http://Top.Mail.Ru
Обдорский острог. Какую сенсацию подарили раскопки археологам в Салехарде? | Север-Пресс

0

0

«Окно в прошлое» и сенсация. Археологи обнаружили в Обдорском остроге фрагменты старинного укрепления

В Салехарде археологи нашли подлинную стену Обдорского острога

Читать «Север-Пресс» в

Археологические раскопки, проходившие в Салехарде, принесли ученым несколько сенсационных находок. В руки исследователей попали доказательства, что именно в этом районе окружного центра находился Обдорский острог. Почему такое открытие не случилось раньше — в 2004 и 2005 годах? Как предлагают представители науки использовать находку и зачем хотят вернуться в Мангазею? Об этом в пресс-центре «Север-Пресса» рассказал директор АНО «Институт археологии Севера», ведущий научный сотрудник Сургутского государственного университета Олег Кардаш.

Содержание

  • 00:56 Завершить начатое двадцать лет назад
  • 02:05 Почему было важно найти?
  • 04:54 Старинную стену обнаружили случайно
  • 07:20 Про размер старинного острога
  • 09:04 О сохранности и «окно в прошлое»
  • 14:46 Про дом священника и роль неординарных личностей
  • 18:41 О сохранности дома и символичной находке
  • 22:25 Про находки на древней стоянке
  • 25:23 Самые ранние следы и люди
  • 31:27 Что сюда манило людей?
  • 33:22 Про связь с Усть-Полуем и другими археологическими памятниками
  • 36:05 Что в планах по острогу?
  • 38:30 Про древесину, строительство и суда в один конец
  • 41:44 Церковь предлагают воссоздать
  • 46:03 Про консорциум «Православная археология Ямала»

Завершить начатое двадцать лет назад

00:56 Мотивация завершить начатое была, но надо понимать, что это конкурсные работы, они проводятся по договору с УКСом администрации Салехарда по проекту реконструкции музейно-архитектурного комплекса «Обдорский острог». И двадцать лет назад наши работы на этой территории начались в связи со строительством этого комплекса, предваряли его возведение. Сейчас мы также ведем работы на границах музейно-архитектурного комплекса. Большой радостью этого года стало то, что в этом самом месте удалось найти изначальный Обдорский острог. Считаю, что Салехарду очень повезло — как и предполагалось, все оказалось в одном месте.

Почему было важно найти?

Олег Кардаш рассказал о главной находке нынешних раскопок в Салехарде. Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»
Олег Кардаш рассказал о главной находке нынешних раскопок в Салехарде. Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»

02:05 В результате раскопок первого года у меня возникли сомнения по расположению Обдорского острога: мы не обнаружили на этом месте никаких следов русского населенного пункта. Были следы городка Салехард — предков обдорских князей Тайшиных, по наименованию которого и получила свое название столица Ямала. В конце сентября 2024 года это наконец случилось — мы обнаружили остатки оснований тыновой стены русской рубки. Точно такие же стены построены и сейчас, только найденной в культурном слое уже более 200–300 лет.

Перовое ли это укрепление или одно из первых — еще вопрос, интрига, будем разбираться. Но тем не менее мы нашли ту самую русскую крепость, которую по праву можно назвать Обдорским острогом. Это та самая крепость, в которой находился Обско-Енисейский отряд Великой северной экспедиции под руководством лейтенанта Дмитрия Овцына. Он три года не мог пройти из Обской губы в Енисейскую и базировался здесь. То есть крепость связана не только с историей освоения региона; это своего рода точка роста Российского государства, точка Великих российских географических открытий, связанных с Северной Азией и даже Северной Америкой, потому что вторая камчатская экспедиция под руководством Баренца исследовала в том числе и русскую Аляску.

Старинную стену обнаружили случайно

04:54 Стену мы действительно обнаружили абсолютно случайно, и у нас есть объяснение, почему мы не нашли ее в прошлый раз. В 80-е годы прошлого века здание речпорта достраивалось и расширялось. Вы, наверное, знаете, что в свое время его возвели на месте бывшей церкви Святого Василия, и когда фундамент пришел в негодность, его ремонтировали, практически полностью перебрав здание и поставив сваи на мощных опорах. Наши раскопки культурного слоя в 2004 году шли между довольно большими траншеями фундамента, и очень четко в этих осях находились стены, которые выкинули еще в 80-е годы при ремонте речного порта. Почему так произошло? Потому что все строилось в единых архитектурных осях. И так совпало, что одна из осей стены была полностью уничтожена и не попала к нам в раскоп. В соответствии с новым техническим заданием в этом году мы расширили площадь раскопок и, к своему удивлению, нашли свидетельство того, что это укрепление сделано русскими первопроходцами.

Про размер старинного острога

07:20 Размер мыса не очень большой, и крепость большая там не могла стоять. Чтобы ответить на вопрос о ее размерах, нужно вспомнить, что мы знаем по документальным источникам, что представляло собой строительство укреплений, например, в 18 веке. К примеру, хорошо известный Пустозерский острог имел размеры 20 на 20 сажен, то есть примерно 45 на 45 метров, плюс ров, вал, рогатки и все прочее. Обдорский острог, который построили по указу императрицы Анны Иоанновны в 1731 году, имел размеры 15 на 20 сажен, то есть 30 с небольшим на 40 с небольшим метров. Нашли мы этот острог или здесь еще были другой острожек или укрепления? Прямо сейчас ответить на этот вопрос не можем. И не берусь сейчас без дендрохронологических исследований точно датировать найденные остатки, не будем забегать вперед. В любом случае это небольшая крепость максимум 45 на 45 метров.

О сохранности и «окно в прошлое»

Основание старинной стены сделано из местной лиственницы. Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»
Основание старинной стены сделано из местной лиственницы. Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»

09:04 У нас есть найденное основание стены, сделанное из местной лиственницы, вполне себе приемлемой сохранности. У нас сразу же возникло предложение, что в рамках музейного комплекса хорошо было бы сделать «окно в прошлое». В столице нашей родины музеефицировано, если не ошибаюсь, около 36 археологических объектов, созданы разнообразные «окна в прошлое», подземные музеи и так далее. Это хорошая практика, она находит отклик у жителей. К примеру, стена Белого города в Москве музеефицирована в нескольких местах. Есть чудесный маленький музей стены Белого города в «Зарядье». Есть отдельно раскопанная стена, сделан амфитеатр, который стал излюбленным местом отдыха горожан и гостей столицы.

Поэтому сохранение фрагмента стены — важная задача, и она вполне соответствует тому месту, которое острог занимает в городской среде современного Салехарда. Здесь уже есть архитектурно-музейный комплекс, который был построен совершенно на удачу, отвлеченно. И здесь спустя 20 лет нашлось археологическое подтверждение, что тут и был острог. Среднегодовые температуры Салехарда позволяют спокойно сохранить древесину, кроме того, сейчас существует масса вариантов обработки антисептиками, пропаривания в полиэтиленгликоле. Корабли целые достают, скандинавские драккары пропитывают и, соответственно, они сохраняются. Это не самая большая проблема.

Самое главное — принять административное решение, что мы это сохраняем, мы это позиционируем, это для нас важно. Сейчас все события, которые я смотрел во многих документах, связанные с Обдорском, с пунктом ясачного сбора, со взаимоотношениями с коренными народами, обрели рельеф, фон и могут получить визуализацию и стать достоянием всех жителей. Это и виртуальные выставки, и реальные выставки, историческая живопись, графика, это дополненная реальность в мобильном телефоне, в 3D-очках, как угодно.

Если говорить о дендрохронологических исследованиях, то мы уже 20 лет работаем с Сибирским федеральным университетом в Красноярске. Там есть наш старый друг — доктор наук Владимир Мыглан. У него очень большая лаборатория, самое главное — большое хранилище. Вся древесина, полученная в результате раскопок прошлых лет, и новая будут храниться вечно в Сибирском федеральном университете в Красноярске.

Про дом священника и роль неординарных личностей

14:46 Это событие нынешнего полевого сезона. Иван Шемановский и Василий Герасимов — неординарные личности, сейчас объясню, почему. Если говорить об археологических исследованиях на Севере, то, как известно, первый исследователь — Мессершмидт, участник Великой Северной экспедиции, занимался археологическими исследованиями в XVIII веке. В том числе он держал свой путь по Оби, проходил через Мангазею в Красноярск, но из его наследия ничего не осталось. Это был приглашенный иностранный специалист. Точно так же и с другими исследователями Севера. В основном это иностранные специалисты из Венгрии, Швеции; коллекции хранятся в Будапеште, Стокгольме. А собственно наши российские археологические исследования, в частности на севере Западной Сибири, были начаты представителями Русской Православной Церкви, священниками. Первый открытый лист Императорской археологической комиссии получил священник Герасимов. Кстати, он потом служил на Сосье, в Щекуринской церкви, и был местным по происхождению, то есть имел остяков в своем роду. Он же, если не ошибаюсь, написал первую книжку про Обдорск. Иван Шемановский, отец Иринарх, в какой-то степени продолжил это дело. Шемановский написал много трудов, основал первый музей. То есть, по сути, они были основоположниками российской археологии Севера, мы их воспринимаем как своих коллег. Они выполняли благородную миссию — просвещение, которое невозможно без изучения народов, истории. Это было подвижничество, этого с них не требовалось, но они воспринимали свою миссию намного шире.

О сохранности дома и символичной находке

18:41 Дом невозможно сохранить. Можно сохранить только детали, отдельные артефакты. Мне кажется, что и музейно-архитектурный комплекс «Обдорский острог» и музейно-выставочный комплекс имени Шемановского украсят постоянные экспозиции, где будут эти подлинные вещи. Все это может быть дополнено исторической живописью, графикой, можно сделать специальную экскурсию, раздел туристического продукта, связанный с деятельностью Шемановского.

Мы обнаружили много бытовых вещей, но наиболее запомнилась красная рубиновая лампада. Точно такого же цвета лампады я увидел в новом храме, во время освящения обратил на это внимание. Вот такая интересная преемственность, какая-то метафизическая связь в находке этой лампады прослеживается: отец Иринарх мог к ней прикасаться, зажигать перед иконой. Мне кажется, это интересно, это вызывает какие-то ощущения связи с прошлым.

Про находки на древней стоянке

Ученые обнаружили в культурных слоях массу артефактов. Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»
Ученые обнаружили в культурных слоях массу артефактов. Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»

22:25 Слои чрезвычайно насыщены артефактами. Местами под слоем асфальта идет просто слой битой керамической посуды эпохи Великого Переселения или Усть-Полуйской эпохи, скифо-сарматского периода. Это время с первых веков до нашей эры и первые века нашей эры. Грубо говоря, с 6–7 веков до нашей эры до 6–7 веков нашей эры это место было заселено, причем довольно плотно.

Под слоями скифо-сарматского периода и эпохи Великого переселения народов находятся слои стоянки «Салехард –1», которую выявил Валерий Николаевич Чернецов в 1946 году, ожидавший здесь дорогу в Мангазею. Но это была не стоянка, на этом холме существовало поселение возрастом около 5000 лет от наших дней. Мы обнаружили остатки жилищ, причем сгоревших, есть остатки неолитических захоронений. Ранее здесь также были обнаружены погребения. Мы говорим о том, что в течение 200 лет примерно в эпоху раннего металла 4800–5000 лет назад здесь функционировало поселение, функционировал могильник. На это место, где сейчас стоит чудесный город Салехард, пять тысяч лет назад пришло население с южных или восточных, или западных территорий и основало здесь населенный пункт. С тех пор началась история постоянного населения Севера, с тех пор пребывание людей на этой территории стало непрерывным.

Самые ранние следы и люди

25:23 У нас самые ранние данные о слоях эпохи Плейстоцена, когда сюда могли проникать люди, относятся к возрасту 46 тысяч лет. Это, кстати, не так давно открыли наши коллеги — новосибирские географы. Мы их убедительно попросили приехать и поискать на Севере самые ранние палеолитические поселения. Они приехали и недалеко от Салехарда нашли ранние плейстоценовые отложения возрастом 45–46 тысяч лет. Это случилось в 2019 году. То есть пять лет назад мы узнали, что на территории Северной Азии оледенение начало протайку намного раньше, нежели в Северной Европе. В то время, когда весь Скандинавский полуостров и Британские острова, Гренландия были покрыты толстым слоем льда, сюда устремились большие стада северного оленя, мамонта, за которыми мог проникнуть и древнейший человек. У нас самая ранняя находка — усть-ишимский человек (45 тысяч лет назад), это на тысячу километров южнее, но и здесь были обнаружены слои того же времени. Это говорит о том, что территория Ямала начала освобождаться ото льда намного раньше, чем нам представлялось.

Да, потом снова было похолодание, и через 15—20 тысяч лет опять наступило оледенение, но уже не такое интенсивное. В любом случае, в последующей эпохе, в раннем Голоцене, то есть 10 тысяч лет назад, территория Ямала освободилась от льда намного раньше. И если на Ямале есть поселение охотников эпохи Мезолита, периода, когда люди изобрели вкладышевые орудия и смогли расселяться по широкой территории, то в Скандинавии такого нет, там был тогда лед.

У нас существует Западно-Сибирский феномен, который мы называем югорским археологическим феноменом. Это массовое расселение людей на территории севера Западной Сибири. На территории современной Югры, а это северная тайга, на учете стоит 7300 объектов археологии. В большей части они выявлены в последние 30 лет. Для примера, на аналогичной территории по западным склонам Урала, это республика Коми, а также Пермский край, за 300 лет археологических исследований обнаружено 2700 объектов. На территории Ямало-Ненецкого автономного округа на сегодняшний день на государственном учете стоит около 600 объектов археологического наследия. Большинство из них расположено в бассейне реки Обь и притоков Пура. На Ямале были обнаружены ранние поселения каменного века возрастом свыше 8–9 тысяч лет, про такое неизвестно на территории Норвегии, северной Швеции.

Что сюда манило людей?

31:27 Первое и самое главное — вкусный северный олень, потому что на мамонтов никто не охотился. И сейчас в Африке на слонов если и охотятся, то очень специфическим способом, используя маленькие луки, тайно подкрадываются, чтобы животное не заметило.

Олень — это массовое животное, тогда здесь были многотысячные дикие стада, не нужно было их пасти, просто приходи, бери и кушай. А что такое голод? Для человека прошлого — это очень сильный мотиватор, особенно на южных территориях, где все живое съедается достаточно быстро. И поэтому люди предпочли жить в более суровых условиях, но быть сытыми.

Про связь с Усть-Полуем и другими археологическими памятниками

33:22 Взаимосвязь может быть только хронологическая. Потом не надо забывать, что не все поселения существовали одновременно. Вот здесь на мысу так случилось, что в одно месте расположены слои поселений, начиная от пятитысячелетней давности и вплоть до села Обдорского. Большинство же археологических объектов расположено дисперсионно по территории. Люди не задумывались, жить вот здесь или здесь. Что-то не понравилось — пойдем в другое место. Плотность населения не была столь высокой, а плотность пищевых ресурсов достаточно большая, никто не задумывался, что нужно держаться за одну местность. Привязки древнего коренного населения к земле не существовало. Вполне свободно перемещались по территории: там, где комфортно, там, где много еды, где мы чувствуем себя защищенными, там и будем жить.

Усть-Полуйские материалы, кстати, есть и на Обдорском холме. А синхронны они городищу Усть-Полуй, или они его предваряют, или население с Усть-Полуя туда переселилось — это задача научного исследования, которую мы рано или поздно решим, самое главное эти источники информации извлечь и сохранить.

Что в планах по острогу?

Ученые планируют продолжить раскопки и в следующем году. Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»
Ученые планируют продолжить раскопки и в следующем году. Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»

36:05 Мы подаем заявку на конкурс Фонда президентских грантов с проектом «Обдорский острог», надеемся получить поддержку. Планируем делать онлайн-трансляции, попытаемся воссоздать в 3D-модели, сделать выставки по результатам наших раскопок. Надеемся, что раскопки продолжатся в следующем году и порадуют нас и жителей города новыми интересными находками.

Про древесину, строительство и суда в один конец

38:30 Обдорский острог строили из местной древесины, а дом священника Васильевской церкви — явно из южной. Вы, наверное, заметили, что в усадьбе Ламбиных есть необычный амбар, построенный из судовых деталей, из барки. И все строения севера, начиная с конца XVI и в XVII веках, строились из судовой древесины. Существовала целая индустрия производства судов. Допустим Мангазею возводили из деталей кочей. Туда приходил караван судов с продуктами, разнообразными средствами лова, со всем чем угодно. К примеру, было десять кочей, а обратно уходил только один, потому что мягкую рухлядь вывести можно и на одном.

Васильевская церковь по указу императрицы Елизаветы Петровны была построена в 1745 году. Для чего было велено барку тюменской выделки привести в Обдорск, изломать и на гору вытащить безоговорочно, из нее построить. Детали этой барки мы тоже находим в раскопках. Барка — это, по сути, аппарель, в которую загружались товары для доставки. Это судно с билетом в один конец, она сюда приходила, ее разбирали и строили хозяйственные помещения, и для жилья, в том числе, использовали. Есть несколько эскизов барки, сделанных европейскими художниками 18–19 веков, но точных данных о размерах, конструкции этого судна мы не знаем. Это не решенная проблема в науке.

Церковь предлагают воссоздать

41:44 В связи с тем, что у нас теперь намного больше информации о Васильевской церкви, есть предложение воссоздать ее образ от 18 века до последнего момента. Мы живем в эпоху цифровых технологий и речь идет о 3D-моделировании. Можно сделать и макет, это тоже красиво, тоже интересно, поставить его в любом музее.

Если говорить об истории церкви, то она появилась после крещения Василия Тайшина в Тобольске. По его прошению императрица издала указ построить именно Васильевскую церковь, что связано с Василием Мангазейским и Василием Тайшиным тоже. Вот так все и началось 300 лет назад, но не исключено, что и раньше. По крайней мере, на карте Ремизова, опубликованной в 1701 году, существует загадочное изображение храма в Обдорском городке. Никто до сих пор не знает был этот храм или нет, кто и зачем его нарисовал, нет ни одного документального источника — только изображение. Но точно известно, что Ремизов рисовал свои карты в Тобольске по эскизам, которые ему отправляли с мест. Возможно, ему прислали отсюда какой-то рисунок и больше информации не было. Это еще одна загадка, еще одна интрига Обдорского холма. Наши раскопки могут помочь ответить на этот вопрос, особенно если провести специальное исследование, связанное именно с храмовым строительством. Может быть, что-то найдется в архивах Русской Православной Церкви.

Про консорциум «Православная археология Ямала»

46:03 Консорциум мы создали с Салехардской Епархией. Участники со стороны Ямала — Салехардская Епархия, Российский центр освоения Арктики, со стороны Югры — Сургутский государственный университет и объединение «Северная археология — 1».

Наша идея в следующем. Мы в течение долгих лет под руководством Георгия Петровича Визгалова занимались изучением Мангазеи. В последние годы мы изучаем русский город Березов. Кстати, Обдорск относился к Березовскому уезду. У нас был поддержан проект исторической урбанистики русских городов севера. Тема достаточно актуальная в связи с нынешним развитием строительства северных городов. У нас сформировался научно-исследовательский коллектив, появился очень хороший опыт, получивший высокую оценку экспертов. И мы решили этот опыт перенести на Мангазею. Мы изучали ее 13 или 14 лет подряд, это вылилось в несколько монографий, но этим все и закончилось. Мангазея стоит, не шелохнется.

На основании наших исследований администрацией Ханты-Мансийского автономного округа, губернатором принято решение о развитии музейного строительстве и использовании Березова в туристической инфраструктуре. В этом году на раскопках побывали все участники круиза Омск — Салехард, посмотрели отреставрированный, преображенный Березово, были поражены чистотой поселка городского типа и полноценной культурной инфраструктурой. Там прекрасный музей построен, там люди увидел остатки археологических сооружений, там осталась архитектура XIX века. В этой связи, так скажем, Салехард тоже имеет туристический трафик, перспективы хорошие. И Василий Мангазейский — это единственный местночтимый святой, а ресурс Мангазеи, он как был, так и остается. То, что мы там исследовали, это небольшая часть. А самое главное, что часть, связанную с православными храмами, с Василием Мангазейским, с часовней мы не изучали. Поэтому новый проект, который мы сейчас будем подавать в Российский научный фонд будет связан с влиянием христианства и православия на формирование городской среды. Салехард в этом отношении тоже яркий пример. У нас есть интрига с церковью XVII века, у нас есть Васильевская миссионерская церковь, у нас есть первая на севере каменная церковь — Петропавловская, и у нас есть новый шикарный храмовый комплекс.

Ранее историки рассказали, какие печатные издания были первыми на Ямале.

Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».

0

0