http://Top.Mail.Ru
Эксперты рассказали, кто будет оказывать на Ямале раннюю помощь детям | Север-Пресс

0

0

Эксперты рассказали, кто будет оказывать на Ямале раннюю помощь детям

В ЯНАО выстроят систему ранней помощи особенным детям

Читать «Север-Пресс» в

Команда новоуренгойского детского сада «Виниклюзия» поделится опытом с коллегами в развитии на Ямале служб ранней помощи особенным детям и их родителям. Такие центры уже открыты в детсадах по всему Ямалу. Как правильно организовать работу, подскажут опытные специалисты. В прошлом году их садик признали лучшим в России. Чем могут помочь специалисты дошкольного образования в первые годы жизни, в агентстве «Север-Пресс» рассказал директор регионального центра психолого-педагогической помощи Георгий Крюков, педагог-дефектолог центра Владислава Князева и директор «Виниклюзии» Елена Талан.

Содержание

  • 00:27 Что такое ранняя помощь и зачем она нужна
  • 04:24 Что входит в раннюю помощь
  • 06:57 Где на Ямале оказывают раннюю помощь особенным детям и родителям
  • 08:03 Опытом поделится инклюзивный детский сад «Виниклюзия»
  • 10:56 Какую помощь окажут в детсаду «Виниклюзия»
  • 13:23 Магия уборки: как развитию ребенка помогает искусство наведения порядка
  • 17:54 Особым детям — инклюзивный детский сад и школа

Что такое ранняя помощь и зачем она нужна

Георгий Крюков, директор регионального центра психолого-педагогической помощи:

00:27 Мы всегда говорим о том, что если у ребенка есть какие-то проблемы, то чем раньше, мы начнем ему помогать, тем лучшего результата мы достигнем. И, предположим, если ребенок не прошел предшкольную подготовку, не был в детском саду, ему там не была оказана своевременная помощь, то когда он приходит в школу, если у него есть проблемы, — то он чаще всего попадает на психолого-медико-педагогическую комиссию, ему ставят адаптированную программу, статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Но во многих случаях, если вовремя начать оказывать коррекционную помощь, то этих проблем можно избежать. И, возможно, он не получит статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а будет обучаться как обычный ребенок. В детских садах обучение чаще всего начинается с трех лет. Все специалисты говорят о том, что начинать надо еще раньше. Как только родители, педиатр заметили возможные нарушения, — нужно бить тревогу и начинать оказывать ребенку помощь. Такую систему мы на Ямале хотим выстроить.

В каких-то элементах она уже существует и в детских садах, и в организациях соцзащиты [в социально-реабилитационных центрах]. Но нужно их свести вместе на основе межведомственного взаимодействия. Потому что куда бы родитель не пришел — во-первых, он бы понимал, на что он может рассчитывать, и, во-вторых — четко понимал маршрут. Мы сейчас разрабатываем памятку такую: куда обратиться, где помогут, кто будет вести по маршруту.

Владислава Князева, педагог-дефектолог, заместитель директора регионального центра психолого-педагогической помощи:

Ранняя помощь — это комплексная система, в том числе поддержки родителей. Поэтому если родитель видит, что ребенок, например, плохо говорит даже в три года, если не появляется гуление рано, если поздно сел, поздно встал, то есть запаздывают какие-то моторные навыки, если ребенок не контактирует с другими людьми, если он не контактирует со взрослыми, — мы здесь должны понимать, что что-то идет не по норме. И желательно, конечно, обратиться к специалистам для профилактики, коррекции.

Ранняя помощь — это работа с семьей, и это не то, что родитель привел ребенка к логопеду, например, и ушел. Нет. Это работа со всей семьей, чтобы научить родителя правильно взаимодействовать с ребенком, чтобы развивать вместе навыки самообслуживания, чтобы учить ребенка и родителя друг с другом взаимодействовать. Это комплексная работа, где родитель — непосредственный участник.

Что входит в раннюю помощь

Владислава Князева, педагог-дефектолог, заместитель директора регионального центра психолого-педагогической помощи:

04:24 Во-первых, это занятия с дефектологом, логопедом или логопедом-дефектологом. Это, возможно, помощь психолога, в том числе и родителям, потому что не каждому родителю легко признать, что с ребенком что-то не так. Плюс, конечно, это сенсорная интеграция ребенка. И вот в таком комплексе получается действительно правильная и нужная работа. Здесь могут подключаться разные специалисты в зависимости от того, что с ребенком.

Георгий Крюков, директор регионального центра психолого-педагогической помощи:

Во-вторых, в таком раннем возрасте это все-таки еще не образование как таковое. Это развитие основных жизненных навыков. Чаще всего ребенок попадает в систему здравоохранения, образования или социальной защиты, когда прошел, например, психолого-медико-педагогическую комиссию и ему поставили статус ребенка с ОВЗ или когда прошел медико-социальную экспертизу и ему поставили статус ребенка-инвалида. Но чаще всего, если ему полгода-год, то у него, конечно, никакого такого статуса нет.

Родитель может бить тревогу, но есть объективные моменты и, конечно, если он придет к педиатру или в детский сад, — ему скажут, есть основания тревожиться или нет. А вот если основания есть, тогда не нужно дожидаться, пока поставят статус, нужно начать оказывать помощь. В идеале нужно создать систему, к которой мы сейчас идем. Родителям без разницы, сколько мы приказов издадим на своем уровне. Главное — чтобы было где получить помощь. Но, тем не менее, в прошлом году разработан, издан региональный межведомственный приказ совместно с соцзащитой, образованием, здравоохранением о том, что такая межведомственная система должна быть создана. Собственно, она и работает уже в своих, может быть, отдельных элементах: в образовании — свое направление, в здравоохранении — свое, в соцзащите. Мы хотим скоординировать эту работу.

Где на Ямале оказывают раннюю помощь особенным детям и родителям

Георгий Крюков, директор регионального центра психолого-педагогической помощи:

06:57 Если мы говорим про образование — это детские сады и созданные при них службы или отделения ранней помощи. В этом году в регионе разработана комплексная программа «Ямал — территория детства». В нее входит блок по ранней помощи.

Так, в каждом муниципальном образовании выделены опорные детские сады, которые будут методическими центрами для развития этой системы. В масштабе региона мы планируем, что методическим центром станет детский сад «Виниклюзия».

Команду педагогов готовили еще до открытия инклюзивного детского сада «Виниклюзия». Фото: Фёдор Воронов / «Ямал-Медиа»
Команду педагогов готовили еще до открытия инклюзивного детского сада «Виниклюзия». Фото: Фёдор Воронов / «Ямал-Медиа»

Опытом поделится инклюзивный детский сад «Виниклюзия»

Елена Талан, директор инклюзивного детского сада «Виниклюзия»:

08:03 Наш детский сад открылся в 2020 году. Сегодня наш детский сад посещает 200 детей. И, конечно, каждый год комплектование отличается в зависимости от того, какие ребята приходят. В общем и целом ежегодно сад посещают 25—30% детей, которые имеют официальный статус «ребенок с ОВЗ» и «ребенок-инвалид». Сейчас в саду не представлено только нарушение слуха. Если говорить о частоте случаев, то, конечно, самые массовые — это тяжелые нарушения речи, задержка психического развития и расстройства аутистического спектра.

Все вопросы и страхи про инклюзию, как правило, — это страхи взрослого человека. Специально что-то объяснять и рассказывать ребенку, к которому завтра придет ребенок, как-то от него отличающийся, — конечно, не имеет никакого смысла.

Елена Талан

директор инклюзивного детского сада «Виниклюзия»

В учреждении есть разные группы, и большая их часть — инклюзивные. Комбинированные группы посещают ребята с особенностями наравне с детьми, не имеющими никаких особенностей состояния здоровья. Есть группы кратковременного пребывания, к примеру для ребят с достаточно сложными нарушениями, которым по индивидуальным медицинским показаниям противопоказано находиться в учреждении в режиме полного дня. Поскольку мы все-таки муниципальный детский сад, и у нас есть территориальная привязка, — мы предлагаем родителям разные форматы, в том числе исходя из их личных взглядов на инклюзию. Но по практике хочется сказать, что уже сейчас [по истечении трех-четырех лет] мы крайне редко встречаем родителей, которые приходят и говорят, что не хотят идти в инклюзивную группу. Если на начальном этапе открытия детского сада это было достаточно массово, то сегодня работает некая обратная связь от родителей выпускников. И на самом деле положительный эффект от правильной инклюзии видит каждый из родителей.

Какую помощь окажут в детсаду «Виниклюзия»

Елена Талан, директор инклюзивного детского сада «Виниклюзия»:

10:56 Помощь, которую оказывает наш детский сад, — это комплекс услуг. У нас серьезная команда логопедов, психологов, тьюторов, ассистентов. Специалисты по сенсорной интеграции оказывают услуги в зависимости от запроса семьи. То есть семья с ребенком от рождения может обратиться в детский сад. Мы принимаем ребят с полутора лет, но если обращается семья с ребенком до года, то здесь есть траектория их сопровождения, например консультативная поддержка, комплексная диагностика. Логопеды и психологи в зависимости от трудностей, которые обозначает родитель, проводят консультацию в формате наблюдения и взаимодействия с ребенком. После принимается решение о том, необходимо ли зачисление ребенка в центр ранней помощи.

Если мы говорим про более старший возраст, к примеру месяцев с одиннадцати, — у нас можно посещать кабинет средовой педагогики. Наш детский сад работает по методу Марии Монтессори. Было создано пространство для детей раннего возраста. Здесь ребенок находится с мамой, специалистами коррекционного профиля и средового педагога, который знает особенности развития ребенка, сензитивные периоды, может наблюдать за взаимодействием ребенка и мамы, ребенка и среды.

Магия уборки: как развитию ребенка помогает искусство наведения порядка

Елена Талан, директор инклюзивного детского сада «Виниклюзия»:

13:23 Каждый из нас слышал такое понятие, как сензитивные периоды. Да, это особо чувствительные периоды формирования навыков и умений, развития психических функций у человека. Мария Монтессори выделяла один из нативных периодов в развитии ребенка — как раз период порядка. У ребенка он проявляется начиная с рождения и до четырех лет, а пик приходится на два — два с половиной года.

Жизнь — это всегда адаптация к людям, условиям, ограничениям. А адаптация — это не что иное, как упорядочивание хаоса, приведение его в некий порядок.

Елена Талан

директор инклюзивного детского сада «Виниклюзия»

Если пронаблюдать за детьми, то мы четко увидим, что потребность в порядке проявляется буквально с рождения. К примеру, если мама меняет время сна или место, — она сразу получает обратную реакцию.

Наша группа разделена на зоны. Одна из них отведена для упражнений в навыках практической жизни. Здесь дети учатся ухаживать за собой, за окружающей средой. Такие игры включают простые ритуалы, как мытье рук. Любые действия, совершаемые ребенком, должны быть цикличны, то есть иметь начало и конец. Например, взял игрушку, поиграл и положил на место. Это важный период и важные условия, которые создаются для правильного взросления. Мы еще маленькому человеку даем в руки некий компас, который в будущем поможет упорядочивать жизнь. Мы даем опыт, который позволит дальше справляться со стрессом.

Особым детям — инклюзивный детский сад и школа

Елена Талан, директор инклюзивного детского сада «Виниклюзия»:

17:54 Система образования в РФ предполагает преемственность. Мы по-разному готовим детей, по-разному их передаем в школы. Понимая нашу специфику и категорию детей особой заботы, которая посещает наш детский сад, одно из новых направлений — закрывать страхи родителей по поводу поступления в школу. Мы рассказывали, разъясняли юридическую сторону вопроса. То есть мы их немножечко ориентировали на варианты образования, которые могут быть доступны их ребенку. В округе проводятся работы по созданию альтернативных форм получения образования — открываются ресурсные классы, инклюзивные классы, коррекционные классы. Есть коррекционные школы. И вот эта вариация родителей пугала.

Огромный пласт работы проводится территориальными психолого-медико-педагогическими комиссиями. Хочется больше работать в направлении знакомства детей с реальными школами, классами. Традиция, когда учителя, которые набирают ребятишек в первые классы, выходили, очень важна и нужна. Сейчас думаем, как это сделать.

0

0