http://Top.Mail.Ru
Зачем студенты из МГУ изучают снег на Ямале? | Север-Пресс

0

0

Студенты МГУ рассказали, чем манит Ямал и зачем измерять сугробы

На Ямале на зимней практике побывали представители крупнейшего вуза России

Читать «Север-Пресс» в

Чем снег на Ямале отличается от зимних осадков в средней полосе России и на Кавказе? Зачем студенты запасались пакетами и измеряли сугробы? Насколько сегодня престижно учиться на географическом факультете, нужны ли его будущие выпускники на Ямале? Об этом в пресс-центре «Север-Пресса» рассказали руководители групп практикантов из МГУ, сами студенты, а также представитель Научного центра изучения Арктики.

Содержание

  • 00:27 Почему для практики едут на Ямал?
  • 04:02 Есть отбор на практику, или едут все желающие?
  • 05:30 Чем заманил студентов Ямал?
  • 08:52 Про снежные отвалы и естественный утеплитель
  • 10:07 Чем ямальский снег отличается от зимнего покрова в средней полосе и на Кавказе?
  • 11:30 Какие задачи, чем занимались студенты?
  • 15:35 Чистый ли снег на Ямале?
  • 16:05 О практической ценности изучения снега
  • 16:57 Почему студенты выбирают географический факультет?

Почему для практики едут на Ямал?

Представители МГУ и Научного центра изучения Арктики пообщались с журналистами в пресс-центре «Север-Пресса». Фото: Юлия Чудинова / «Ямал-Медиа»
Представители МГУ и Научного центра изучения Арктики пообщались с журналистами в пресс-центре «Север-Пресса». Фото: Юлия Чудинова / «Ямал-Медиа»

Виктор Поповнин, доцент кафедры криолитологии и гляциологии географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова:

00:27 Я представляю кафедру географического факультета, которая занимается исследованием мерзлоты, снега, льда и так далее. В связи с этим куда же еще, как не на Ямал, ездить! Ваш регион всегда был полигоном для всевозможных учебных экспедиций по исследованию мерзлоты. В зимних условиях очень важно понять, насколько снежный покров влияет на ее состояние, на сопутствующие инженерные сооружения. Поэтому выбор района для практики естественным образом вытекает из направления нашей кафедры.

Нынешний зимний выезд стал возможен благодаря тому, что у нас сложились очень хорошие отношения с Российским центром освоения Арктики, без помощи которого мы не смогли бы ничего организовать. Хотел бы выразить благодарность и Научному центру изучения Арктики, который нам также очень сильно помогает. Считаю, что пока наше сотрудничество идет плодотворно и удачно.

Роман Ковач, научный сотрудник кафедры геохимии ландшафтов и географии почв географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова:

У нас немножко другая специфика. Наша кафедра называется геохимии ландшафтов и географии почв, и основные работы, конечно, проводятся все-таки в летнее, теплое время. Поэтому именно летом проходит практически вся учебная практика студентов, которая у нас на факультете занимает до четверти учебного времени. Но зимой работать тоже надо, учить работать студентов зимой тоже надо. Поэтому у нас на факультете уже не первый год проводятся такие зимние экспедиционные исследования, в которые студенты ездят в качестве добровольцев. И только в рамках таких исследований мы можем их научить работать зимой.

На Ямал мы приезжаем уже не первый раз, потому что изучение состояния различных природных сред российской Арктики — достаточно популярная, нужная, важная задача, которая не первый год разрабатывается и на факультете в целом, и у нас на кафедре в том числе. В этом году мы продолжаем исследования, которые начались чуть раньше.

Роман Колесников, ведущий научный сотрудник сектора геоэкологии Научного центра изучения Арктики:

Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа, губернатором Дмитрием Андреевичем Артюховым поддержана программа по привлечению студентов в Ямало-Ненецкий автономный округ для прохождения практик, в том числе и для того, чтобы впоследствии они могли сюда приезжать, устраиваться на работу. Научный центр изучения Арктики совместно с департаментом внешних связей ЯНАО и Российским центром освоения Арктики как раз проводит работы по организации и проведению этих практик.

У нас в прошлом году был большой заезд студентов по четырем направлениям. В этом году направлений стало в несколько раз больше. И если в прошлом году у нас побывало 80 студентов, то в этом году мы расширим эту практику, увеличим число студентов, которые приедут к нам вместе со своими руководителями. Надеемся, что коллеги привнесут что-то новое в науку Ямало-Ненецкого автономного округа.

Есть отбор на практику или едут все желающие?

Роман Колесников, ведущий научный сотрудник сектора геоэкологии Научного центра изучения Арктики:

04:02 На самом деле всех подряд не берут. Составляются программы исследований, которые будут проводить студенты с их научными руководителями, и, по сути, идет некий, можно сказать, конкурс. У нас заявок гораздо больше, чем тех, кто сюда приезжает.

Виктор Поповнин, доцент кафедры криолитологии и гляциологии географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова:

У нас примерно так же — тоже есть конкурсная основа, потому что абы кого мы не возьмем. Прежде чем ехать в поле, человек должен свою сессию сдать нормально, чтобы не было хвостов. Во-вторых, он должен продемонстрировать свою заинтересованность и квалификацию, потому что не всякую работу может сделать первый попавшийся. У нас не очень большие группы, но тем не менее это, что называется, самые отобранные кандидатуры.

Роман Ковач, научный сотрудник кафедры геохимии ландшафтов и географии почв географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова:

Количество студентов, обучающихся на кафедре обычно более-менее одинаково. Поэтому сказать, что от года в год людей ездит больше, к сожалению, не могу, потому что хотят все. Просто-напросто хотят все! И тут действительно приходится выбирать. Я бы назвал еще одни из критериев отбора — это научный интерес самого студента. Если это студент младшего курса, который еще не определился, — тогда, конечно, ему интересно все. Но в наших группах обычно участвуют в таких поездках студенты разных курсов. Естественно, среди старшекурсников едут те, кто уже заинтересован в работе в данном направлении или собирает материал для своих курсовых, дипломных работ.

Чем заманил студентов Ямал?

Газинур Кашапов хотел побывать на Ямале. Помогла студенческая практика. Фото: Юлия Чудинова / «Ямал-Медиа»
Газинур Кашапов хотел побывать на Ямале. Помогла студенческая практика. Фото: Юлия Чудинова / «Ямал-Медиа»

Газинур Кашапов, студент 1 курса географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова:

05:30 Я подал заявку на участие в этой практике, потому что мне было интересно побывать в Заполярье, на Ямале особенно, попробовать для себя практическую составляющую. Выбор кафедры у нас происходит после первого курса, поэтому я ни к одной из кафедр пока не отношусь. Но сейчас я в составе практики кафедры криолитологии и гляциологии, поэтому мы занимаемся измерением высоты снежного покрова и, соответственно, описанием его слоев. Для меня это возможность попробовать себя в таких обстоятельствах.

Екатерина Филатова, студентка 2 курса географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова:

Зачем мне практика на Ямале? Во многом — чтобы чему-то научиться на практике, именно зимой, и выбрать свое направление на кафедре, то есть чем я буду заниматься в ближайшем будущем. Направлений действительно много, они все интересные, и думаю, что практика поможет мне определиться. Ну и хотелось увидеть Север. Мне здесь очень понравилось. Особенно запомнился трэкол. Я раньше знала о нем по видео, а когда увидела в жизни, кричала полчаса от счастья. Он такой огромный, сильно впечатлил. Когда выезжали на фоновые точки, удивило то, что все вокруг белое: белый снег, белые деревья, еле-еле видно солнце. Все это действительно впечатляет.

Семён Чичерин, студент 3 курса географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова:

Я уже в том году посещал Ямал, был в Новом Уренгое, в Ноябрьске, мне понравилось. В этом году также решил поехать, вполне возможно, что в будущем будут более полноценно углубляться в эту тему. Научный интерес есть, надеюсь, буду его развивать.

Виктор Поповнин, доцент кафедры криолитологии и гляциологии географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова:

Достаточно часто происходит такая ситуация, когда человек, приезжающий сюда в первый раз на учебную практику, где ему показывают азы исследований на севере, затем загорается этой темой, набирает материал уже после своей производственной практики, пишет курсовые, диплом, до диссертации дело доходит. И в нашей группе, например, есть участники, которые были здесь уже в летнее время, сейчас им интересно поработать в зимних условиях. То есть действует комплексный подход для исследования условий снегонакопления и того, какое влияние оказывает снег на мерзлоту.

Про снежные отвалы и естественный утеплитель

Виктор Поповнин пояснил, почему не всегда много снега — это благо. Фото: Юлия Чудинова / «Ямал-Медиа»
Виктор Поповнин пояснил, почему не всегда много снега — это благо. Фото: Юлия Чудинова / «Ямал-Медиа»

Виктор Поповнин, доцент кафедры криолитологии и гляциологии географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова:

08:52 Для вечной мерзлоты снег играет роль утеплителя, и это на самом деле имеет как положительные, так и отрицательные стороны, потому что в некоторых случаях растеплять мерзлоту не следует. И это особенно касается тех случаев, когда мы имеем дело с инженерными сооружениями, со зданиями, например. В частности, есть проветриваемые подполья, которые заставляют дом не исходить трещинами, не деформироваться. Очень важно, чтобы снег не накапливался у основания фундамента, чтобы проветриваемость сохранялась. Поэтому одна из тем, которую мы сейчас разрабатываем, — исследование искусственных отвалов, которые формируются при уборке снега. Очень важно сравнить, как они распределены среди городских кварталов, динамику — меньше или больше. От этого зависит безаварийное функционирование любых инженерных сооружений и коммуникаций.

Чем ямальский снег отличается от зимнего покрова в средней полосе и на Кавказе?

Аспиранта Антона Чеховских на Ямал привел научный интерес. Фото: Юлия Чудинова / «Ямал-Медиа»
Аспиранта Антона Чеховских на Ямал привел научный интерес. Фото: Юлия Чудинова / «Ямал-Медиа»

Антон Чеховских, аспирант кафедры криолитологии и гляциологии географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова:

10:07 Область моих интересов — это ледники и снежной покров Кавказа. Но мне интересно посмотреть, как снежный покров отличается в зависимости от климатических и ландшафтных условий, проанализировать разницу в строении и высоте. На Кавказе, особенно на ледниках в высокогорье, конечно, снега выпадает значительно больше. Главное отличие ямальского снежного покрова — наличие наста, уплотненного слоя, который может выдержать человека, не дает проваливаться. У нас в средней полосе наст не образуется из-за метеорологических условий. Наш снег — более рыхлый такой. На Кавказе вследствие больших мощностей — там 4, 5, 6 метров покров — есть чередование слоев, но наста мы там тоже не наблюдаем.

Какие ставились задачи, чем занимались студенты?

Виктор Поповнин, доцент кафедры криолитологии и гляциологии географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова:

11:30 Любые научные исследования имеют какую-то практическую цель. То, что мы делаем во дворах, напрямую связано с инженерными заключениями. Но, кроме того, распределение снега должно быть изучено и без какого-то вмешательства человека. Поэтому мы проводим исследования и на естественных полигонах. Объехали несколько ключевых точек в окрестностях Лабытнанги и Салехарда. Да, снег на Ямале совершенно другой и по плотности, и по структуре, чем в других географических зонах. С одной стороны, есть наст, который выдерживает и ногу, и даже трэкол. Но ниже него расположен слой снега настолько сыпучий, который мы не можем найти ни в средних широтах, ни тем более в высокогорье. Все эти отличия предопределяют итоговый водный эквивалент. Потому что все это на самом деле имеет смысл при переводе в воду и позволяет понять, с какой скоростью будет сходить снег, когда начнется уже снеготаяние. Для этого мы тоже роем шурфы, измеряем плотность, переводим в водные эквиваленты. В прошлом году была сделана похожая работа, и одна из главных задач — посмотреть произошедшие изменения.

Роман Ковач, научный сотрудник кафедры геохимии ландшафтов и географии почв географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова:

Очень удачно подобраны кафедры, поскольку наши исследования дополняют друг друга. Если коллеги занимаются физическими свойствами снега, то нам интересны химические свойства снега. Мы отбираем образцы, пробы снега, чтобы затем в лаборатории проанализировать содержание в них тех или иных загрязняющих веществ, влияющих на какие-то климатические параметры.

Здесь мы только отбираем пробы, проводим первичную подготовку, потому что ввести 5 килограммов снега с каждой точки сложно. Мы его просто растапливаем и прокачиваем через фильтр и отбираем в небольшие бутылочки-баночки для анализа. И это все повезем в лаборатории, где предстоит длительная и кропотливая работа, которая может занимать минимум несколько месяцев.

Роман Колесников, ведущий научный сотрудник сектора геоэкологии Научного центра изучения Арктики:

В данном случае ребята сами делают все сами, везут пробы в лаборатории, но есть практики, в которых Научный центр изучения Арктики предоставляет свои какие-то мощности, в том числе в надымской лаборатории. В прошлом году как раз был такой опыт.

Анна Хребтенко пояснила, как студенты собирают пробы снега. Фото: Юлия Чудинова  / «Ямал-Медиа»
Анна Хребтенко пояснила, как студенты собирают пробы снега. Фото: Юлия Чудинова / «Ямал-Медиа»

Анна Хребтенко, студентка 4 курса географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова:

Мы приезжаем на точку, которая у нас была выбрана по координатам, оцениваем мощность снежного покрова, потому что нам нужно отобрать, в зависимости от части города, 2–5 килограммов снега. У нас есть специальные пробоотборники для снега, на них уже нанесена разметка до метра, погружаем в снег, смотрим, сколько сантиметров снежный покров, отбираем необходимое количество.

Чистый ли снег на Ямале?

Роман Ковач, научный сотрудник кафедры геохимии ландшафтов и географии почв географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова:

15:35 На мой взгляд, удивительно чисто было здесь пока. Я имею в виду зрительное восприятие. Понятное дело, что какие-то загрязнители могут настолько равномерно быть распространены в снеге, что зрительно их не увидишь. Видно, что вокруг дорог снег чуть более темный, но во всех остальных районах никаких грязевых прослоек мы пока что не нашли.

О практической ценности изучения снега

Роман Ковач рассказал, почему снег нельзя не изучать. Фото: Юлия Чудинова / «Ямал-Медиа»
Роман Ковач рассказал, почему снег нельзя не изучать. Фото: Юлия Чудинова / «Ямал-Медиа»

Роман Ковач, научный сотрудник кафедры геохимии ландшафтов и географии почв географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова:

16:05 Снег зимой — единственная депонирующая, аккумулирующая среда, в которой можно посмотреть все, что выделяет город как организм, что попадает в атмосферу, а потом потихонечку оседает на снеге. Поэтому интерес к снегу у нас как у геохимиков был и будет всегда. Это объект, который четко датирован, мы знаем с точностью до часа, когда он выпал, когда его отобрали, и количество веществ, попавших в снег, можно определить четко за определенный период времени. Это универсальный и уникальный объект, который нельзя не изучать.

Почему студенты выбирают географический факультет?

Газинур Кашапов, студент 1 курса географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова:

16:57 У меня всегда был какой-то интерес к взаимодействию человека и природы, и мне кажется, география — наиболее подходящая для этого сфера. Понятное дело, что есть много других наук, которые тоже это описывают, но преимущество географии в том, что она описывает процессы в пространстве и времени. Сочетание различных областей науки в одной как раз-таки и привлекло меня, наверное. Я начал уделять внимание ей еще в школе и постепенно это все трансформировалось в то, что я поступил на географический факультет.

Екатерина Филатова, студентка 2 курса географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова:

У меня мама — учитель географии, и для меня география всегда была очень понятным предметом, это просто какие-то явления в пространстве. Потом мама очень много мне рассказывала про то, как путешествовала в студенческие годы на географическом факультете. Это было очень интересно, и мне всегда хотелось того же. В школьные годы я тоже очень много ездила по России, интерес к познанию окружающего мира сохранился и перерос в такую форму.

Виктор Поповнин, доцент кафедры криолитологии и гляциологии географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова:

Если взять распространение снега, льда, то есть специфику нашей кафедры, то в последние годы, когда мы распределяем студентов после общего первого курса уже по кафедрам, у нас все время есть некий конкурс. Это означает, что люди идут на эту специальность, они хотят совершенствоваться в этом направлении. Либо студенты стали более практичными, понимают отдачу, заранее думают о том, куда они дальше потом пойдут. Но я не скидываю со счетов и то, что элемент романтики у людей тоже остается.

Роман Колесников, ведущий научный сотрудник сектора геоэкологии Научного центра изучения Арктики:

Мы видим, как у нас в регионе на самом деле хорошо поддерживается наука, и в первую очередь как раз география, геоэкология — динамично развивающиеся направления. Конечно, мы заинтересованы в притоке новых высокообразованных, квалифицированных кадров, в том числе для того, чтобы они занимались наукой в Ямало-Ненецком автономном округе.

0

0