0
0
Пленэр на «Земле Надежды». Ямальская природа сподвигла московских художников на эксперименты с акварелью
Итоги творческой экспедиции в ЯНАО представят на выставках в Салехарде и Москве
Художники из Москвы в декабре планируют показать картины об уникальности и красоте Ямала. Итогом двухнедельной творческой экспедиции «АРКТИКА. Пленэр — 2024 на Земле Надежды» станет специальная выставка, которая побывает в Салехарде и Москве. Чем удивили творцов «Земля Надежды» и озеро Большое Щучье, с какими экспериментами помогла природа, что хотят включить художники в свою выставку?
Содержание
- 00:14 Про идею пленэра и впечатления.
- 02:26 Масло, акварель и секреты Тернера.
- 03:40 Время разрисовывать камни.
- 05:37 Про выставки в Салехарде и Москве.
- 09:14 Хочется камушки растереть.
- 11:19 Какую палитру предложили для Ямала?
- 12:11 Смешивать приходилось постоянно.
- 13:51 Про интерьер и дом без стен.
- 15:52 Позировали ли овцебыки и чем запомнились олени?
- 17:04 Про условия жизни и температуру.
- 17:54 Важно составить образ.
Про идею пленэра и впечатления
Айгерим Сыздыкова, художница, участница пленэра (Москва):
00:14 Съездили отлично. «Земля Надежды» нас очень впечатлила самобытностью, архитектурой. Мне лично и Михаилу [Смирнову] архитектура чем-то напомнила работы известного московского архитектора тридцатых-сороковых годов Мельникова. Сделано просто, лаконично и сочетается с народной культурой ненцев.
Юлия Эрдни-Араева, организатор экспедиции, участница пленэра (Москва):
История этого путешествия задумывалась с прошлого года. Ранее мне довелось побывать в вашем регионе. Я поделилась своими впечатлениями с коллегами, друзьями. Они тоже вдохновились, выразили желание поехать и познакомиться с этой местностью, с этой локацией.
Ирина Привознова, художница, участница пленэра (Москва):
Для меня самым большим открытием были люди: открытые, душевные и очень красивые. Когда внешняя красота, сливается с внутренней природой, с окружающим миром, получается потрясающая гармония, все время хочется рисовать и хотя бы немножко приблизиться к этой истине. Везде нас встречали прекрасные люди, начиная от Салехарда и заканчивая «Землей Надежды», для меня как для художника это были потрясающие лица, потрясающая гармония. Эмоций много!
Ольга Ефремова, художница, участница пленэра (Москва):
Мы провели мастер-класс с детишками, а утром они со своими палитрами со всех концов деревни прибежали и сели рядом, начали рисовать. Конечно, сердце художника тает, когда ты видишь такую отдачу. Детишки такие милые в национальных своих одеждах, румяные щечки, как у пупсиков, — это, конечно, очень трогательно.
Масло, акварель и секреты Тернера
Ирина Привознова, художница, участница пленэра (Москва):
02:26 Я думаю, каждый из ребят взял в экспедицию то, что ему на данный момент было комфортно. Я взяла акварель, масляную пастель, карандаши, а дома буду работать с маслом. Все по-разному, просто брали материалы, из которых, как нам кажется, максимально можем получить отдачу на пленэре, чтобы по собранному материалу дома работать.
Михаил Смирнов, художник, участник пленэра (Москва):
Очень интересное открытие было на Щучьем. Там условия оказались абсолютно неудобными для работы: постоянная изморось, вернее, мелкий бриз. Капельки постоянно мочили бумагу, и если работаешь акварелью, то краска просто стекает. На самом деле вышли очень интересные работы, похожие на Тернера, на английскую школу. Мне кажется, это здорово — не будь этого природного явления, таких спецэффектов бы не получилось. Сам ты не придумаешь, а чтобы постоянно мочить бумагу, нужно, чтобы кто-то ходил с пульверизатором и брызгал.
Время разрисовывать камни
Наталия Нестерова, журналистка, участница пленэра (Москва):
03:40 Меня увлекла тема росписи на камнях, и я расписала три камешка. Хотела их спрятать от широкой общественности, но широкая общественность их достала. Я расписала эти камни на Щучьем, Анна Павловна Неркаги их нашла, увезла куда-то на «Землю Надежды» и где-то спрятала, поскольку они были нарисованы краской, которая может смыться. Дальнейшую их судьбу не знаю, получается, что отправила трех своих «лошадок» в счастливое путешествие в «Землю Надежды».
