0
0
Централизованный завоз топлива – 2025: сколько и когда доставят в отдаленные поселки ЯНАО
Отдаленные районы ЯНАО получат 89,5 тысячи тонн топлива
На Ямале вслед за ледоходом начался централизованный завоз топлива в отдаленные поселки. В этом году сюда доставят 89,5 тысячи тонн топлива. Кто получает первые партии, какие населенные пункты самые сложные для доставки, как изменились цены, какие корректировки есть в логистике? Об этом узнали в пресс-центре «Север-Пресса» у генерального директора АО «Ямалгосснаб» Владимира Жадовского.
Содержание
- 02:03 На старте новой навигации
- 06:48 Про основных получателей и объемы
- 12:05 Про самые сложные поселки для завоза
- 15:06 Перевозчик повысил класс судов
- 18:51 Качество топлива и контроль на каждом этапе
- 22:30 Про массомеры и более точный подход к подсчетам
- 28:15 Что с ценами в этом году?
- 37:29 Про инспекцию флота и обновления Обского причала
- 42:42 Помогает ли искусственный интеллект?
- 43:51 Про резидентов Обского причала
- 46:57 За рамками централизованного завоза
На старте новой навигации
02:03 Для нас эта навигация уже 22-я по счету, и думаю, что мы, как и в прошлом году, полностью выполним наши обязательства. Весь объем поставляемых в рамках централизованного завоза топливно-энергетических ресурсов будет доставлен во все труднодоступные населенные пункты.
Подготовка к централизованному завозу начинается задолго до ледохода и начала года. Наверное, стоит отметить одно из последних наших совещаний с участием правительства Ямало-Ненецкого автономного округа в лице заместителя губернатора Сергея Викторовича Карасева в Санкт-Петербурге с представителями компаний «Газпром нефть» и «Газпром газонефтепродукт продажи». Мы еще раз обсудили объемы и графики поставок нефтепродуктов в рамках кампании 2025 года, резервирование необходимого топлива, связанное с профилактикой на Сургутском ЗСК, проговорили возможность заключения долгосрочных договоров на поставку газового конденсата и в целом сверили часы с учетом итогов прошлого года.
В частности, один из вопросов касался того, что Сургутский ЗСК с 2025 года переходит на динамический метод измерения топлива, то есть через счетчик — массомер, и нам было необходимо внести ряд изменений в договор. Что касается самого завоза, то для региона уже отгружено больше 10 тысяч тонн дизельного топлива и три тысячи тонн угля. Первые получатели, по традиции, — поселки в Шурышкарском районе.
Навигация у нас длится с конца мая и до середины октября. Всего в централизованный завоз в два этапа поставляется около 90 тысяч тонн. В первый этап топливо необходимо завезти в поселки, где ограничен объем хранения и к началу навигации существуют критические остатки. В частности, это поселки Шурышкарского района — Овгорт, Питляр, Лопхари. Если говорить о поставке для самых северных поселков — Сеяхи, Гыды, то в рамках утвержденного графика они пройдут в конце июля — первой декаде августа. Для Гыды запланировано 4,5 тысячи тонн арктического дизельного топлива, для Сеяхи — 2,5 тысячи тонн.
Про основных получателей и объемы
06:48 Основные получатели в рамках централизованного завоза — предприятия жилищно-коммунального комплекса. Более 90% процентов в структуре поставок приходится именно на них, и, конечно, основной получатель в сфере ЖКХ — «Ямалкоммунэнерго». Помимо предприятий ЖКХ у нас есть прочие получатели, в том числе в сфере АПК, объем поставки в целом из года в год для него меняется, около 1200−1300 тонн.
Всего в рамках навигации 2025 года утвержденная потребность составляет 89,5 тысячи тонн. На нефтепродукты с учетом масел и газового конденсата приходится 75 тысяч тонн, дрова — 1150 кубических метров, плюс 13 250 тонн угля. В этом году в рамках централизованного завоза мы предусмотрели необходимый объем топлива для заправки судов нашего перевозчика. Также в структуру завоза попал наш промпарк «Обской причал», где есть большая потребность в дизельном топливе, и два новых предприятия в Белоярске, которые содержат заправку и обслуживают муниципальный контракт.
Если говорить об изменениях, то проанализировав стоимость и экономическую целесообразность мы исключили из поставок в рамках централизованного завоза летнее дизельное топливо. Второе глобальное изменение в поставках действует еще с прошлого года. Ранее дизельное топливо «Арктическое» отпускал Омский НПЗ, с учетом последних соглашений между правительством Ямала и компаниями «Газпром», такое топливо поставляется исключительно с Сургутского ЗСК.
По маслу, а это 45 тонн, в этом году мы пошли на хитрость, завезли его по зимникам, и это оказалось намного дешевле. Фактически необходимый объем уже находится в Тольке.
Дрова в рамках централизованного завоза поставляются в Нори, Кутопьюган и Сюнай-Сале. Вообще поставка дров в Ямало-Ненецком автономном округе составляет около пяти тысяч кубических метров, объем торгуется напрямую через муниципалитеты, и там другой поставщик. Наш объем поставок уменьшился на 800 кубов, что связано с остатками, которые есть на местах.
Про самые сложные поселки для завоза
12:05 Если говорить про самые сложные поселки — это Сеяха. Там достаточно большие нагонно-сгонные ветра, и уровень воды как раз зависит от направления ветра. В прошлом году, чтобы обеспечить выгрузку топлива, нам пришлось разворачивать шланголинию протяженностью 680 метров, ставить дополнительные насосы. В этом году, с учетом прошлого опыта, перевозчик закупил необходимое оборудование, в первую очередь шланголинии, насосы, с трехкратным увеличением.
Непростой населенный пункт — Гыда, где навигация длится всего 45 дней, есть сложности с глубинами, с подходами судов к поселку. Здесь руку нужно держать на пульсе — понимать, в какое время нужно погрузить, чтобы успеть привезти и выгрузить. В этом году с учетом реконструкции местного топливного парка поставка будет на тысячу тонн больше.
Поставки в Антипаюту традиционно связаны с глубинами в реке Широкая. Завоз туда надо осуществлять по высокой воде, надеюсь, что в первых числах июля, как только Тазовская губа освободится ото льда, мы осуществим завоз топлива в полном объеме.
Перевозчик повысил класс судов
15:06 В прошлом году навигация началась на 10 дней позже, для нашей компании и для предприятий ЖКХ это принесло достаточно много проблем, к примеру, топливо в Овгорте к этому времени было уже на пределе, а подход к поселку — еще во льду, соответственно, это мешало первой выкачке. В этом году, если все пойдет по плану, благодаря нынешним срокам ледохода мы получаем плюс две недели к полноценной работе. С перевозчиком мы провели достаточно большую работу по переоснащению флота. Компания «Омтранснефтепродукт» в прошлом году провела переквалификацию судов из класса «Р» в класс «МР», в класс «О», то есть повысила класс судов для того, чтобы обеспечить их возможность более дальнего выхода. Фактически у них большинство судов сегодня может уже ходить выше, чем Новый Порт. Это первое. Второе, в целом состав капитанов и команд усилился в количественном и качественном выражении. Плюс, как я уже отметил, были заказаны на заводе необходимые трубопроводы, потому что в прошлом году были моменты, когда одно судно ждало, пока закончится выкачка с другого судна, потому что шланголиний не хватало. На стоимости перевозок и топлива эти изменения никак не отразились.
Качество топлива и контроль на каждом этапе
18:51 Для проверки качества топлива у нас ранее была выработана специальная система контроля. При отгрузках дизельного топлива с Сургутского ЗСК и Омского НПЗ работают независимые сюрвейеры, которые подтверждают готовность судна к погрузке. Без этого завод не имеет права проводить отгрузку того или иного вида топлива.
После отгрузки производится забор топлива для анализа, если качество подтверждается, оформляются документы, и судно уходит в тот или иной населенный пункт. При подходе к месту назначения отбираются еще три пробы, которые сразу отправляются в независимую лабораторию в Институт имени Губкина, где проходит повторный промер физико-химических характеристик поставляемого топлива. Но сразу скажу, что по итогам 2024 года ни одного нарекания относительно качества топлива и изменения паспортных характеристик не было.
По углю в договоре предусмотрено, что его может отгружать только производитель. Мы покупаем уголь не на каком-то складе, а у компании, его добывающей, грузим, как правило, с карьера. Условиями договора предусмотрено, что на погрузке присутствуют представители независимой лаборатории, они производят оценку качества отобранных проб в течение трех дней с момента погрузки в вагоны. Как только уголь приходит к нам в порт в Лабытнанги, происходит повторный отбор проб, которые направляем для анализа в Екатеринбург. Только после этого уголь отправляем в Шурышкарский район. По прибытию туда берутся контрольные пробы. Практика показывает, что на протяжении восьми последних лет нареканий к качеству угля у компании «Ямалкоммунэнерго» не было. Уголь очень хороший.
Про массомеры и более точный подход к подсчетам
22:30 У нас ранее была большая совместная программа с правительством региона и «Ямалкоммунэнерго», рассчитанная на пять лет, благодаря которой в настоящее время во всех населенных пунктах есть счетчики — массомеры. По ним производится прием топлива от нас на предприятия жилищно-коммунального комплекса в склады, также они используются для подсчета объемов, которые непосредственно отдаются на производство. Существуют разные методы измерения массы, объема дизельного топлива. Массомер — это более точный подход, у него класс погрешности всего лишь 0,2%.
В прошлом году в октябре на отгрузку через счетчики–массомеры перешел Сургутский ЗСК. И для нас последняя отгрузка оказалась сложной, поскольку по нашим судовым данным выявилась недостача, в итоге мы комиссионно искали, на чьей стороне правда, потратили на это целую неделю. Мы понимаем, что в этом году нам предстоит достаточно большой объем отгрузок с Сургутского ЗСК, это больше 40 тысяч тонн только в рамках программы ЖКХ, и сегодня нам нужно перестроиться, выработать алгоритм, как мы будем находить решение в случае значительного расхождения между судовыми данными и счетчиками завода.
Что с ценами в этом году?
28:15 По ценообразованию у нас два основных принципа. Если говорить про Омский НПЗ и компанию «Газпром нефть», то соглашением предусмотрено среднее значение цен по «ЦДУ ТЭК», которые сложились на период отгрузки на базисе поставки с завода. В целом могу сказать, что она приемлема относительно цен, которые сегодня существуют на рынке. На Сургутском ЗСК используется биржевой инструмент, мы получаем топливо по цене последней отгрузки на Санкт-Петербургской бирже. Если говорить в целом, то летнее и зимнее топливо по сравнению с маем 2024 года подорожало незначительно — полторы-две тысячи рублей, это меньше чем два процента. Если говорить про арктическое топливо, то пока оно на 2000 рублей дешевле.
Что касается угля, рост стоимости по сравнению с прошлым годом составил всего лишь 420 рублей, это меньше 1%. Плюс мы впервые отыграли по контракту цену на уголь на ближайшие два года. Посмотрим, как справится подрядчик со своей работой и с тем, что цены будут действовать и в 2025-м, и в 2026 годах.
Цена на газоконденсат в этом году значительно ниже 2024 года. Если в прошлом году цена начиналась в районе 43−45 тысяч рублей за тонну, то в этом году — 37−38 тысяч рублей.
Газоконденсат в рамках потребности утвержден в объеме чуть больше 9500 тонн, в прошлом году совокупный объем газового конденсата превысил 11 000 тонн. Вопрос объемов связан как раз с ценой: газовый конденсат служит хорошей альтернативой дизельному топливу на котельных. Но чтобы он был интересен для предприятий ЖКХ, разница в цене с дизелем должна составлять 15 000 рублей. И мы договорились с «Ямалкоммунэнерго», что при таком соотношении цен будем активно замещать дизельное топливо газоконденсатом. Есть вероятность того, что в рамках поставки в навигацию 2025 года объем поставляемого конденсата увеличится.
Про инспекцию флота и обновления Обского причала
37:29 Как я уже сказал, наш подрядчик «Омтранснефтепродукт» провел достаточно большую работу по восстановлению и ремонту своего флота, за что мы, конечно, ему признательны. Работа проводилась по итогам наших совещаний у заместителя губернатора Сергея Викторовича Карасева, директора департамента тарифной политики, энергетики и ЖКК Дмитрия Николаевича Афанасьева.
