0
0
С цифрой на «ты». На Ямале школьников завлекают в айтишники, а чиновников учат находить общий язык с ИИ
В ЯНАО провели более 100 занятий для школьников и студентов в IT-сфере
На Ямале за минувший учебный год более пяти тысяч школьников и студентов стали участником мероприятий в IT-сфере. Как погружали молодежь в профессию айтишников, почему даже поколению с пеленок приученному к мобильнику и интернету нужно рассказывать о цифровой безопасности, и зачем чиновников учат работе с искусственным интеллектом? Об этом говорили в пресс-центре «Север-Пресса» с представителями департамента информационных технологий и связи ЯНАО. Гостями пресс-центра стали заместитель начальника отдела сопровождения проектов и программ Аринэ Мкртчян и начальник отдела цифрового развития Алексей Кириченко.
Содержание
- 01:02 Как в регионе появилась специальная программа?
- 04:12 Как перекинуть мостик от игр до серьезных программ?
- 05:54 От городов до отдаленных поселков.
- 08:17 Готовы ли педагоги на местах?
- 09:45 Как отбирали классы и возраст?
- 11:33 Ориентир на конкретную сферу и профессию?
- 14:20 Про подготовку преподавателей и поощрение детей.
- 17:00 Может нужно с начальной школы?
- 19:58 Зачем взрослых учат работе с ИИ?
- 22:40 Про конкретные примеры использования ИИ.
- 24:05 Про риски работы с ИИ.
- 26:53 Про взаимодействие с работодателями и вузами.
- 29:44 Про кибербезопасность.
- 35:06 Про самозапрет на кредиты и другие меры.
- 38:03 Про тестирование и свою нейросеть.
- 40:19 Про планы на лето и новый учебный год.
Как в регионе появилась специальная программа
Аринэ Мкртчян, заместитель начальника отдела сопровождения проектов и программ департамента ИТ и связи ЯНАО:
01:02 Вообще в профориентационном направлении мы начали работу в 2020 году с момента появления федерального проекта Минпросвещения и Минцифры России «Урок цифры». Когда начало нарастать количество тематических занятий, появилась потребность создать специальную региональную программу профориентации в сфере информационных технологий для школьников и студентов. В 2022 году совместно с департаментом образования Ямала мы сформировали план мероприятий на ближайшие годы, который и вошел в программу, утвержденную губернатором Дмитрием Артюховым. Сейчас каждый регион России обладает такой программой и занимается просвещением школьников и студентов в IT-сфере.
Цель программы — привлечь как можно больше представителей целевой аудитории, познакомить их с информационными технологиями, показать карьерные возможности, так как сфера охватывает абсолютно все отрасли экономики, будь то сельское хозяйство или газодобывающая промышленность — везде нужны айтишники, везде нужны квалифицированные специалисты. И мы считаем, что начинать знакомить с технологиями нужно все-таки со школьных лет. Во-первых, потому что есть и риски, есть и преимущества, а во-вторых, мы в том числе показываем, что не только люди с техническим складом ума должны находиться в этой сфере — есть большой пул профессий, где каждый может найти себя.
Как перекинуть мостик от игр до серьезных программ?
Алексей Кириченко, начальник отдела цифрового развития департамента ИТ и связи ЯНАО:
04:12 С вовлечением справляются как раз таки хорошо игры, и сказать, что все должны стать разработчиками, нельзя. В IT-сфере не обязательно быть разработчиком, там огромное количество специальностей, когда ребенок вырастет, он может определиться и пойти в абсолютно любое направление. То есть по итогу это не всегда только технические инженеры, которые занимаются программированием. Это и творческие профессии, связанные, к примеру, дизайнеры, художники и так далее. Нельзя сказать, что мы занимаемся завлечением в сферу, с этим классно справляются игры. Наша задача - профориентировать ребенка, чтобы у него было больше возможностей определиться, что ему действительно нравиться.
От городов до отдаленных поселков
Аринэ Мкртчян, заместитель начальника отдела сопровождения проектов и программ департамента информационных технологий и связи ЯНАО:
05:54 За прошедший учебный год мы суммарно провели более 100 мероприятий, в которых приняли участие более 5000 школьников и студентов колледжей. Если говорить о географии, то, когда мы только-только начинали, профориентационные мероприятия проще был организовать в Салехарде. Сначала спикерами были наши коллеги из департамента, потом мы начали привлекать экспертов IT-компаний, кто к нам приезжает на мероприятия в Салехард, в допнагрузку приглашали их в школы, колледжи. Потом стало понятно, что дети в Салехарде достаточно перенасыщены мероприятиями и мы стали думать, как расширить географию. Тут в помощь подключились муниципальные команды администраций, то есть управления образования, управления IT. Они проводят мероприятия не только в районных центрах, в городах, но и в маленьких поселках. Мы стараемся им способствовать тем, чтобы привезти интересных спикеров. У нас частенько бывают представители «Яндекса», «ИнфоТеКСа», «Лаборатории Касперского», «Ред Софта», и они устраивают своего рода ямальские гастроли: по маршруту от Ноябрьска до Салехарда могут заехать во все города. Что касается поселков, здесь мы подключаем онлайн-технологии, проводим онлайн-занятия, и в том числе на примере «Урока цифры». АНО «Цифровая экономика» предоставляет методические материалы для педагогов, дает видеоматериалы, в игровой форме подготавливает курс на ту или иную тему, и уже сами преподаватели на местах проводят уроки. Таким образом, занятиями у нас охвачен абсолютно весь округ.
Готовы ли педагоги на местах?
Аринэ Мкртчян, заместитель начальника отдела сопровождения проектов и программ департамента ИТ и связи ЯНАО:
08:17 У нас ежегодно проходит образовательный IT-форум, где принимают участие дети, студенты и в том числе педагоги. И, наверное, года два назад на форуме в Салехарде педагоги подняли вопрос о том, что у них достаточно большая нагрузка — и документационная, и часы, и как еще проводить «Уроки цифры»? Тогда мы пришли к выводу, что будем приглашать экспертов и по возможности разгружать учителей. Спустя год на следующем форуме в Ноябрьске у нас представитель «Яндекса» Дмитрий Растворов проводил семинар для педагогов по использованию цифровых ресурсов, которые могут помочь в обучении детей и повышении уровня цифровых навыков преподавателей. И можно сказать, что педагоги активно включились в работу, им самим это интересно. Сейчас мы стараемся максимально снизить уровень нагрузки и показать преимущество, как с помощью каких-то цифровых сервисов можно облегчить себе работу в этом направлении.
Как отбирали классы и возраст?
Аринэ Мкртчян, заместитель начальника отдела сопровождения проектов и программ департамента ИТ и связи ЯНАО:
09:45 Тут зависит от тематики мероприятия. Допустим, у нас есть урок, посвященный квантовым технологиям — здесь, конечно, мы привлечем старшеклассников, желательно профильные классы, у кого есть азы физики, информатики. У нас есть цифровые ликбезы, связанные с кибербезопасностью. Это тема должна охватывать абсолютно всех. Тут мы уже можем общаться с ребятишками пятых–седьмых классов. Со студентами привлекаем ту или иную группу в зависимости от темы. К примеру, у нас мероприятие посвящено безопасным покупкам в интернете и «Урок цифры» проводит спикер «Авито». Понятное дело, эта тема можем охватить большую аудиторию. А когда у нас идут технологии тестирования систем, программирование, тут мы уже ориентируемся непосредственно на ребят–профильников.
Ориентир на конкретную сферу и профессию?
Алексей Кириченко, начальник отдела цифрового развития департамента ИТ и связи ЯНАО:
11:33 На самом деле, скорее нет, чем да. Допустим, мы берем какого-нибудь специалиста, инженера по IT-технологиям, ему без разницы, в какой сфере работать, данные будут ТЭК или сельского хозяйства, необходимо будет подсчитать оленей, которые пасутся, или же по снимкам компьютерного зрения какие-то задачи ТЭКа решать. Это для него абсолютно непринципиальная задача, главное, что он разбирается в технологии. Поэтому мы больше делаем упор на технологические аспекты. И нужно не забывать, что IT-технологии еще примечательны тем, что неважно, где ты находишься территориально, работать можешь где угодно, в любой точке мира. Огромное количество примеров, когда IT-компания находится в одном городе, а сотрудники разбросаны по всей стране, и все на созвонах, все работают удаленно, технологии позволяют это делать.
Про подготовку преподавателей и поощрение детей
Аринэ Мкртчян, заместитель начальника отдела сопровождения проектов и программ департамента ИТ и связи ЯНАО:
14:20 То, что дети порой больше разбираются в технологиях, чем взрослые — это факт. У меня и в семье племянники гораздо более обучены цифровым навыкам, нежели я, работающая в профильном департаменте региона. Но могу сказать, что у нас в школах преподаватели все молодые, активные и интересующиеся, что немаловажно. С другой стороны, мы приглашаем в качестве спикеров сотрудников реальных IT-компаний, и дети могут с ними лично пообщаться. Часто лекция или занятие заканчивается множеством вопросов о том, как попасть на стажировку, а сколько зарабатывает специалист, а на кого учился, чтобы попасть в IT, и спикер уже рассказывает свою историю жизни, как он к этому пришел, это еще больше заряжает ребят выбирать карьерную траекторию в информационных технологиях.
В 2023 году ребят, добившихся успехов в олимпиадах, отправляли в поощрительную поездку в «Яндекс». Педагоги тоже, кстати, посещали офис «Яндекса», обучались цифровым продуктам образовательного направления. Нельзя сказать, что ребенок в другом регионе более успешен, чем наш. Возможности есть и у наших детей. У нас есть хороший пример — это Роберт Яшкин, который набрал в ЕГЭ немыслимые баллы и обучается в ведущем вузе страны, он выпускник школы спортивного программирования. И такие ребята в регионе есть, их достаточно много, наша задача - максимально создавать благоприятные условия, чтобы они развивались дальше.
Может нужно с начальной школы?
Аринэ Мкртчян, заместитель начальника отдела сопровождения проектов и программ департамента ИТ и связи ЯНАО:
17:00 Насчет начальной школы, мы заходим и туда. У нас есть такой федеральный проект как «День цифры». Это одно из направлений «Урока цифры». Мы проводим мероприятия для детей в пришкольных лагерях, и там аудитория участников — начальная школа. Здесь мы на более приземленном уровне объясняем какие-то нюансы информационных технологий. В муниципалитетах помимо наших крупных форумов, уроков также проходят мероприятия разной направленности, будь это локальный турнир по пилотированию беспилотников или хакатон. Уже год как работает «Кванториум» в Ноябрьске, там каждую неделю проходят тематические смены, у них есть 3D-моделирование, и этим занимаются маленькие дети из начальной школы, они тоже этим увлечены.
Зачем учат взрослых работе с ИИ?
Алексей Кириченко, начальник отдела цифрового развития департамента ИТ и связи ЯНАО:
19:58 Обучение управленческих команд у нас проводится постоянно, и практически во всех мероприятиях есть часть, посвященная искусственному интеллекту. Мы идем в тренде и есть большой запрос у самих госслужащих. Недавно проводилось мероприятие оффлайн в Салехарде, примерно 500 госслужащих обучали. Это практикой заразились и муниципалитеты, они тоже проводят у себя локальные мероприятия.
Основная тематика — это первичный вход в ИИ, то есть наша цель — показать, какие инструменты сейчас есть на рынке, как ими можно пользоваться, какие задачи они решают. Это стандартные инструменты в виде чат-ботов, которые отвечают на вопросы, правят и пишут тексты, консультируют по той или иной теме с какой-то степенью погрешности. Но есть инструменты и по генерации изображений, генерации видео, музыки, подготовки презентаций и так далее. И всему этому спектру мы обучали. Дополнительно показывали сервисы, которые уже реализованы в регионе — по работе с документами, перефразированию, проверке орфографии, по работе с обращениями граждан, определению тематики обращения.
Про конкретные примеры использования ИИ
Алексей Кириченко, начальник отдела цифрового развития департамента ИТ и связи ЯНАО:
22:40 Про конкретные примеры, тут больше, наверное, будет понятнее из медицинской сферы, когда обработка снимков идет с помощью ИИ, это человек сразу видит. Еще один из примеров, может быть не так сильно касающийся конкретного человека, но в целом влияющий на сферу — это компьютерное зрение, огромная система видеонаблюдения, когда видно, что построено столько-то площадок спортивных, в какое время они востребованы или не востребованы. Мы можем дать эти информацию госслужащим и сказать, что необходимо на этой территории достроить еще какую-то площадку, а здесь ее переформатировать, к примеру. Важно, что искусственный интеллект не решает сам задачу, он помогает ее решить, ускоряет процесс.
Про риски работы с ИИ
Алексей Кириченко, начальник отдела цифрового развития департамента ИТ и связи ЯНАО:
24:05 Риски, когда работаешь с искусственным интеллектом, есть. Почему мы не допускаем искусственный интеллект в наших сервисах для работы с гражданами напрямую? Можно сделать какого-то онлайн-консультанта, который будет отвечать, консультировать по мерам поддержки, но на текущей стадии развития есть возможность, что он что-то нафантазирует и ответит неправильно. Хотя в эту сторону мы тоже двигаемся, есть механизмы, которые позволяют обучить, добавить базу знаний к большой языковой модели. Но все равно пока мы помогаем сгенерировать этот ответ, все равно он проходит ценз — сотрудник из департамента социальной защиты проверяет, смотрит, все ли корректно указано и только тогда отправляет. Возможно, когда-нибудь мы придем к тому, что искусственный интеллект будет напрямую работать с ответами, но пока этого еще нет.
Про взаимодействие с работодателями и вузами
Аринэ Мкртчян, заместитель начальника отдела сопровождения проектов и программ департамента ИТ и связи ЯНАО:
26:53 У нас в прошлом году была организована своего рода IT-экспедиция, команда департамента отправилась по следам честного маршрута губернатора от Ноябрьска до Салехарда. Помимо наших рабочих совещаний в администрациях, были встречи с представителями компаний ТЭК, где мы общались предметно по вопросу кадровой политики: в ком они нуждаются, какие именно специальности им необходимы. Пытались выйти на колледжи, посмотрели их материальную базу, пообщались с руководством: кого они выпускают и есть ли у них проблемы с производственной практикой. Попытались как-то их подружить ТЭК, колледжи и сейчас продолжают работу в этом направлении.
Что касается вузов, честно, не общаемся, не коммуницируем. По большей части мы ориентируемся на среднее специальное образование, собственно то, чему обучают у нас в регионе. Надеемся на то, что и ребята, которые учатся в вузах, рано или поздно на Ямал вернутся. Это, наверное, такая сверхзадача, которой мы стараемся способствовать, но есть сложности. Наш регион может конкурировать в плане зарплат с Москвой, но та же Москва местами где-то и больше может предложить, но мы не отменяем вопрос работы в удаленном формате. Удаленку никто не отменял.
Про кибербезопасность
Аринэ Мкртчян, заместитель начальника отдела сопровождения проектов и программ департамента ИТ и связи ЯНАО:
29:44 На уровне региона департамент отвечает за сохранение государственных сервисов от различных утечек. Что касается каких-то групп в социальных сетях, неблагонадежных сайтов, тут ведут работу коллеги из «Кибердружины Ямала», в том числе их волонтеры, они по всему округу есть. Мы приглашаем их на встречи с детьми, посвященные кибербезопасности. Они рассказывают, как развить свое критическое мышление, как отличить мошенника от реального человека. Также в цифровом ликбезе участвуют IT-компании. К примеру, представители «ВКонтакте» рассказывают, как отличить их сайт от зеркального, созданного мошенниками. В этом направлении мы стараемся охватить максимально широкую аудиторию — с пятого класса и младше в зависимости от темы.
Важная задача - обучать и взрослых, поскольку сейчас мошенники хорошо обучились техникам социальной инженерии. Иногда бывают такие уловки, что ты берешь трубку и потом оказываешься в сводке новостей как человек, который перевел все свои накопления мошенникам. Вроде бы ты здравомыслящий человек, с хорошим образованием, с хорошим уровнем цифровых навыков, но попадаешься. Поэтому максимально стараемся донести информацию, чтобы такие истории пресекались в зародыше.
Алексей Кириченко, начальник отдела цифрового развития департамента ИТ и связи ЯНАО:
Техники воздействия у мошенников меняются постоянно. Один подход применялся более двух-трех месяцев, о нем начинают узнавать, значит, используется другой. Какой-то специфики обмана со стороны мошенников именно в отношении жителей Ямала нет. Злоумышленники работают по всей стране и с постоянно меняющимися подходами. Поэтому нельзя говорить, что точно знаю, что не поведусь.
Мы с вами сейчас говорили про искусственный интеллект, мошенники его тоже хорошо осваивают. Делаются и дипфейки, и подделываются голоса, и могут вам якобы родители позвонить. Очень много механизмов, много инструментов, в борьбе с которыми поможет просвещение, нужно рассказывать, какие пути есть, как можно реагировать. Кстати, когда мы проводили обучение для госслужащих, в том числе очень подробно разбирали вопросы дипфейков, чтобы и представители управленческих команд различали, когда их пытаются обмануть.
Про самозапрет на кредиты и другие меры
Аринэ Мкртчян, заместитель начальника отдела сопровождения проектов и программ департамента ИТ и связи ЯНАО:
35:06 По нашим данным, сейчас 47 тысяч ямальцев уже поставили себе самозапрет на кредиты, искренне надеемся, что это будет в помощь. Действительно, индустрия микрозаймов неумолимо растет, у населения есть потребность и этим злоупотребляют мошенники. Наверное, главная задача каждого из нас — контролировать, куда ты отдаешь свои персональные данные, в каком пространстве ты их хранишь и как ты их сохраняешь. Мы все пользуемся порталом госуслуг — очень удобный сервис, но пароль-то, наверное, вы не меняете каждые полгода? Тут вопрос уже персональной ответственности человека, как ты к этому относишься — ты даешь доступ мошеннику или ты себя защищаешь, пользуясь двухфазной аутентификацией, меняя часто пароли, составляя сложный пароль.
Алексей Кириченко, начальник отдела цифрового развития департамента ИТ и связи ЯНАО:
Самозапрет на кредиты — это один из инструментов, но тоже не панацея. Все зависит от степени мошенничества, которое применяется к конкретному человеку. Если над человеком работают месяц и два, он может и самозапрет снять. То есть это не панацея, но один из хороших инструментов, который в помощь в борьбе с кибермошенничеством.
Про тестирование и свою нейросеть
Алексей Кириченко, начальник отдела цифрового развития департамента ИТ и связи ЯНАО:
38:03 Искусственный интеллект — очень широкое понятие, и туда входит огромное количество всего. Если мы говорим про классическую LLM-модель, которая сейчас очень популярна, которой все пользуются, которую создают огромные компании, то, чтобы ее создать с нуля, требуются очень большие ресурсы. Многие зарубежные и отечественные компании выкладывают open source готовые решения, где ты берешь модель, можешь ее дообучать, можешь ее донасытить данными и использовать у себя локально. Вот как раз по этому пути мы и идем. Мы добавляем нашу специфику, наши данные, за которые можем не переживать, что кто-то будет их использовать. Здесь работаем очень активно, все тестируем и проверяем. Если брать 2022−2023 годы, там по 2−3 модели появлялись в течение полугода-года. Сейчас буквально за две недели появляются десятки новых моделей, которые уже в лучшем качестве, выдают лучший результат, поэтому идет постоянное тестирование.
Есть другие направления, когда мы проверяем готовые решения российских компаний, которые говорят, что их модели все могут. На самом деле, когда ты начинаешь погружаться, может оказаться, что там просто какая-то обертка, но многие компании действительно делают хорошие продукты, в том числе с использованием искусственного интеллекта. Поэтому мы все прогоняем через себя и своими компетенциями подтверждаем, нужен или не нужен нам тот или иной продукт.
Про планы на лето и новый учебный год
Аринэ Мкртчян, заместитель начальника отдела сопровождения проектов и программ департамента ИТ и связи ЯНАО:
40:19 Летом у нас в регионе многие дети разъезжаются на море, на отдых, а те, кто остаются, занимаются в пришкольных лагерях, мы как минимум окажемся там с «Днем цифры». Постараемся как можно больше муниципалитетов охватить этой акцией, в игровой форме детям младшего возраста будем рассказывать о цифровых технологиях. В сентябре у нас появится новый календарь на учебный год, будут расписаны темы занятий, партнеры и мы продолжим цикл наших мероприятий. У нашего департамента есть группа во «ВКонтакте», в Telegram, так что пишите. С удовольствием продолжим диалог и придумаем что-нибудь совместное.
«Север-Пресс» сообщал, что каждый второй житель Ямала поддержал идею замены чиновников на ИИ.
Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».
0
0
Теги: