http://Top.Mail.Ru
Пленэр на «Земле Надежды». Московские художники представят итоги творческой экспедиции на выставке в Салехарде | Север-Пресс

0

0

Пленэр на «Земле Надежды». Ямальская природа сподвигла московских художников на эксперименты с акварелью

Итоги творческой экспедиции в ЯНАО представят на выставках в Салехарде и Москве

Читать «Север-Пресс» в

Художники из Москвы в декабре планируют показать картины об уникальности и красоте Ямала. Итогом двухнедельной творческой экспедиции «АРКТИКА. Пленэр — 2024 на Земле Надежды» станет специальная выставка, которая побывает в Салехарде и Москве. Чем удивили творцов «Земля Надежды» и озеро Большое Щучье, с какими экспериментами помогла природа, что хотят включить художники в свою выставку?

Содержание

  • 00:14 Про идею пленэра и впечатления.
  • 02:26 Масло, акварель и секреты Тернера.
  • 03:40 Время разрисовывать камни.
  • 05:37 Про выставки в Салехарде и Москве.
  • 09:14 Хочется камушки растереть.
  • 11:19 Какую палитру предложили для Ямала?
  • 12:11 Смешивать приходилось постоянно.
  • 13:51 Про интерьер и дом без стен.
  • 15:52 Позировали ли овцебыки и чем запомнились олени?
  • 17:04 Про условия жизни и температуру.
  • 17:54 Важно составить образ.

Про идею пленэра и впечатления

Айгерим Сыздыкова, художница, участница пленэра (Москва):

00:14 Съездили отлично. «Земля Надежды» нас очень впечатлила самобытностью, архитектурой. Мне лично и Михаилу [Смирнову] архитектура чем-то напомнила работы известного московского архитектора тридцатых-сороковых годов Мельникова. Сделано просто, лаконично и сочетается с народной культурой ненцев.

Юлия Эрдни-Араева, организатор экспедиции, участница пленэра (Москва):

История этого путешествия задумывалась с прошлого года. Ранее мне довелось побывать в вашем регионе. Я поделилась своими впечатлениями с коллегами, друзьями. Они тоже вдохновились, выразили желание поехать и познакомиться с этой местностью, с этой локацией.

Ирина Привознова, художница, участница пленэра (Москва):

Для меня самым большим открытием были люди: открытые, душевные и очень красивые. Когда внешняя красота, сливается с внутренней природой, с окружающим миром, получается потрясающая гармония, все время хочется рисовать и хотя бы немножко приблизиться к этой истине. Везде нас встречали прекрасные люди, начиная от Салехарда и заканчивая «Землей Надежды», для меня как для художника это были потрясающие лица, потрясающая гармония. Эмоций много!

Ольга Ефремова, художница, участница пленэра (Москва):

Ольга Ефремова рассказала, от какой отдачи таяло сердце художника. Фото: Федор Воронов / «Ямал-Медиа»
Ольга Ефремова рассказала, от какой отдачи таяло сердце художника. Фото: Федор Воронов / «Ямал-Медиа»

Мы провели мастер-класс с детишками, а утром они со своими палитрами со всех концов деревни прибежали и сели рядом, начали рисовать. Конечно, сердце художника тает, когда ты видишь такую отдачу. Детишки такие милые в национальных своих одеждах, румяные щечки, как у пупсиков, — это, конечно, очень трогательно.

Масло, акварель и секреты Тернера

Ирина Привознова, художница, участница пленэра (Москва):

02:26 Я думаю, каждый из ребят взял в экспедицию то, что ему на данный момент было комфортно. Я взяла акварель, масляную пастель, карандаши, а дома буду работать с маслом. Все по-разному, просто брали материалы, из которых, как нам кажется, максимально можем получить отдачу на пленэре, чтобы по собранному материалу дома работать.

Михаил Смирнов раскрыл секрет того, как помогал художникам мелкий бриз. Фото: Федор Воронов / «Ямал-Медиа»
Михаил Смирнов раскрыл секрет того, как помогал художникам мелкий бриз. Фото: Федор Воронов / «Ямал-Медиа»

Михаил Смирнов, художник, участник пленэра (Москва):

Очень интересное открытие было на Щучьем. Там условия оказались абсолютно неудобными для работы: постоянная изморось, вернее, мелкий бриз. Капельки постоянно мочили бумагу, и если работаешь акварелью, то краска просто стекает. На самом деле вышли очень интересные работы, похожие на Тернера, на английскую школу. Мне кажется, это здорово — не будь этого природного явления, таких спецэффектов бы не получилось. Сам ты не придумаешь, а чтобы постоянно мочить бумагу, нужно, чтобы кто-то ходил с пульверизатором и брызгал.

Время разрисовывать камни

Наталия Нестерова рассказала о своем художественном опыте. Фото: Федор Воронов / «Ямал-Медиа»
Наталия Нестерова рассказала о своем художественном опыте. Фото: Федор Воронов / «Ямал-Медиа»

Наталия Нестерова, журналистка, участница пленэра (Москва):

03:40 Меня увлекла тема росписи на камнях, и я расписала три камешка. Хотела их спрятать от широкой общественности, но широкая общественность их достала. Я расписала эти камни на Щучьем, Анна Павловна Неркаги их нашла, увезла куда-то на «Землю Надежды» и где-то спрятала, поскольку они были нарисованы краской, которая может смыться. Дальнейшую их судьбу не знаю, получается, что отправила трех своих «лошадок» в счастливое путешествие в «Землю Надежды».

Айгерим Сыздыкова, художница, участница пленэра (Москва):

Нам показалось, что камень — благодатный материал для живописи. Зоя Павловна Неркаги показала нам работы, созданные три-четыре года назад, есть сохранность красок, яркость. Считаю, что этот материал достоин того, чтобы его использовать для каких-то серьезных работ, и фактура очень помогает. Зоя Павловна поделилась своими техническими секретами: часть камней она специально предварительно шлифует. Воспитанники также помогают, находят более плоские камни, которые уже практически готовы, их нужно просто чуть-чуть дошлифовать. Зоя Павловна — очень самобытный художник. Я лично для себя что-то новое открыла и думаю, что это можно включить и в мое творчество.

Юлия Эрдни-Араева, организатор экспедиции, участница пленэра (Москва):

Замечательные произведения, и мы хотели бы в дальнейшем включить их в свою выставку. Надеюсь, нам это удастся.

Про выставку в Салехарде и Москве

Юлия Эрдни-Араева рассказала о выставке, которую планируют художники по итогам экспедиции. Фото: Федор Воронов / «Ямал-Медиа»
Юлия Эрдни-Араева рассказала о выставке, которую планируют художники по итогам экспедиции. Фото: Федор Воронов / «Ямал-Медиа»

Юлия Эрдни-Араева, организатор экспедиции, участница пленэра (Москва):

05:37 Проект стартует с Салехарда. Надеюсь, что во второй половине декабря мы сможем показать работы, которые мы сделали здесь, и трансформацию некоторых творческих процессов, сначала в Салехарде, а потом и в Москве. Времени мало, но, думаю, представим какие-то экспедиционные вещи, и отдельно написанные холсты по впечатлениям, которые будут, наверное, еще дополняться и дополняться. Надеюсь, что Салехард — это не конечная точка проекта, возможно, продолжим путешествие этой выставки по округу, чтобы ее увидело максимальное количество людей.

Андрей Ильин, организатор экспедиции, директор АНО «Земля Надежды» (Салехард):

Хочу поблагодарить всю группу за мужество. Результат, который мы получили, он гораздо выше всех ожиданий. Когда мы задумывали этот проект, вынашивали, я не знал вообще ничего об участниках, и никто из участников не знал, кто такая Анна Павловна Неркаги — какой это человек, какая это глыба и мощь. От столкновения творческих людей я ждал какого-то яркого события, и оно состоялось. Гостиница, где мы проживали, была настоящей избой-читальней. Мы все познакомились с творчеством Анны Павловны и для себя открыли человека, который всегда ввиду своей невероятной скромности находился в тени, о работах которого знали лишь немногие, кто бывал на «Земле Надежды», это Зоя Павловна — родная сестра Анны Павловны. Я в живописи — человек мало что понимающий, в основном на ощущениях: нравится или не нравится. Творческие люди, настоящие художники подтвердили, что она не только одаренный педагог, но и творец. Считаю, что творчество Зои Павловны должно стать массовым, ее работы поучаствуют в выставке, которая пройдет в Салехарде и Москве. Я очень благодарен, что в нашей группе есть литератор Наталия Нестерова. Она очень сильно помогла в создании концепции будущей выставки.

Хочется камушки растереть

Ирина Привознова призналась, что художники увезли с собой несколько ямальских камней. Фото: Федор Воронов / «Ямал-Медиа»
Ирина Привознова призналась, что художники увезли с собой несколько ямальских камней. Фото: Федор Воронов / «Ямал-Медиа»

Ирина Привознова, художница, участница пленэра (Москва):

09:14 Обратили внимание на красивые цветные камни, все время на них смотрели, думали о том, как бы и чем их растереть , пигменты и писать. Цвет потрясающий, в основном такие встречались на Щучьем. Мы, честно говоря, утащили несколько камушков

Юлия Эрдни-Араева, организатор экспедиции, участница пленэра (Москва):

В этих камнях есть практически все оттенки: охра, зеленый цвет, фиолетовый, какой-то терракотовый.

Михаил Смирнов, художник, участник пленэра (Москва):

Любой камень, если он достаточно мягкий, это в основном какие-то суглинки, они бывают достаточно плотные, можно растереть. Так получилось, что многие художники, которые собрались в экспедиции, закончили мастерскую Павла Федоровича Никонова, а он — продолжатель традиций мастерской Николая Ивановича Андронова. Это такой достаточно известный советский монументалист. Он работал в селе Ферапонтово, где есть роспись Дионисия XVII века. По легенде известно, что Дионисий брал камни на озере рядом с монастырем и растирал их. Андронов точно так же делал. Поэтому у многих традиция растирать камушки есть еще с института.

Айгерим Сыздыкова, художница, участница пленэра (Москва):

Вообще у художников есть традиция изучать камни, потому что они, как правило, отражают рельеф местности и все цвета, которые мы можем увидеть в нем. Изучая камни, понимаешь, что нужно выйти из своей привычной палитры, по-другому писать какие-то работы. Это, конечно, расширяет цветовой кругозор.

Какую палитру предложили для Ямала

Михаил Смирнов, художник, участник пленэра (Москва):

11:19 Мне в последнее время очень близок фиолетовый цвет, и я порадовался, что здесь его много. Почему-то фиолетовый отчасти воспринимался депрессивным, но для меня он очень загадочный, таинственный. Еще очень много оранжевого. Мне кажется, если придумать флаг Ямала, то это морошка и голубика, то есть сине-фиолетовое с оранжевым.

Айгерим Сыздыкова, художница, участница пленэра (Москва):

У меня в приоритете туф фиолетовый. Это бордово-фиолетовый пигмент, и еще есть пигмент «вивианит» — он серо-сине-фиолетоватый. Это два цвета, которые я заметила для себя на Ямале.

Смешивать приходилось постоянно

Айгерим Сыздыкова рассказала, что Ямал открыл для нее акварель по-новому. Фото: Федор Воронов / «Ямал-Медиа»
Айгерим Сыздыкова рассказала, что Ямал открыл для нее акварель по-новому. Фото: Федор Воронов / «Ямал-Медиа»

Айгерим Сыздыкова, художница, участница пленэра (Москва):

12:11 У вас здесь в хорошем смысле сильно сложные оттенки. Я даже и шесть оттенков смешивала. У меня были такие многослойные акварели, которых я никогда не делала — в шесть-семь слоев. Выходила по нескольку раз и писала один и тот же вид, но думаю, у многих такое было, нужно было многослойную работу вести.

Я лично для себя открыла секрет акварели английского живописца Уильяма Тернера, спасибо за это Ямалу. Потому что через дождь, через влажный климат возле Щучьего, где мы в течение двух с половиной дней писали акварели, понимаешь, почему возникли те или другие эффекты у этого живописца. Постоянное орошение листа создает эффекты, которых раньше в своей акварельной живописи не замечала. Ямал для меня лично открыл акварель по-новому.

Про интерьер и дом без стен

Из экспедиции художники увезли не только наброски, впечатления, но и глубокую идею. Фото: Федор Воронов / «Ямал-Медиа»
Из экспедиции художники увезли не только наброски, впечатления, но и глубокую идею. Фото: Федор Воронов / «Ямал-Медиа»

Михаил Смирнов, художник, участник пленэра (Москва):

13:51 Как говорили коллеги, у нас не просто пленэр, а подготовка проекта, который мы могли бы показать в Москве. И, конечно, мы искали здесь не только какие-то колористические решения, натурный материал, но и какие-то идеи. Лично для меня, как для художника, очень интересной идеей показалось то, что тундра для местного жителя — интерьер. Я вижу оленевода, для которого тундра это место, где он ест, это место, где он спит. Ты идешь по тундре и вдруг видишь какой-то предмет, он кому-то принадлежит, и все там живущие, знают об этом, никто не трогает. Это очень непривычно для города.

Интересно наблюдать, как люди сушат одежду: какие-то кусты, на них висят женские платья или, например, в тундре ветки лежат, какие-то игрушки, какие-то вещи, которые постоянно в процессе жизненном используются. Все это мы пытались взять для проекта, чтобы это была не просто выставка этюдов, а какая-то более глубокая идея, показывающая, что здесь для человека нет стен, тундра — и есть для него дом.

Позировали ли овцебыки и чем запомнились олени?

Юлия Эрдни-Араева, организатор экспедиции, участница пленэра (Москва):

15:52 К сожалению, овцебыки были от нас на достаточном расстоянии. Какая-то часть их все-таки приблизилась к заграждению, сделали, конечно, пару набросков, но это были две совсем маленькие котечки.

Но хочу отдельно отметить оленей. Если прошлые разы наблюдала их немножечко в отдалении, сейчас у нас была возможность увидеть стадо практически целиком — всю эту массу, эту тучу, движущийся единый организм, его взаимодействие с человеком. Ощущение, что что-то инопланетное приближается, существует рядом. И в то же время — это отдельная структура. Мягкие рожки, умные глаза, которые постоянно сдерживают тебя, твою реакцию: что ты делаешь, насколько ты приближаешься к ним, насколько удаляешься, как ты фотографируешь их — даже этот момент, они тоже наблюдают.

Про условия жизни и температуру

Андрей Ильин, организатор экспедиции, директор АНО «Земля Надежды» (Салехард):

17:04 Я восхищаюсь мужеством людей, которые поехали и терпели разные лишения.

Ирина Привознова, художница, участница пленэра (Москва):

Честно говоря, ожидали гораздо худшего, предполагали, что будет жизнь в палатке, на земле, на камнях. Жили же мы в прекрасных условиях, спали в кроватках и даже помыться иногда можно было. Я считаю, что у нас были просто пятизвездочные условия.

Холодно было на озере. Там очень сильные перепады температуры. Днем тебе жарко, потому что +25 градусов, и ты раздеваешься, потом через два часа стало холодно, ты одеваешься, а ночью у тебя замерз нос — к этому надо попривыкнуть. А про мошку не напоминайте, я про нее забыла уже.

Важно составить образ

Михаил Смирнов, художник, участник пленэра (Москва):

17:54 Я вообще люблю делать наброски, но этюды мы тоже делали, но многое в голове остается. Главное — составить образ, чтобы у тебя внутри было определенное состояние. Это некое обобщение, если будет только натурализм, то как раз образа и не получится. Чем, например, ценится русская икона? Там нет деталей, но образ есть, и он остается как некий знак, который запоминается.

Ранее «Север-Пресс» сообщал, что ямальский мастер предложил проводить кочевой фестиваль ремесленников.

Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».

0

0