0
0
Руководитель логистического оператора рассказал, как изменились поставки топлива в отдаленные районы Ямала
В ЯНАО за навигацию централизованно доставили 84,5 тысячи тонн топлива
На Ямале в этом году нескольким компаниям отказали в централизованной доставке топлива. В целом в отдаленные районы за навигацию завезли 84,5 тысячи тонн. О том, как проходил нынешний завоз, какие изменения в структуре поставок произошли, как повлияла погода и какой населенный пункт убрали из списка больших поставок, рассказал генеральный директор АО «Ямалгосснаб» Владимир Жадовский.
Содержание
- 00:35 Летнее топливо решили не брать
- 04:44 Как изменился список покупателей топлива?
- 07:54 Как повлиял поздний ледоход?
- 10:18 Про завоз топлива в октябре и специфику навигации
- 15:34 Про застрявшую баржу в районе Гыды
- 20:07 Как изменили работу с заводами по итогам прошлого года
- 22:08 Про цены на топливо и ситуацию на рынке
- 24:37 Про поставки угля, почему выгоден из Казахстана?
- 32:31 Какие суда задействовали в перевозках?
- 35:40 Про зимний завоз топлива
- 38:14 Куда еще есть доставки?
- 42:02 Про резидентов «Обского причала»
- 45:07 Про загородный комплекс для отдыха
Летнее топливо решили не брать
00:35 Для «Ямалгосснаба» навигация 2024 года была 21-й по счету, в прошлом году наша компания отметила двадцатилетие. В целом структура северного завоза и подготовка к нему из года в год не меняются. Подготовка начинается с февраля, когда формируется потребность, собираются данные по остаткам топлива у наших предприятий. В апреле утверждаем план в правительстве у заместителя губернатора Сергея Викторовича Карасева и приступаем к поставке. Во время навигации могут вноситься корректировки, как это было в мае из-за позднего ледохода, но в целом плановую потребность, которую нам утверждает правительство, мы выполнили. В этом году в рамках досрочного северного завоза обеспечена поставка 84,5 тысячи тонн топливно-энергетических ресурсов.
90% процентов топлива, как и в прежние годы, предназначено для предприятий жилищно-коммунального комплекса. Для них обеспечивается поставка более 79 тысяч тонн. Для предприятий АПК и жизнеобеспечения (заправки, школы, пожарные подразделения, дорожная сфера) совокупно поставляется 5000 тонн.
Основную структуру завоза составляет зимнее и арктическое дизельное топливо. На третьем месте — стабильный газовый конденсат, поставили в районе 10 000 тонн. Уголь каменный — более 12 тысяч тонн. Также завозим дрова, масло и бензин.
Особенностью навигации 2024 года стало то, что мы исключили из поставки летнее дизельное топливо, посчитали его не совсем целесообразным, поскольку под него необходим отдельный резервуарный парк. Такое топливо завозилось только в Мужи и Горки Шурышкарского района. Исходя из целесообразности закупаем взамен зимнее.
Второй особенностью сезона стало то, что мы ушли от закупки арктического топлива с Омского НПЗ, решение принято в рамках ежегодно заключаемых соглашений правительством округа и ТЭК. Теперь вся поставка такого топлива в рамках северного завоза осуществляется с Сургутского ЗСК. Бензин и зимнее дизельное топливо завозятся с Омского НПЗ.
Как изменился список покупателей топлива?
04:44 В системе ЖКХ все осталось стабильно, основные получатели — «Ямалкоммунэнерго», «Спецтеплосервис», «Самбургские электрические сети». Но нужно сказать о том, что список в целом сократился. В частности, в связи с тем, что Новый Порт переходит на централизованное газовое снабжение, мы завезли туда дизельное топливо только на случай экстренных ситуаций. Также из-за невыполнения графика по оплате из списка исключили несколько получателей. Это касается двух предприятий Красноселькупского района — «КСНП-Тур» и агрофирмы «Приполярная», а также Антипаютинского ПО в Тазовском районе. Нужно сказать, что существует достаточно жесткий контроль по расчетам и со стороны нашего предприятия, и департамента тарифной политики, энергетики и ЖКК ЯНАО. Послаблений никому нет, должна быть дисциплина как со стороны поставщиков, так и со стороны получателей.
Но в целом, несмотря на корректировки, в этом году завезли на 2000 тонн больше, что связано с расходами предприятий в 2023 году.
Как повлиял поздний ледоход?
07:54 В этом году навигация была непростой. Ледоход в Ямало-Ненецком автономном округе сдвинулся на три недели. Если в прошлый период первая поставка топлива была уже в районе майских праздников, 5−9 мая, то в этом году первая в Шурышкарском районе состоялась только 25 мая. Это, конечно, дало почву для волнений, потому что в Овгорте, Азовах, Питляре и Лопхарях к этому времени уже были небольшие остатки топлива, предприятия ЖКХ ждали новых партий. Чтобы осуществить первую поставку, осуществлять заход в поселки пришлось еще без выставленной водной обстановки.
Корректировка была внесена и по погрузкам. Если в 2022–2023 годах первые отгрузки были уже в конце апреля, то нынче с учетом ледовой обстановки мы понимали, что забирать топливо в эти же сроки смысла нет, не сможем доставить его даже до границы округа. Поэтому сроки по согласованию с заводом и «Газпромом» сдвинули на начало мая. Период навигации у нас составил 150 дней — с 25 мая по 23 октября.
Про завоз топлива в октябре и специфику навигации
10:18 В целом, конечно, завоз топлива в октябре возможен. Но это касается не всего региона, а Шурышкарского района. В нашем случае действует комплексный подход во взаимоотношениях с партнерами. У основного получателя топлива — «Ямалкоммунэнерго» – летом проходит достаточно большое количество ремонтов. Мы могли осуществить полную поставку еще в сентябре, но по согласованию с компанией фактически завоз закончился 23 октября.
Уровень воды в 2024 году был достаточно хорошим и продержался очень долго. Фактически гарантированный габаритный ход простоял до 15 августа. Это позволило завести топливо в большинство поселков по большой воде.
Есть ряд поселков, которые, как и в прошлую навигацию, требовали особого внимания. Там уровень воды очень сильно зависит от сгонно-нагонных ветров, то есть изменения погоды. По традиции назову, наверное, один из самых сложных поселков — это Сеяха. В этом году туда поставка осуществлялась тремя партиями. Последняя была самым тяжелым испытанием и для нас, и для перевозчиков. Мы сдавали полторы тысячи тонн дизельного топлива, заехали туда с полной осадкой на два с половиной метра. Но это уже Обская губа, скорость ветра доходила до 25 метров в секунду. Пришлось принимать ряд технических решений, для того чтобы осуществить выгрузку — прокладка шлангов составила более 600 метров. Пока сдавали топливо ветер поменялся, вода спала на 2,5 метра. Корабль неделю простоял в ожидании, что ветер сменится с южного на северный и вода вернется.
В Антипаюте в 2023 году по поручению губернатора Дмитрия Андреевича Артюхова в реке Широкой были дноуглубительные работы. В этом году ситуация глобально не изменилась, устье реки замыло песком, потому что на участок реки очень сильно влияют вода и ветер. В Антипаюту поставляется 5,5 тысячи тонн топлива, судно проходило с большими сложностями.
Про застрявшую баржу в районе Гыды
15:34 Участок вообще непростой. Сразу скажу, что груза «Ямалгосснаба» на барже нет, поставки были в рамках других муниципальных контрактов. В эту навигацию с учетом нагонных-сгонных ветров осадка глубин была значительно ниже уровня прошлых периодов, соответственно, это тоже принесло ряд сложностей. Если мы в прошлый период доставку делали в один этап, то в 2024 году пришлось делить груз на три этапа. Завозили в конце июля, в начале августа, потом в сентябре. Это связано опять же с низкими глубинами.
То, что касается произошедшей ситуации, в причинах разбираются, в том числе прокуратура округа, будут сделаны соответствующие выводы.
Возможно, сложилось несколько факторов. Может быть, в момент следования судно сломалось где-нибудь в районе губы, либо других вариантов не было — необходимо был этот груз в любом случае доставлять. Может быть, поставка товаров или погрузка были задержаны. Но могу сказать, что однозначно поставка была с нарушением сроков, там судоходство разрешено до 31 сентября.
Мы пытались принять участие в спасении баржи, прорабатывали историю с большими «моряками», которые ходят туда с морской проводкой. Ситуация могла быть исправлена, опять же, если бы не низкий уровень глубин. Тазовский бар имеет свою особенность, глубина составляет меньше двух с половиной метров, соответственно, туда ни один ледокол или какое-нибудь большое судно, которое могло бы прорубить лед и доставить груз до населенного пункта, не прошло. У любого морского судна осадка больше пяти с половиной метров.
Судно с щебнем, с ледоходной проводкой двигалось в сторону Енисея, мы знаем компанию, созванивались с поставщиком, подрядчиком, но после того, как запросили обстановку, поняли, что не сможем осуществить планируемое. Но безвыходных ситуаций не существует. Уже есть информация, что баржу начали разгружать, к ней вышли первые снегоходы. Я уверен, что случившееся будет уроком и для поставщиков, и для подрядчиков, но для конечных получателей — ситуация под контролем. Примут все меры для того, чтобы грузы, которые находятся на судне, были поставлены получателям. Сейчас лед окрепнет, на него смогут выйти машины.
Как изменили работу с заводами по итогам прошлого года
20:07 Поставка топлива осуществляется в рамках ежегодно заключаемых соглашений между правительством Ямала и компаниями «Газпрома». В прошлом году у нас было большое совещание под руководством Дмитрия Андреевича Артюхова, где мы изложили все проблемы, связанные с дефицитом топлива. Он лично тогда оказывал огромное содействие в том, чтобы это топливо нам с заводов выделяли. Искали разные варианты, в том числе создание резервного парка на территории округа, но благодаря участию губернатора нашли оптимальное решение. В рамках нашей плановой потребности необходимые объемы месячного запаса формируются в емкостных парках «Газпрома», причем без дополнительной платы за хранение. Мы со своей стороны обязуемся этот объем топлива забрать, а они, соответственно, несмотря на какие-то возможные форс-мажоры, обязуются его сохранить.
Про цены на топливо и ситуацию на рынке
22:08 Инфляция продолжает расти, мы видим, что происходит с ключевой ставкой, это не могло не повлиять на стоимость топлива. Биржевые индикативы дают свое определение рынка, но в целом могу сказать, что стоимость топлива по отношению к 2023 году выросла примерно на 14−15%.
Конечно, мы пытаемся минимизировать расходы за счет того, что обеспечиваем забор топлива в более ранние периоды, в мае–июне, до основного роста цен, когда начинается северный завоз в Якутии, на севере Красноярского края, в других северных районах. В этом году, например, по Сургутскому ЗСК, сначала цена составляла в районе 71 тысячи рублей за одну тонну, навигация закончилась уже с показателем в 86 500 рублей. Фактически рост больше 30%. Но с учетом того, что мы приобретали топливо по большей части в начале периода, то по 86 500 мы взяли всего лишь 2500 тонн.
Про поставки угля, почему выгоден из Казахстана?
24:37 Стоимость угля тоже поднялась, но незначительно. В прошлом году тонна с поставкой в порт Лабытнанги стоила 11 тысяч рублей, в этом году — 11 тысяч 600. Вообще, вопросами рынка угля и поставок на Ямал я занимаюсь уже семь лет. Если взять российский рынок, то 85% — это уголь марки ДПК с калорийностью до 5700 гигакалорий. При этом зольность такого угля будет в районе 10−15%. Только 15−20% угля в России — высокой калорийности больше 5700 и с зольностью до 12%. И он уходит на экспорт через порты Новороссийска и Владивостока. Средняя стоимость на фьючере в порту Владивостока составила в этом году примерно 150 долларов, или 15 тысяч рублей за тонну. Соответственно, если сравнивать его с углем, который сегодня мы привозим в Лабытнанги из Казахстана, то наш значительно дешевле. Всего поставка в этом году была в рамках 12 800 тонн. Эксперименты по поставкам мы проводим совместно с «Ямалкоммунэнерго» для понимания экономического эффекта от использования того или иного угля. Мы попробовали завезти уголь с разреза «Степной» из Хакасии, были с разреза «Кирбинский», уголь компании «СУЭК» из Казахстана.
Шубаркольский уголь, который приезжает из Казахстана, отличается высокой калорийностью, при этом зольность продукта примерно 2−3%. Математические расчеты показывают, что он выгоден больше всего. Но нужно понимать, если уголь Казахстана подорожает, должно быть 3−5 альтернативных вариантов, которые нас устроили бы.
Основные получатели угля находятся в Мужах, Горках, Овгорте, Питляре и Лопхарях. Там котельные еще работают на угле, но постепенно идет переход на централизованное дизельное отопление, и я думаю, что через несколько лет наши поставки угля закончатся.
Какие суда задействовали в перевозках?
32:31 Основные перевозчики по дизельному топливу остались те же. Всего в Обь-Иртышском бассейне представлено три компании. Это «Омтранснефтепродукт», «Северное речное пароходство» и группа компаний «Межрегионфлот», в которую входит «Иртышское пароходство». В этом году основным контрактодержателем стал «Омтранснефтепродукт». Помогало нам в завозе и «Северное речное пароходство». Мы справились с задачей двумя перевозчиками, но если бы была необходимость привлечения дополнительного флота, то «Иртышское пароходство» пошло бы нам навстречу.
Уголь в этом году перевозился новой компанией — «Универсальные логистические системы», они впервые выиграли контракт, могу сказать, что хорошо отработали, смогли снизить цену первоначального контракта на 22%. Это хорошая разница, но были опасения, что вдруг могут не справиться. Сделали все качественно и четко. По Пуровскому району на протяжении десяти лет поставщик — «Пургеолфлот». Это довольно опытная компания, имеющая низкосидящий флот. У них достаточно сложные участки, где очень быстро мелеет река. Доставляют газоконденсат в Халясавэй и Самбург, общий объем — 3 тысячи тонн.
Про зимний завоз топлива
35:40 Зимние перевозки — отдельная часть программы завоза. Она связана с тем, что не все населенные пункты имеют емкостной парк, чтобы завезти все топливо в летний период. Таких поселков у нас два — Халясавэй и Самбург, туда завозится как дизельное топливо, так и газовый конденсат. Объем зимних поставок — 4–4,5 тысячи тонн. Перевозки начинаются с открытием зимника — с конца декабря по конец апреля. В этом году у нас добавилось еще три поселка — в районах Харпа и Салехарда.
Куда еще есть доставки?
38:14 «Ямалгосснаб» — это не только северный завоз. Можно с уверенностью сказать, что мы логистический оператор номер один в регионе. География продаж ежегодно увеличивается. Помимо централизованного завоза, предприятие обеспечивает поставку топлива для крупнейших инфраструктурных проектов, которые реализуются на территории округа и за его пределами. Мы сегодня везем топливо и на «Таналау», и на Воронцово, это Енисей. В целом могу сказать, что в этом году коммерческие продажи увеличились и составили фактически 62 тысячи тонн. Мы осуществили поставки в Тамбей, Диксон, Бухту Север. Помимо топлива, поставляем инертные материалы для всех крупнейших инфраструктурных проектов, реализуемых не только в нашем округе, но и в ХМАО. Мы участвуем в строительстве моста в Сургуте, реконструкции аэропорта в Березово. Конечно, наша основная задача — обеспечение северного завоза, это наш приоритет, но компания сегодня выходит на новые рынки, поставляя не только топливно-энергетические ресурсы и инертные материалы, но уже и строительные материалы.
Про резидентов «Обского причала»
42:02 Изначально на «Обском причале» осуществлялись приемка, переработка и обработка грузов, поступающих в том числе в рамках северного завоза и крупных инфраструктурных проектов. Но с учетом его логистической особенности, а порт имеет и водную, и железнодорожную, и автомобильную доступность, в 2022 году по поручению правительства и Дмитрия Андреевича Артюхова было принято решение создать промпарк федерального масштаба. Основная цель заключается в том, чтобы предлагать условия для развития промышленных производств, необходимых для строительного рынка, для предприятий ТЭК, каких-то сервисных услуг. У нас уже появились первые резиденты. Это компания, которая занимается крупноузловой сборкой, ремонтами машин и крупногабаритной техники. Вторая компания производит шлакоблоки для строительства жилых домов.
Сегодня ведутся работы еще с тремя крупными компаниями-резидентами. В том числе мы планируем начало строительства большого завода по производству ЖБИ, есть поручение правительства по разработке строительства цеха по производству гранитного камня.
Про загородный комплекс для отдыха
45:07 «Ямал Парк» — наше обособленное подразделение. Комплекс расположен недалеко от Горнокнязевска. Цель проекта простая — это туризм, направление достаточно перспективное. Регион активно занимается его развитием. Несмотря на погодные условия, сюда едет достаточно большой поток туристов. Мы, подхватив эту идею, поняли, куда надо двигаться: в Салехарде есть только гостиницы, музеи, и хотелось сделать новую локальную точку. История началась с создания нескольких домиков, где гости могли провести свой день рождения, какие-то корпоративные мероприятия. Потом мы приняли решение поставить глэмпинг, и он произвел фурор с точки зрения востребованности. Бронь на этот объект уже фактически закрыта до 15 января.
Сейчас мы завершаем первый этап развития, построили еще два глэмпинга и три бани. Последние называются «Голубика», «Морошка» и «Клюква». В них собраны, наверное, все передовые технологии, которые сегодня существуют, они, к примеру, могут управляться с помощью «Алисы».
Далее, когда в очередной раз проходило совещание под председательством губернатора, он отметил, что нужно место, где любой желающий мог бы увидеть северное сияние. Изначально такую локацию планировалось построить в самом Горнокнязевске в рамках развития этнодеревни, но с учетом наших исследований и фотографий нам было прямое поручение обустроить такое место на территории парка. Оно уже есть, и это только начало. В рамках второго и третьего этапов развития комплекса мы планируем еще ряд интересных улучшений и объектов строительства. Но пока не буду открывать карты. Сначала сделаем, потом покажем.
Ранее сообщалось, что паром Салехард — Лабытнанги 8 ноября совершил последний в 2024 году рейс.
Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».
0
0
Теги: