0
0
«Доступная Арктика». Где хотели искупаться автопутешественники и как часто орудовали лопатами на ямальских просторах
Автопутешественники покажут свои приключения на Ямале в фильме о туризме
Ради чего жители регионов России готовы сменить комфортный отдых на поездку по Ямалу? Как путешественники преодолевают снежные преграды на внедорожниках? Какая мечта наконец-то сбылась у членов автоэкспедиции, проехавших по ЯНАО в январе, зачем они стремились к Обской губе и будет ли новая поездка? Об этом узнали у участников экспедиции «Доступная Арктика», итоги которой подвели в пресс-центре «Север-Пресса».
Содержание
- 00:53 Каким должен быть маршрут и как его скорректировали
- 04:56 В чем прелесть таких путешествий?
- 11:42 Как подбирают команду, всех ли берут в путешествие?
- 13:46 Что было самым сложным в поездке по Ямалу?
- 16:08 Про снаряжение, самый большой сугроб и позывной
- 20:13 Зачем стремились к ледокольному следу?
- 21:58 Как готовили еду? Строганину пробовали?
- 25:01 Почему на машине, а не на самолете?
- 32:07 О чем будет фильм?
- 36:36 Что посоветуете тем, кто решит ехать на машине на Ямал?
- 41:09 Будет ли новая поездка на Ямал и зачем ехать?
Каким должен быть маршрут и как его скорректировали
Евгений Шаталов, руководитель экспедиции, член Русского географического общества, Челябинск:
00:53 Предыстория проекта такова: в прошлом году я участвовал в вездеходной континентальной экспедиции «Россия 360». Арктический этап мы прошли на вездеходах «Бурлак». Одна из задач — дать толчок активному туризму в арктических регионах. И мы, как один из ведущих экспедиционных проектов России — центр Red off-road expedition, решили, что в этом году по проекту «Доступная Арктика» отправимся на Ямал. В позапрошлом году была Архангельская область, в прошлом — Ненецкий автономный округ, то есть мы потихоньку продвигаемся на Восток.
Для большинства Север — что-то холодное, страшное, непонятное, необычное, люди боятся сюда ехать, особенно зимой, и наша задача показать, что это не так. Север — светлый, прекрасный, интересный, красивый. Да, прохладно, но у вас есть хорошая одежда, чтобы не мерзнуть.
Мы организуем автомобильные путешествия на практически стандартных автомобилях по не всегда стандартным маршрутам и дорогам. В этом году очень мощной командой, где есть как достаточно опытные ребята, так и абсолютные новички, кто впервые выехал на такое сложное бездорожье, поехали по проработанному, запланированному маршруту. Было очень много согласований, связанных с «Газпромом». Потрясающая организация, с очень сложной системой безопасности. Слово «потрясающая» — это без сарказма. Ребята достойны огромного уважения.
Мы пошли из Нового Уренгоя, где был старт, на Ямбург. У нас была цель дойти из Ямбурга до Мыса Каменного через Обскую губу. Но из-за аномально теплой погоды, когда температура была минус 12, мы этого сделать не смогли. К тому же узнали, что один из местных жителей притопил вездеход, провалился одной осью, сам выбраться не смог. Он порекомендовал не ходить по этому маршруту, потому что воды на поверхности под толстым слоем снега много, очень сложно ехать, можно просто прилипнуть. Плюс нужно учитывать непогоду. Поэтому мы изменили маршрут, приехали в ваш замечательный город Салехард и уже отсюда отправились в Паюту. Дорогой, по которой последний раз ходил автомобиль где-то в середине декабря, мы с одной ночевкой дошли до Нового Порта.
В чем прелесть таких путешествий?
Евгений Шаталов, руководитель экспедиции, член Русского географического общества, Челябинск:
04:56 Это работа в команде, испытание себя и автомобиля. Открытие новых регионов, потому что мы закрываем все непонятные интерпретации, которые есть в голове относительно какой-то локации, в данном случае Ямала. Мы видим эту территорию своими глазами и по-другому ее воспринимаем. Я здесь был неоднократно, но смотрю на эмоции, реакцию ребят — для них это открытие. И думаю, что как раз самое главное в нашей жизни, самое важное — это удивляться и открывать что-то новое для себя.
Евгений Коц, участник экспедиции, Москва:
Прежде всего, на Ямал поехал, чтобы уйти от городской суеты, потому что там голова загружена так, что хочется все отпустить, отправиться в регион, где ты никогда не был, где действительно холодно, люди выживают, увидеть все это самому. Но, как я понял, на самом деле люди здесь не выживают, они здесь живут и считают, что это абсолютно нормально. Современные города, школы, дети в минус 30 на горках катаются, добрые и веселые. Поразили условия, которые здесь создают для жителей, для работников. Мы были на экскурсии в Ямбурге, видели вахтовый городок, мне показалось за счастье приехать сюда, потому что есть кинотеатры, библиотеки, спортзалы, бассейн с инструктором, чего только нет. Действительно, здесь можно классно жить.
Михаил Моторин, участник экспедиции, Челябинск:
На Ямале я первый раз, заманили сюда Севером. Сначала была более легкая экспедиция на Кольский полуостров, потом Варандей с Нарьян-Маром и по возрастающей, пожестче — Ямал.
Ирина Сербина, участница экспедиции, Челябинск:
Я заразилась тягой к путешествиям от своего мужа [Михаила Моторина]. Он очень опытный путешественник, я — малоопытный, но с удовольствием ввязываюсь во все проекты. Можно было зимние каникулы провести в Челябинске, где тепло, дожди, как тюлень, лежа спокойно на диванчике, попивать кофе, смотреть сериалы, но это не наше. Мы любим путешествовать, нам надо запрыгнуть в машину и гнать, гнать, гнать за эмоциями, за впечатлениями. В прошлом году, как сказал Михаил, мы побывали на Варандее, но чуть-чуть не выполнили программу. Я попросила Евгения Александровича [Шаталова] ликвидировать пробел в этом году, и он «заказал» северное сияние, которое мы смогли увидеть на Ямале аж три раза! Для меня более высоких эмоций не было, северное сияние — это красота!
Михаил Моторин, участник экспедиции, Челябинск:
На Севере надо побывать, влюбиться, и он будет постоянно манить. Это незабываемые впечатления, незабываемые краски. Хотя кажется, что все в одном цвете, но это совсем не так. Конечно, поражают люди, живущие здесь. Мы были рады встретить коренное население, они тоже были рады видеть нас. Был такой добрый-добрый обмен эмоциями.
Как подбирают команду, всех ли берут в путешествие?
Евгений Шаталов, руководитель экспедиции, член Русского географического общества, Челябинск:
11:42 Мы провели сотни экспедиций разной сложности, участников наших проектов — больше трех тысяч. Мы не ищем никого, от слова совсем. Просто к нам приходят: кого-то мы берем к себе, кого-то не берем. Команда, которая сейчас в Салехарде, это в основном амбассадоры, то есть люди проверенные, опытные, с которыми мы путешествуем достаточно давно. Есть команда ребят, которые впервые к нам попали, решение об участии каждого я принимаю после предварительных разговоров. За свою жизнь провел большое количество собеседований и научился сразу определять людей: может претендент работать в одной команде или нет, это сразу видно, сразу можно определить ценности человека.
В таких поездках важно осознать, что, если ты проиграешь, проиграет команда и, наоборот, если команда проиграет, проиграешь и ты. Важно не ныть, важно отдаваться, чтобы общая цель была реализована.
Что было самым сложным в поездке по Ямалу?
Евгений Шаталов, руководитель экспедиции, член Русского географического общества, Челябинск:
13:46 По мне, маршрут с точки зрения прохождения не очень сложный. Сильно мешало большое количество снега, местами было сложновато, застревали. Особых проблем, по крайней мере, для меня не было. Медленно, печально, жуя бутерброды, чебуречки, ехать можно.
Сложно было принять решение изменить маршрут, потому что мы его кардинально поменяли. И оказалось морально тяжело возвращаться по тому же пути, потому что обычно мы всегда идем другим маршрутом. Мне очень понравилось, что команда быстро адаптировалась — в первый день люди оперативно научились правильно двигаться по снегу, и мы очень эффективно поехали. Еще одна из ценностей в таких экспедициях, чтобы быть эффективным — быстро учиться, приспосабливаться.
Правильно двигаться — значит аккуратненько накатывать, заезжать на снег. Провалился — раскачался, поехал дальше. Если закопался совсем — взял лопату, откопался. Если не получается или более сложная ситуация, сзади автомобиль подтянули, вытащили, поехали дальше. И вот таким образом мы движемся.
Про снаряжение, самый большой сугроб и позывной
Евгений Шаталов, руководитель экспедиции, член Русского географического общества, Челябинск:
16:08 Изначально на организационном брифинге мы проговорили, что у каждого всегда находятся рядом трос, шаклы, лопата, пешня, чтобы не искать. Откапываться приходилось все время.
Ирина Сербина, участница экспедиции, Челябинск:
Это все вынесли наши мальчики на плечах. У всех лопаты. Кто-то застрял, схватили лопату, побежали. Все вместе откапывались. Это, конечно, не женское дело, но, если бы пришлось, мы бы тоже взялись, трансформируя известную «Девушку с веслом» в «Женщину с лопатой на Севере».
Евгений Шаталов, руководитель экспедиции, член Русского географического общества, Челябинск:
Самый большой сугроб был размером с автомобиль. У нас в команде есть Василий, у которого после этой поездки позывной «Василий Лопата».
Василий Грибанов, участник экспедиции, Москва:
Я всегда ехал самым последним и первым приходил откапывать машину. Так получалось, потому что пока все смотрели: застрял кто-то впереди, не застрял, я просто выходил, брал лопату и шел вперед. И так получалось, когда все только понимали, что первая машина все-таки подзастряла, я уже стоял с лопатой.
Первым у нас ехал глава экспедиции, он показывал путь, далее машины с большими колесами. У меня размерность колес меньше, поэтому я шел немножко позади, по протоптанному маршруту.
Евгений Шаталов, руководитель экспедиции, член Русского географического общества, Челябинск:
Важно, что у наших участников появились новые впечатления, новые знания, а у зрителей, которые увидят наш фильм по итогам экспедиции, появится информация о регионе, о маршруте, и сюда приедут другие путешественники. Одна из задач нашего проекта «Доступная Арктика» — это развитие туристического потенциала регионов. Именно поэтому мы создаем фильм, размещаем его на наших каналах для того, чтобы люди узнали, увидели и захотели сюда приехать.
Зачем стремились к ледокольному следу?
Евгений Шаталов, руководитель экспедиции, член Русского географического общества, Челябинск:
20:13 Моя любимая тема — быт. Баню мы брали с собой, но не воспользовались. Когда мы должны были проходить Обскую губу, хотели подойти к ледокольному следу, на берегу поставить баню и искупаться в этом ледокольном следе. Мы везли с собой и брикеты, и палатку, и дрова, и баню, но, к сожалению, этот момент мы не реализовали. Поэтому я очень расстроен… Любым человеком, на мой взгляд, движет мечта. Одна из таких мечт — удивить себя и своих друзей, сделать еще одно открытие — искупаться не в проруби, а именно в ледокольном следе.
Как готовили еду? Строганину пробовали?
Евгений Шаталов, руководитель экспедиции, член Русского географического общества, Челябинск:
21:58 У нас в каждом автомобиле стоит термопот, всегда есть горячая вода. В каждом автомобиле — мультиварка. Я, допустим, в Новом Уренгое закупил плов узбекский, лагман, много разных перекусов в заморозке. Мы просто забрасываем еду в мультиварку, разогреваем. Я дома так не питаюсь, как в поездке. Есть и завтрак, и обед, и ужин. Это в пути. Когда мы разбиваем лагерь на льду, ставим большой шатер и всей командой готовим еду. В этот раз был индийский суп на сливках с сычуаньскими специями, а на следующий общий ужин — пельмени.
Одно из важных составляющих любого путешествия — гастрономические впечатления, конечно, мы пробовали и строганину из оленины, и строганину из рыбы. Это обязательная программа.
Владимир Былков, участник экспедиции, Александров, Владимирская область:
Строганина из оленины — очень вкусное, нежное мясо. Мне очень понравилось с солью, перцем и соевым соусом. Если предложат поехать второй раз, соглашусь. Сегодня еще поспать и можно ехать.
Почему на машине, а не на самолете?
Евгений Шаталов, руководитель экспедиции, член Русского географического общества, Челябинск:
25:01 Автомобильный туризм, а в нашем случае внедорожный, дает гораздо больше возможностей, чем любой другой вид туризма. Мы в нашем путешествии видим намного больше, чем многие. Уровень свободы в таком формате гораздо больше, чем на самолете. За рулем своего автомобиля вы самостоятельны и в принятии решений, и в том, что вы преодолеваете. Кстати, еще одна из ценностей любого человека — семья. Мы поощряем людей, которые приезжают семьями, а в летние экспедиции — еще и с детьми. Семейных экипажей в нашей нынешней экспедиции было больше половины — очень круто, когда мир открывается семьей.
Дарья Грибанова, участница экспедиции, Москва:
Изначально я увлекалась просто путешествиями, а муж — именно автомобильными поездками. Когда он звал меня в первый раз, думала, зачем ехать, это неудобно. Но муж создал комфорт в машине. Мы в автомобиле высыпались лучше, чем в гостинице, когда останавливались. Все удобно, можешь сесть как угодно, лечь как угодно. Проблем нет вообще.
Мы в восторге от поездки. Хочется теперь посмотреть на тундру весной, увидеть, как празднуют День оленевода. Потому что зимой мы уже посмотрели, это очень красиво, очень необычно. Застали пургу, узнали, что такое пурговать, это непередаваемо. Такие путешествия — возможность разбить все шаблоны, что Север — это страшно, холод — это ужасно.
Евгений Шаталов, руководитель экспедиции, член Русского географического общества, Челябинск:
Мы стояли лагерем, был очень сильный ветер, очень-очень сильная пурга, шатер сломало пополам. Ночуем в рыбацкой шестиугольной палатке. Ее закрепили между автомобилями, внутри очень тепло, потому что работал дизельный отопитель, у нас была небольшая электростанция, было светло, мы заряжали все наши электроприводы, готовили еду на мультиварке. Но нас хорошо засыпало, снега оказалось с автомобиль.
О чем будет фильм?
Евгений Шаталов, руководитель экспедиции, член Русского географического общества, Челябинск:
32:07 Фильм будет о маршруте, Ямале, людях, «Газпроме». Почему о «Газпроме»? Потому что я, как человек живший при социализме, был сильно удивлен. Помните формулу «От каждого по способностям, каждому по потребностям»? Там я увидел реализацию этой формулы. Люди, которые на очень тяжелой работе отдают все, в обмен получают высокую зарплату и необходимую инфраструктуру для жизни — от бассейна до библиотек, вкусной еды, комфортного проживания. Фильм будет и о Салехарде, и о поселке Новый Порт — это тоже интереснейший населенный пункт. Если кому-то в России, на Большой земле рассказать про него, какие будут впечатления? Где-то далеко на берегу губы находится поселок, на карте указано несколько домов. Вы знаете, с какой гордостью замглавы администрации рассказывала о том, что они сейчас окончательно решают проблему с ветхим и аварийным жильем? У них освещение на улицах, хороший клуб, лучшая музыкальная аппаратура. С такой гордостью рассказывают, они реально работают. Я горжусь этими людьми.
Стойбищ на нашем пути, к сожалению, мы не встречали. Но было большое удивление ночью посреди тундры ровно где-то по центру от Паюты до Нового Порта увидеть местного жителя, который потерял стадо оленей, стоял и разговаривал по телефону с кем-то.
Что посоветуете тем, кто решит ехать на машине на Ямал?
36:36 Сразу ехать не нужно. Надо посмотреть наши фильмы на канале «ДОроги дорОги», они сделаны в формате путеводителя. Нужно посмотреть на ошибки, выводы, которые мы делаем, посмотреть на маршрут и после этого выезжать в составе опытной команды. Мы ни в коем случае не говорим и не показываем, что это легко. Маршрут не простой, но он проходим, проходим не на вездеходах, а на обычных автомобилях. Нужно просто правильно подготовить себя, любимый автомобиль и команду.
Будет ли новая поездка на Ямал и зачем ехать?
Евгений Шаталов, руководитель экспедиции, член Русского географического общества, Челябинск:
41:09 Мне очень хочется доехать до острова Белый и зайти на этот остров. Пройти пролив Малыгина, стартовать из Москвы на улице Малыгина… Ну, опять же, ключевым фактором станет погода, если пролив не замерзнет, мы не дойдем.
Мы в следующем году абсолютно точно идем от Архангельска до Нарьян-Мара. В 2014 году мы делали первый проход этого маршрута и сейчас будем его проходить повторно. Если получится, будет и остров Белый.
В этом году в феврале у нас начинается экспедиция на Тикси, куда мы везем наших китайских товарищей. Им было интересно побывать и на Ямале, но моего китайского партнера не пустили пограничники, сначала дали добро, потом отозвали. Я понимаю, что вопросы безопасности очень-очень важны, но если бы он побывал здесь, потом мог бы привезти сюда еще путешественников. Не туристов в массовом понимании, когда они прилетают на самолетах, а когда люди приезжают малыми группами и путешествуют по Северу, тем самым популяризируют ваш регион.
Евгений Коц, участник экспедиции, Москва:
Наверное, самое главное, чем мы питаемся для дальнейшей жизни, — эмоции, а их здесь получено действительно огромное количество. Когда ты едешь и смотришь, впитываешь эту красоту, снег, поземку, которая волнами идет на фоне восходящего или заходящего солнца, потому что оно у вас низко над горизонтом находится. Та же пурга, когда я вышел из палатки, глаза открыть не мог, настолько сильно ветер бил в лицо, у меня перехватывало дыхание. Это все безумная эмоция — за этим я и езжу.
Михаил Моторин, участник экспедиции, Челябинск:
Очень много общался с местным населением, спрашивал, а не хотели бы вы отсюда уехать? Почти все отвечали: «Мы ездим на Большую землю, ездим на море, но по истечении двух-трех недель нас манит опять на Север».
Арктическая экспедиция МЧС привезла частицу Вечного огня в Салехард и Аксарку. Ее взяли с мурманского мемориала «Защитникам Советского Заполярья в годы ВОВ».
Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».
0
0
Теги: