http://Top.Mail.Ru
Сколько нужно «корочек» СПО, чтобы решить вопрос с работой, рассказал Байбародских | Север-Пресс

0

0

Сколько нужно «корочек» СПО, чтобы решить вопрос с работой, рассказал Байбародских

На Ямале работу находят более 80% выпускников местных колледжей

Читать «Север-Пресс» в

У выпускников ямальских колледжей самый высокий процент трудоустройства — 82%. Данные Роструда на пресс-конференции в «Север-Прессе» привел заместитель начальника отдела департамента образования ЯНАО. О востребованных профессиях у абитуриентов и работодателей в студии рассказал Андрей Байбародских.

Содержание

  • 00:12 Колледжи и профессии: что выбирают школьники на Ямале
  • 02:33 Почему «Сестринское дело» держится в топе профессий
  • 03:50 «Профессионалитет»: о программе и профессиях для региона
  • 06:09 Зачем учащимся колледжей предлагают дополнительные квалификации
  • 07:47 Как будут готовить гидов для путешествий по Ямалу
  • 08:23 Как колледжи договариваются с будущими работодателями своих выпускников
  • 09:41 Какие профессии попадут в новый кластер для подготовки в колледжах
  • 10:23 «Туризм и гостеприимство»: новые возможности и новые программы обучения
  • 11:18 Как изменится подготовка кадров в колледжах к 2030 году
  • 12:29 Какие специальности в колледжах набирают без конкурса
  • 15:05 Как распределяются места при приеме в колледж на базе 9 и 11 классов
  • 16:00 Когда возмещаются затраты на обучение
  • 17:16 Как работают сертификаты для детей из кочевых семей
  • 18:12 Как устанавливается объем бюджетных мест в ямальских колледжах
По данным о приеме, в 2024/25 в ЯМК обучается 2247 студентов. Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»
По данным о приеме, в 2024/25 в ЯМК обучается 2247 студентов. Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»

Колледжи и профессии: что выбирают школьники на Ямале

00:12 15 августа 2024 года завершился прием заявлений от абитуриентов в ямальские колледжи. Подано 7158 заявлений. Это практически три заявления на одно место. На днях приехал с форума среднего профессионального образования из Калуги. Там тоже объявляли результаты приемной кампании в колледжах России. И там примерно такое же соотношение — три заявления на одно место. То есть мы идем в ногу со всеми колледжами Российской Федерации. Мы так же востребованы, как и любой колледж на территории нашей страны. Последние три года мы как раз видим заинтересованность выпускников девятых и одиннадцатых классов в получении среднего профессионального образования на Ямале, в ямальских колледжах. Понятно, что те колледжи, которые наиболее востребованы, размещены в больших городах. Это колледжи Салехарда, Нового Уренгоя и Ноябрьска. Там самое большое количество заявлений: от четырех-пяти заявлений на одно место.

Мы знаем и о специальностях, которые наиболее популярны среди абитуриентов. Они раскрывают специфику экономики нашего округа. Наиболее популярная специальность — «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений». Конкурс был пять заявлений на место. Интересны ребятам и профессии, специальности, которые связаны с ИТ-индустрией. Например, четыре заявления на место продемонстрировали такие специальности, как «Веб-разработка». Это интересно, современно. «Информационные системы и программирование», «Сетевое системное администрирование». Есть профессии, специальности, которые связаны с медициной и образованием. Очень востребованы среди ребят такие специальности, как «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Медико-профилактическое дело», «Дошкольное образование». Достаточно большое количество заявлений: от трех на одно место.

Почему «Сестринское дело» держится в топе профессий

02:33 В системе здравоохранения проводится работа. Очень большая востребованность. Мы, когда объявляем контрольные цифры приема, тщательную работу проводим с органами исполнительной власти, которые курируют определенные сферы, в том числе со здравоохранением. Есть поручение президента — в этом году увеличение контрольных цифр приема по медицинским специальностям на 10%. Мы это сделали, понимая запрос, который идет от системы здравоохранения. На этапе, когда формируем контрольные цифры приема, мы понимаем, куда ребята пойдут, где они будут проходить практику, чтобы оттачивать профессиональные навыки. И затем [они] смогут трудоустроиться на предприятиях и организациях автономного округа. Мы об этом также думаем. Не просто заявляем, а понимаем, что будет дальше: как практика организована, как организован образовательный процесс, какие педагоги будут работать с ребятами, кого мы привлечем из индустрии, чтобы навыки, которые ребята получили в колледжах, соответствовали индустрии.

«Профессионалитет»: о программе и профессиях для региона

В ЯМК в программу «Профессионалитет» вошло четыре направления — «Туризм и гостеприимство», «Технологии индустрии красоты», «Поварское и кондитерское дело», «Сервис на транспорте». Фото: Федор Воронов / «Ямал-Медиа»
В ЯМК в программу «Профессионалитет» вошло четыре направления — «Туризм и гостеприимство», «Технологии индустрии красоты», «Поварское и кондитерское дело», «Сервис на транспорте». Фото: Федор Воронов / «Ямал-Медиа»

03:50 Федеральная программа «Профессионалитет». Мы включились в этот проект в прошлом году. Были направлены заявки на конкурсный отбор в Минпросвещения по направлению «Туризм и сфера гостеприимства». Наш кластер «Ямальский туризм» получил поддержку от Федерации. Были окружные, безусловно, деньги. В кластер «Ямальский туризм» входит четыре колледжа. Базовый колледж — это Ямальский многопрофильный колледж. Также вошли колледжи Нового Уренгоя, Надыма и Ноябрьска. В рамках кластера мы ведем подготовку по таким программам, как «Туризм и гостеприимство». Если продемонстрировать, сколько заявлений было подано на эту программу, ровно такое же, как и на «Разработку и эксплуатацию нефтяных и газовых месторождений». Среди ребят такая программа тоже востребована. В рамках кластера мы ведем подготовку всего, что связано со сферой питания, — это повар-кондитер. Здесь также достаточно большой конкурс — четыре заявления на место. Востребовано. Высокое трудоустройство по этому направлению.

В прошлом году 106 ребят поступили на программы «Профессионалитет» в сфере «Туризма и гостеприимства». В этом году мы расширили количество бюджетных мест. Стало 225. То есть практически в два раза. Понимая запрос от абитуриентов, мы в прошлом году посмотрели, сколько заявлений было подано в рамках приемной кампании на эти программы, и увидели, что большой спрос. В этом году расширили. Мы понимаем не только спрос от абитуриентов, мы понимаем, куда ребята пойдут. Вы же знаете, сейчас очень большой проект реализуется — горнолыжный курорт. Мы с прицелом для подготовки кадров проводим такую тщательную работу с региональным оператором «Полярный Урал» по обучению специалистов для этого проекта. В этом году мы с ними тоже как бы оттачиваем программу. Они говорят, что очень большой запрос на гидов. Мы с ними проводим работу и рассчитываем, что у выпускников 2025 года появится такая дополнительная квалификация, как гид. Мы будем предлагать дополнительную квалификацию, которая поможет им, например, в будущем не по базовой профессии трудоустроиться, а по дополнительной.

Зачем учащимся колледжей предлагают дополнительные квалификации

06:09 Возвращаясь к форуму в Калуге, там выступала представитель «Ростеха» и говорила о том, что для них со стороны предприятий [промышленности] необходим выпускник, который обладает 3—4 квалификациями. У них запрос на тех, кого мы готовим в колледжах. Этот проект тоже у нас реализуется в течение последних двух—трех лет, чтобы ребята могли стабильно трудоустроиться по итогам обучения в колледже. Если возвращаться к данным, мы их увидели на этом форуме: самый большой процент трудоустройства у выпускников с Ямала — 82%. Это продемонстрировали данные Роструда. Дополнительная программа рассчитана примерно на 250 часов дополнительно к той, по которой они должны получить диплом. Ребята получат дополнительное свидетельство об уровне квалификации по этому направлению. Мы сейчас с колледжами проводим работу, смотрим, какие дополнительные квалификации нужны предприятиям к тем, по которым есть федеральные государственные образовательные стандарты, чтобы обеспечить выпускников этими квалификациями и максимальным трудоустройством после завершения обучения.

Как будут готовить гидов для путешествий по Ямалу

07:47 Мы очень плотно работаем с коллегами из «Полярного Урала». Они нам тоже предлагают преподавателей. Это будут либо преподаватели, которые приедут из других регионов, которые помогут нам доучить, а базовые у нас есть — преподаватели, которые работают по программе «Туризм и гостеприимство». То есть на теоретической части мы будем с нашими преподавателями, на практическую часть, возможно, будем приглашать других специалистов.

Как колледжи договариваются с будущими работодателями своих выпускников

08:23 Когда мы подавали заявку, в кластере должны быть не только колледжи, но и представители индустрии, например, в нашей ситуации — индустрии туризма и гостеприимства. У нас было 14 партнеров по округу, то есть 4 колледжа и 14 партнеров. Если взять все вместе — 28 участников кластера. Представители индустрии смотрят, что им нужно, на каких блоках необходимо усиление. Мы это усиление делаем, да, то есть они предоставляют своих преподавателей, да, то есть на введение дисциплин по этой программе. Тем самым мы программу настраиваем на те потребности, которые есть у индустрии. И ведут те, кто работают в индустрии. То есть они передают все те последние знания, все те последние технологии, которые присутствуют там. Они преподают специальные дисциплины у нас, и мы к ним ходим на практику. Если мы говорим про эту программу, то мы говорим про кластер, про набор колледжей и набор предприятий-партнеров. То есть тем самым мы собираем сетевое партнерство.

Какие профессии попадут в новый кластер для подготовки в колледжах

09:41 Мы сейчас делаем следующий шаг — формируем заявку по созданию кластера — кадры для топливно-энергетического комплекса и сервиса топливно-энергетического комплекса. Идем более масштабно, будут включены все колледжи и в большей степени те колледжи, которые размещены в восточной части региона, где ведется подготовка по нефтегазовым специальностям. Мы понимаем, что важны и те специалисты для сервиса ТЭК — сварщики, электромонтеры, транспортники. Они тоже будут включены и тем самым, за счет этого кластера, мы включим не только предприятия топливно-энергетического комплекса, [предприятия] транспорта, но и все колледжи.

«Туризм и гостеприимство»: новые возможности и новые программы обучения

10:23 В прошлом году, когда мы заявлялись на кластер «Ямальский туризм», в рамках конкурсного отбора, который проводит Минпросвещения, дается грант 70 миллионов рублей на то, чтобы создать современную среду. По итогам прошлого года в четырех учреждениях мы создали 10 современных лабораторий. Базовый колледж — Ямальский многопрофильный. Здесь также можно познакомиться с этим кластером и с оборудованием. Мы сейчас активно начнем обучение на этой базе. В прошлом году мы начали обучение, сейчас продолжим, потому что расширяется набор программ. В ямальском многопрофильном колледже в этом году впервые начнем обучение — «Повар-кондитер», «Сервис на транспорте», «Технология красоты» в рамках кластера «Туризм и гостеприимство».

Как изменится подготовка кадров в колледжах к 2030 году

11:18 Ориентир, который нам поставили на форуме среднего профессионального образования в Калуге, — к 2030 году все программы и все колледжи должны быть «Профессионалитетами» на территории РФ. Мы такие шаги предпринимаем с 2023 года и постепенно эту работу будем проводить до 2030 года. Еще одна особенность «Профессионалитета» не только в том, что в ней участвуют предприятия и работодатели, но важна и настройка, да, сокращение программ подготовки. Это тоже предусмотрено, если есть такое согласование с предприятиями внутри кластера. То есть в рамках программ «Профессионалитета» разрешено сокращать время обучения по профессии. Если на это согласен работодатель в кластере. Если ему нужны быстро кадры, мы имеем право в рамках этого проекта сократить программу обучения до 30%. Если не нужно, нужна более глубокая подготовка, то мы остаемся в тех сроках, которые нам предписывают государственный образовательный стандарт.

Какие специальности в колледжах набирают без конкурса

12:29 Есть профессии, специальности, с которыми непросто по приему. Например, есть сложности с приемом на программы в области сельского хозяйства. Да, они есть, они нужны, мы их заявляем, но видим, что не три человека на место и не шесть, но есть ребята, которые желают получить такие программы. Мы заявляем, потому что мы понимаем, что у нас есть еще ответственность перед системой сельского хозяйства автономного округа для того, чтобы готовить ребят, и там было возобновление, пополнение постоянно кадрами. Конечно, все программы должны пройти через проект «Профессионалитет». Сейчас мы также по другим программам, которые не участвуют в «Профессионалитете», выстраиваем точечную работу с предприятиями, чтобы ребят трудоустраивать. Например, есть пример по филиалу Ямальского многопрофильного колледжа в городе Лабытнанги. Мы там реализуем совместный проект с ямальским филиалом «Газпромтранса» по подготовке железнодорожников. Для этого мы создаем специальную базу. Ее не было, с прошлого года мы ее формируем. В прошлом году закуплено более 20 единиц оборудования.

В прошлом году мы открыли прием по «Организации перевозок на транспорте» вместе с этой компанией. Они участвуют и в формировании перечня оборудования. То, которое нужно, и которое используется у них на производстве и участвуют в образовательном процессе, в заточке образовательной программы. Они понимают, что те ребята, которые придут к ним, должны соответствовать требованиям корпоративным, которые есть в этой компании. Очень такой нормальный конкурс, до четырех. Вот в прошлом году взять и в этом году — практически четыре человека на место по организации перевозок. В Муравленковском многопрофильном колледже есть программа «Теплоэнергетика и теплоснабжение». Такие специалисты очень нужны. Мы сотрудничаем с компанией «Ямалкоммунэнерго». Готовим для них кадры. Мы создали специальный корпоративный ресурсный учебный центр на базе колледжа и вместе с компанией ведем подготовку по теплоснабжению. Такой же пример есть и в Новом Уренгое — «Разработка эксплуатации нефтяных и газовых месторождений». Везде мы ищем партнеров по каждой программе, для того чтобы она была не просто сильная, а чтобы ребята трудоустраивались.

Как распределяются места при приеме в колледж на базе 9 и 11 классов

15:05 У нас контрольные цифры приема сформированы с учетом того, что, безусловно, это девятиклассники. Мы рассчитываем на них. Это примерно 80—85% от контрольных цифр приема. 20—25% — это ребята, которые поступают на базе 11 классов. Мы создаем им возможность, если они не поступили в вуз, прийти в колледж, получить профессию, затем трудоустроиться и быть полезными. Одиннадцатиклассники со средним баллом аттестата конкурируют со своими сверстниками, которые завершили 11 классов. Мы отдельно проводим прием на базе 9 классов. Ребята внутри показывают результаты аттестата, и мы выставляем рейтинг. Они не соперничают.

Когда возмещаются затраты на обучение

16:00 В рамках внебюджетной деятельности есть меры, которые помогают, например, многодетным семьям. Мы с прошлого года возмещаем затраты, которые они понесли в связи с обучением. Они поступают в ямальский колледж на платной основе, округ поддерживает многодетные семьи, возмещая затраты на обучение по программам среднего профессионального образования в полном объеме. То есть заключили договор, направили, вернули деньги, которые заплатили. Эта мера распространяется, пока есть статус «многодетные». Есть еще одна мера поддержки для детей участников специальной военной операции. Такая же мера предусмотрена. Возмещаем затраты по обучению, если они поступили на платную программу обучения.

Как работают сертификаты для детей из кочевых семей

17:16 Мы продолжаем эту программу с 2020 года. Ежегодно выдаем 75 образовательных сертификатов для получения среднего профессионального образования ребятам, которые не прошли по конкурсу, если их средний балл на 0,5 отличается от проходного балла. В этом году средний проходной балл по округу — четыре. Но есть специальности, у которых — 4,55 или 4,75 [на том же «Сестринском деле»]. И те ребята, которые не прошли в рамках конкурсного приема, могут получить сертификат. Это ребята из кочевых семей. Образовательный сертификат позволяет. Мы предоставляем место для проживания, понимая, что родители ведут традиционный образ жизни. Помимо проживания, они обеспечиваются одеждой, питанием и стипендией социальной.

Как устанавливается объем бюджетных мест в ямальских колледжах

18:12 В ЯНАО 2290 бюджетных мест на все семь колледжей. Мы, безусловно, эту цифру сверяем с возможностями колледжей. То есть, во-первых, материально-техническая база. Во-вторых, педагоги, которые работают на программах. Далее мы, безусловно, смотрим, а какой спрос есть у абитуриентов. Например, в этом году мы добавили еще 164 места к прошлому году, чтобы расширить возможности для получения среднего профессионального образования и понимая востребованность [мы же смотрим еще востребованность профессии/специальности], например, на рынке труда. У нас проводится по линии департамента экономики прогнозирование в горизонте семи лет по тем профессиям и специальностям, которые нужны. Мы, безусловно, те контрольные цифры, которые предлагают колледжи, сверяем с теми направлениями и с той прогнозной потребностью, которая есть.

0

0