Айгерим Сыздыкова, художница, участница пленэра (Москва):
Нам показалось, что камень — благодатный материал для живописи. Зоя Павловна Неркаги показала нам работы, созданные три-четыре года назад, есть сохранность красок, яркость. Считаю, что этот материал достоин того, чтобы его использовать для каких-то серьезных работ, и фактура очень помогает. Зоя Павловна поделилась своими техническими секретами: часть камней она специально предварительно шлифует. Воспитанники также помогают, находят более плоские камни, которые уже практически готовы, их нужно просто чуть-чуть дошлифовать. Зоя Павловна — очень самобытный художник. Я лично для себя что-то новое открыла и думаю, что это можно включить и в мое творчество.
Юлия Эрдни-Араева, организатор экспедиции, участница пленэра (Москва):
Замечательные произведения, и мы хотели бы в дальнейшем включить их в свою выставку. Надеюсь, нам это удастся.
Про выставку в Салехарде и Москве
Юлия Эрдни-Араева, организатор экспедиции, участница пленэра (Москва):
05:37 Проект стартует с Салехарда. Надеюсь, что во второй половине декабря мы сможем показать работы, которые мы сделали здесь, и трансформацию некоторых творческих процессов, сначала в Салехарде, а потом и в Москве. Времени мало, но, думаю, представим какие-то экспедиционные вещи, и отдельно написанные холсты по впечатлениям, которые будут, наверное, еще дополняться и дополняться. Надеюсь, что Салехард — это не конечная точка проекта, возможно, продолжим путешествие этой выставки по округу, чтобы ее увидело максимальное количество людей.
Андрей Ильин, организатор экспедиции, директор АНО «Земля Надежды» (Салехард):
Хочу поблагодарить всю группу за мужество. Результат, который мы получили, он гораздо выше всех ожиданий. Когда мы задумывали этот проект, вынашивали, я не знал вообще ничего об участниках, и никто из участников не знал, кто такая Анна Павловна Неркаги — какой это человек, какая это глыба и мощь. От столкновения творческих людей я ждал какого-то яркого события, и оно состоялось. Гостиница, где мы проживали, была настоящей избой-читальней. Мы все познакомились с творчеством Анны Павловны и для себя открыли человека, который всегда ввиду своей невероятной скромности находился в тени, о работах которого знали лишь немногие, кто бывал на «Земле Надежды», это Зоя Павловна — родная сестра Анны Павловны. Я в живописи — человек мало что понимающий, в основном на ощущениях: нравится или не нравится. Творческие люди, настоящие художники подтвердили, что она не только одаренный педагог, но и творец. Считаю, что творчество Зои Павловны должно стать массовым, ее работы поучаствуют в выставке, которая пройдет в Салехарде и Москве. Я очень благодарен, что в нашей группе есть литератор Наталия Нестерова. Она очень сильно помогла в создании концепции будущей выставки.
Хочется камушки растереть
Ирина Привознова, художница, участница пленэра (Москва):
09:14 Обратили внимание на красивые цветные камни, все время на них смотрели, думали о том, как бы и чем их растереть , пигменты и писать. Цвет потрясающий, в основном такие встречались на Щучьем. Мы, честно говоря, утащили несколько камушков
Юлия Эрдни-Араева, организатор экспедиции, участница пленэра (Москва):
В этих камнях есть практически все оттенки: охра, зеленый цвет, фиолетовый, какой-то терракотовый.
Михаил Смирнов, художник, участник пленэра (Москва):
Любой камень, если он достаточно мягкий, это в основном какие-то суглинки, они бывают достаточно плотные, можно растереть. Так получилось, что многие художники, которые собрались в экспедиции, закончили мастерскую Павла Федоровича Никонова, а он — продолжатель традиций мастерской Николая Ивановича Андронова. Это такой достаточно известный советский монументалист. Он работал в селе Ферапонтово, где есть роспись Дионисия XVII века. По легенде известно, что Дионисий брал камни на озере рядом с монастырем и растирал их. Андронов точно так же делал. Поэтому у многих традиция растирать камушки есть еще с института.
Айгерим Сыздыкова, художница, участница пленэра (Москва):
Вообще у художников есть традиция изучать камни, потому что они, как правило, отражают рельеф местности и все цвета, которые мы можем увидеть в нем. Изучая камни, понимаешь, что нужно выйти из своей привычной палитры, по-другому писать какие-то работы. Это, конечно, расширяет цветовой кругозор.
Какую палитру предложили для Ямала
Михаил Смирнов, художник, участник пленэра (Москва):
11:19 Мне в последнее время очень близок фиолетовый цвет, и я порадовался, что здесь его много. Почему-то фиолетовый отчасти воспринимался депрессивным, но для меня он очень загадочный, таинственный. Еще очень много оранжевого. Мне кажется, если придумать флаг Ямала, то это морошка и голубика, то есть сине-фиолетовое с оранжевым.