В прошлом году по итогам навигации, с учетом чрезвычайной ситуации в Черном море, где утонуло два танкера, нам пришлось экстренно провести еще одно совещание. Мы заручились поддержкой, что в зимний период проведем работу по осмотру судов, по их техническому состоянию и возможности безаварийно исполнять централизованный завоз. Как я отметил, наш перевозчик отчитался, что обязательства, которые он брал на себя выполнены — флот, необходимый для централизованного завоза, готов на сто процентов.
Что касается Обского причала, то сегодня на этой промышленной территории идет масштабный инвестиционный проект по созданию промышленного парка. Сегодня у нас проведен капитальный ремонт всей железнодорожной инфраструктуры, а это 12 километров собственных железнодорожных путей, два локомотива с полной бригадой. В плане кранового имущества могу отметить сотрудничество с компанией «Газпромнефть-Снабжение». Они арендуют большую часть инфраструктуры причально-терминально-складского комплекса и оказывают услуги по погрузочно-разгрузочным работам. Опять же, благодаря нашим соглашениям, которые были заключены еще в 2022 году, они взяли на себя обязательства по ремонту кранового имущества. В прошлом году потрачена достаточно большая сумма, краны были приведены в необходимое состояние. О чем это говорит? На какие-то ремонтные работы теперь мы будем тратить значительно меньше времени. Плюс у нас усилилась команда специалистов, к нам пришли профессионалы, работавшие в ТЭК. Сегодня у нас больше восьми крановщиков с опытом работы более 20 лет. Будем ли мы простаивать — уверен, что не будем.
Помогает ли искусственный интеллект?
42:42 В рамках северного завоза искусственный интеллект пока не пробовали, еще не имеем такой технической возможности. Но в рамках деятельности «Ямалгосснаба» у нас есть проект «Ямал-Парк» — туристический комплекс, который развивается недалеко от поселка Горнокнязевск. Сегодня идет активная разработка программного модуля для бронирования. Я думаю, что к концу июня мы его запустим, и многим будет интересно посмотреть, как будет осуществляться бронирование с использованием искусственного интеллекта.
Про резидентов Обского причала
43:51 На территории промпарка в настоящее время фактически деятельность ведет один резидент, это компания «Техно Ямал», она производит пеноблоки для гражданского строительства, сотрудники вышли уже в двухсменный режим. Фактически сегодня дома, которые строятся и в Салехарде, и в Лабытнанги обеспечиваются продукцией, произведенной в нашем промпарке. Помимо этого, у нас заключено еще три соглашения. Одно из них — с «Союзгазавтоматикой», которая разрабатывает примеси для нефтедобывающих компаний.
В настоящее время компания ведет проектирование для строительства своего технологического центра на территории промпарка. Вторая компания — «Универсальные логистические системы». В рамках этого проекта резидент планирует построить полноценный порт и укомплектовать его необходимым оборудованием для настройки топливной аппаратуры и ремонта судов.
Один из потенциальных участников, которого сейчас не буду называть, связан с крупноузловой сборкой машин и механизмов, которые работают на Севере.
За рамками централизованного завоза
46:57 Сегодня помимо централизованного завоза мы поставляем дизельное топливо для прочих получателей и могу сказать, что объемы уже равноценны. Так, в прошлом году в рамках коммерческих продаж мы поставили топливо компаниям ТЭК, их подрядчикам не только в ЯНАО, но и на территории Красноярского края, Ханты-Мансийского автономного округа. Совокупно объем составил более 60 тысяч тонн дизельного топлива, 5,5 тысячи тонн битума и около восьми тысяч тонн газового конденсата.
Помимо этого, сегодня наша компания участвует в реконструкции крупнейших инфраструктурных объектов, в том числе и в дорожной сфере, на территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. За прошлый год мы обеспечили поставку 500 тысяч тонн инертных материалов. Это достаточно большой объем, и мы превзошли сами себя по перевыполнению плана. Смело могу сказать, что сегодня мы занимаем 54-е место среди логистических компаний России, главные наши плюсы в том, что все-таки государственная компания, и у нас есть богатый опыт работы на самых сложных и ответственных участках. Сегодня мы поставляем топливо туда, куда многие даже не берутся.
Ранее «Север-Пресс» сообщал, что по Оби начали курсировать теплоходы от Салехарда до Мужей.
Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».
0
0
Теги: