когда его доделают, там трафик будет как на дороге между Салехардом и Надымом. Вы знаете, стоит ехать, чтобы даже просто увидеть дома в поселке Диксон, которые полностью белые. У них все стены, все окна покрыты пятисантиметровым слоем снега — ну где ты такие еще увидишь? Это реально какая-то экзотика, потому что там сильные ветра, там горизонтальные снегопады, влажность от моря, и за счет этого снег прилипает. И в этом плане классно, даже просто за такой картинкой можно ехать. Жизнь сейчас рафинированная, не хватает каких-то преодолений. Если раньше ты хотя бы должен был бегать мамонта добывать, чтобы съесть, — сейчас пошел в магазин и купил. Тебе не надо рисковать, охотиться, а все равно какие-то эмоции, адреналин нужны. Такое путешествие — это классный способ получить эти эмоции. Есть очень правильная фраза, которую сказал один из наших походников. Путешествуя, ты проживаешь жизнь трижды. Первый раз — когда задумываешь путешествие, второй — когда путешествуешь, и третий — когда вспоминаешь о нем.

Про походную кухню и солнечные батареи

Евгений Павлов вместе с дочерью проехал из Твери до Диксона, а на обратном пути заехал в Салехард. Фото: Федор Воронов / «Ямал-Медиа»
Евгений Павлов вместе с дочерью проехал из Твери до Диксона, а на обратном пути заехал в Салехард. Фото: Федор Воронов / «Ямал-Медиа»

22:19 Вы знаете, сейчас действительно как-то стало очень сильно проще. Раньше все на себе носили, возили. А сейчас у каждого в машине своя мультиварка, чайник, есть запас готовой еды, которую разогрел и съел. Я сейчас поэкспериментировал, поставил даже солнечные батареи. Мне просто ребята предложили попробовать, как работать будут. Сам по себе эксперимент неплохой, но из-за того, что было мало времени на подготовку, не удалось нормальный багажник купить. Взяли какой-то от «жигулей», наспех сделали, думали, выдержит — не получилось. Дорога неровная, вот он и отвалился.

Про команду и дочь в экипаже

25:55 Сейчас было 12 человек на семи автомобилях. Дочь не пришлось уговаривать, я ей предложил, она лишь сомневалась из-за сессии. Ей, конечно, тяжеловато было в плане комфорта, но в целом нормально. Всегда же на чашу весов ставишь: что ты теряешь, а что приобретаешь? Да, ты, может, теряешь на время определенный комфорт, но ты получаешь то, чего дома никогда не увидишь. У нас, кстати, настолько красивая страна, настолько разноплановая. Из Твери фото присылают, что там уже все течет, грязь, — а здесь еще все беленькое, чистенькое. Надо людям рассказывать о том, что есть возможности из одного региона в другой переместиться и увидеть местную красоту.

Про Ямал и Нарьян-Мар

32:25 У меня есть еще хорошая идея, как-нибудь воплощу ее — проехать сюда из Нарьян-Мара. Почему? А потому что для меня как жителя средней полосы России Ненецкий автономный округ и Ямало-Ненецкий автономный округ объединены одним словом — что и там, и там есть ненцы. Как для туриста для меня это не два разных субъекта, а одно и то же, а как еще разницу понять? Я сюда прилетал в Салехард на конкурс «Мастера гостеприимства», мы с ребятами из Нарьян-Мара вместе в самолете были. Они летят отсюда в Москву и там пересаживаются, и получается, что два региона настолько далеки друг от друга, а мне интересно их соединить, рассказать потом людям, расширить их познания, может, подтолкнуть к поездке. Вот когда на Таймыре был, спрашивал: задайте себе вопрос, что вы знаете о Таймыре. У кого ответ будет длинным? Вряд ли у кого, потому что пока ты туда не приедешь, пока ты не погрузишься, пока местное население не встретишь, в какой-то музей не сходишь, — тебе не зайдет это. Ты, конечно, можешь прочитать, но это прочитал и все. А когда ты там побывал, через себя пропустил, ты совсем по-другому воспринимаешь.

Про День оленевода

В День оленевода традиционно проводятся гонки на оленьих упряжках. Фото: Юлия Чудинова / «Ямал-Медиа»
В День оленевода традиционно проводятся гонки на оленьих упряжках. Фото: Юлия Чудинова / «Ямал-Медиа»

35:04 Я про празднование Дня оленевода знаю всю жизнь, но все время не попадал, то в Якутии — праздник только через неделю будет, в Ненецком округе он вчера уже прошел. Поэтому сейчас специально остался посмотреть, ведь это целая культура, и коренные малочисленные народы Севера открывают свой мир для нас — гонками, национальной борьбой, национальной едой. И это повод приехать. Кто знает, может, я увижу, сфотографирую, опубликую, кто-то посмотрит и решит, что на следующий год тоже нужно приехать сюда.

Встреча с белыми медведями не состоялась

42:43 Белых медведей не видел, к сожалению. Мы приехали, спросили, нам говорят, где-то тут бродит мишка, недалеко живет, вчера приходил к людям. Мол, надо в четыре ночи к помойке приходить, там будет. В Варандей также приехал, там говорят, что где-то бродит, ездил, но не нашел. Вот когда на квадрике шесть лет назад я ехал по Заполярью, то сознательно отказывался от встречи с медведями, маршрут специально менял.

Про поездку на квадроцикле по Заполярью

Автогонщику было мало обычных поездок на кватроцикле. Фото: Photoillustrator/Shutterstock/Fotodom
Автогонщику было мало обычных поездок на кватроцикле. Фото: Photoillustrator/Shutterstock/Fotodom

44:05 Это рекорд России по самому протяженному путешествию на квадроцикле по Заполярью. Зачем нужно было ехать? Вы знаете, все же от простого. Я в тот год выиграл какую-то серию на квадроциклах. И призовой фонд был не деньгами, а сертификатами на продукцию компании BRP. Я поначалу какую-то курточку купил, потом какие-то штанишки, потом шлем. Потом понимаю, что нет, надо выиграть соревнования, собрать все деньги, купить квадрик. Понятно, на квадрик не хватило, но задел появился. Добавил денег, купил шестиколесник, потому что сказали, что у него проходимость лучше. На дворе осень, сезон закончился, никто никуда не ездит. Хотел в Крым съездить, там дочка как раз в «Артеке» отдыхала. Не получилось, потому что с женой поехали, она забыла паспорт. А тогда Крымского моста не было, и на паром без паспорта ты никак попасть не мог. Съездили в Геленджик, там покатался по горам, попробовал, как он едет, прикольная штука. А дальше-то хочется ездить, тем более сказали, что по снегу квадрик не ездит, проверить же надо. Нужен маршрут, чтобы и туда, и обратно было интересно. И вот так в итоге родился красивый, большой маршрут, получилось 2100 километров. Это такое отдельное преодоление себя. Было не скучно, потому что пришлось и снег копать, потому что, действительно, когда он пушистый, квадрик не едет, а тонет. Мы в паре с вездеходом «Шаман» шли, помню, выехали на какой-то зимник, на улице минус 41. Едешь со скоростью 70 километров в час и орешь от холода, потому что руку не убрать. Поорал, руку поменял, чуть-чуть отогрел и дальше едешь. Я потом, когда приехал, понял, что такое актировка и температура ощущений: при скорости в 70 километров в час минус 41 превращается в минус 68.

Как появился экстрим в жизни автогонщика?

51:31 В 1994 году заканчивал институт, ездил на родительских «жигулях». Я помню, что по зиме где-нибудь там паркуешься, пытаясь в какой-нибудь сугробчик заехать, побуксовать. В конце мая проводились соревнования по технике водного туризма. По дороге туда был маленький ручей, который все переезжали — не заметили. А потом всю ночь шел ливень, а мне с утра нужно было съездить в Торжок, брата с электрички встретить. Вместо ручья — уже лужа широкая, я в нее въезжаю и все, вылезти не могу. Пока мы вытолкали, у меня Борька, братишка, уже пешком пришел. Потом я смотрю — в поле «уазик» застрял, «нива» какая-то пошла, застряла, а потом «уазик» раз — и проехал. Я увидел и сказал себе, что тоже хочу ездить, не хочу застревать. А поскольку я учился в институте и работал, то есть деньги были в принципе, то пошел и купил себе грузовой внедорожник типа ГАЗ-66. На нем и учился, застревал, откапывался, снова застревал. Очень потом пригодилось, да, кстати, и сейчас. Так, в 2001 году мы когда ехали с Дальнего Востока, пока трассы «Амур» еще не было, — я там поймал кайфовое ощущение, что вот тренировался, учился и теперь у меня экзамен. Так и нынче: я еду на штатном «Соболе», у меня нет возможности объехать, нет другой дороги, то есть либо ты умеешь и проехал, либо ты остановился и цель не достигнута. Мне интересно попадать в ситуацию, где может быть проеду, а может и нет, когда нужно преодолеть себя. Понятное дело, что я на самом деле проеду куда угодно, вопрос времени, ведь уже почти 25 лет делаю соревнования по бездорожью.

Про переживания супруги и привыкание к путешествиям

59:42 Я надеюсь, что переживает не сильно. Знаете, тяжело, наверное, в первый раз, потом привыкаешь. К гонкам привыкаешь, к путешествиям, к переворотам. Это не значит, что она со мной ездит и говорит: «Ой, Женя, давай-ка еще раз перевернемся». Такого в принципе нет. Наоборот у меня была относительно забавная ситуация. Я купил себе машину для триала, из Японии с аукциона новенькую привез. Мне товарищ говорит: а поехали со мной в Ярославль штурманом на соревнования. А у меня же вот стоит «Тойота», дай-ка я на ней заявлюсь в простой класс.

Вы знаете, а там были ворота, то есть вешки, на крутом косогоре, ты должен между ними проехать. Поскольку я только начинал триалом заниматься, пока в предыдущей секции думал, как не зацепить вешку, кончилось время. И мне сразу после первой секции поставили большой штраф. Я из борьбы за победу вылетел, и дальше мне было просто интересно секции выигрывать. У меня был из Иваново конкурент, парень на «Гелендвагене», у этой машины две блокировки, то есть все четыре колеса крутятся. Смотрю — он разогнался, пошел, на два колеса поставил, боком выехал наверх. Красиво. А у меня начало крутиться только одно колесо и тяги не хватило… Тут склон, инерция…Машина крутанулась, встала на колеса, прямо на финиш выехал. Но защитного каркаса у нее же еще не было, машину всю переколбасило, стекло выдавило. И вот мы туда семьей приехали на нормальной новенькой машине, а обратно возвращались уже на такой.

Про планы и рекорды

01:11:50 Нарьян-Мар — Салехард или наоборот — этот маршрут мне понятен, я уже скатался на Полярную, посмотрел, понимаю, что меня ждет, что проеду. Даже если сейчас поставить себе задачу, я доеду на «Соболе» до Воркуты. Мы на вездеходе доехали до станции Полярной. Весь этот путь сложный, но проезжаемый.

На следующий год у нас, скорее всего, будет мыс Челюскин, потому что это самая северная точка Евразии. К сожалению для нас, идет освоение Таймыра, соответственно, строятся дороги. И как в свое время я ездил с Дальнего Востока, чтобы успеть, пока дорогу не построили, так и здесь — нужно ехать на Челюскин, чтобы успеть, пока нет дороги, иначе появится зимник и будет скучно.

Ваше удивление понятно: зачем сейчас мучиться, когда можно подождать и в конце концов по дороге поехать? Но как в свое время мой дядя сказал: «Женька ты легких путей не ищешь. Если путь свободен, ты заваливаешь его бревнами». Может, он в чем-то прав.

Знаете, мы нынешнюю поездку заявили как рекорд России, потому что это действительно первый внедорожник, который не подготовлен, доехал и вернулся своим ходом. Никто еще оттуда на серийных машинах не возвращался. Туда «тойоты» доезжали, а обратно нет. Поводов для рекорда более чем достаточно, а я думаю, есть ли смысл его регистрировать, потому что как-то слишком легко получилось. А когда достроят дорогу, народ вообще не поймет, что это у нас было...

Кстати, с рекордом на квадрике прикольно получилось. Я подался на регистрацию в Книгу рекордов России и в Книгу рекордов Гиннеса. На уровне России признали, подтвердили. Ждут от Гиннеса. Приходит отказ, формулировка: «очень сложно, невозможно к повторению».

Другие истории об экстремальных поездках на обычных серийных машинах — читайте в нашем материале. Пенсионерка из Подмосковья Наталья Шиповская ради автопутешествий обзавелась внедорожником, доказала, что может быть в команде колесящих по арктическим регионам на «москвиче» и добралась на собственном автомобиле до Мыса Каменного.

Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».

0

0