Айгерим Сыздыкова, художница, участница пленэра (Москва):
У меня в приоритете туф фиолетовый. Это бордово-фиолетовый пигмент, и еще есть пигмент «вивианит» — он серо-сине-фиолетоватый. Это два цвета, которые я заметила для себя на Ямале.
Смешивать приходилось постоянно
Айгерим Сыздыкова, художница, участница пленэра (Москва):
12:11 У вас здесь в хорошем смысле сильно сложные оттенки. Я даже и шесть оттенков смешивала. У меня были такие многослойные акварели, которых я никогда не делала — в шесть-семь слоев. Выходила по нескольку раз и писала один и тот же вид, но думаю, у многих такое было, нужно было многослойную работу вести.
Я лично для себя открыла секрет акварели английского живописца Уильяма Тернера, спасибо за это Ямалу. Потому что через дождь, через влажный климат возле Щучьего, где мы в течение двух с половиной дней писали акварели, понимаешь, почему возникли те или другие эффекты у этого живописца. Постоянное орошение листа создает эффекты, которых раньше в своей акварельной живописи не замечала. Ямал для меня лично открыл акварель по-новому.
Про интерьер и дом без стен
Михаил Смирнов, художник, участник пленэра (Москва):
13:51 Как говорили коллеги, у нас не просто пленэр, а подготовка проекта, который мы могли бы показать в Москве. И, конечно, мы искали здесь не только какие-то колористические решения, натурный материал, но и какие-то идеи. Лично для меня, как для художника, очень интересной идеей показалось то, что тундра для местного жителя — интерьер. Я вижу оленевода, для которого тундра это место, где он ест, это место, где он спит. Ты идешь по тундре и вдруг видишь какой-то предмет, он кому-то принадлежит, и все там живущие, знают об этом, никто не трогает. Это очень непривычно для города.
Интересно наблюдать, как люди сушат одежду: какие-то кусты, на них висят женские платья или, например, в тундре ветки лежат, какие-то игрушки, какие-то вещи, которые постоянно в процессе жизненном используются. Все это мы пытались взять для проекта, чтобы это была не просто выставка этюдов, а какая-то более глубокая идея, показывающая, что здесь для человека нет стен, тундра — и есть для него дом.
Позировали ли овцебыки и чем запомнились олени?
Юлия Эрдни-Араева, организатор экспедиции, участница пленэра (Москва):
15:52 К сожалению, овцебыки были от нас на достаточном расстоянии. Какая-то часть их все-таки приблизилась к заграждению, сделали, конечно, пару набросков, но это были две совсем маленькие котечки.
Но хочу отдельно отметить оленей. Если прошлые разы наблюдала их немножечко в отдалении, сейчас у нас была возможность увидеть стадо практически целиком — всю эту массу, эту тучу, движущийся единый организм, его взаимодействие с человеком. Ощущение, что что-то инопланетное приближается, существует рядом. И в то же время — это отдельная структура. Мягкие рожки, умные глаза, которые постоянно сдерживают тебя, твою реакцию: что ты делаешь, насколько ты приближаешься к ним, насколько удаляешься, как ты фотографируешь их — даже этот момент, они тоже наблюдают.
Про условия жизни и температуру
Андрей Ильин, организатор экспедиции, директор АНО «Земля Надежды» (Салехард):
17:04 Я восхищаюсь мужеством людей, которые поехали и терпели разные лишения.
Ирина Привознова, художница, участница пленэра (Москва):
Честно говоря, ожидали гораздо худшего, предполагали, что будет жизнь в палатке, на земле, на камнях. Жили же мы в прекрасных условиях, спали в кроватках и даже помыться иногда можно было. Я считаю, что у нас были просто пятизвездочные условия.
Холодно было на озере. Там очень сильные перепады температуры. Днем тебе жарко, потому что +25 градусов, и ты раздеваешься, потом через два часа стало холодно, ты одеваешься, а ночью у тебя замерз нос — к этому надо попривыкнуть. А про мошку не напоминайте, я про нее забыла уже.
Важно составить образ
Михаил Смирнов, художник, участник пленэра (Москва):
17:54 Я вообще люблю делать наброски, но этюды мы тоже делали, но многое в голове остается. Главное — составить образ, чтобы у тебя внутри было определенное состояние. Это некое обобщение, если будет только натурализм, то как раз образа и не получится. Чем, например, ценится русская икона? Там нет деталей, но образ есть, и он остается как некий знак, который запоминается.
Ранее «Север-Пресс» сообщал, что ямальский мастер предложил проводить кочевой фестиваль ремесленников.
Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».
0
0
Теги: