http://Top.Mail.Ru
Как приучить ребенка к даче: 5 действенных шагов | Север-Пресс

0

0

Дети — цветы жизни: как привлечь их в огород

Читать «Север-Пресс» в

Чем крепче ребенок встает на ноги, тем сложнее у него отношения с родительской дачей. Для поколения Z важнее наличие скоростного интернета и доставки, чем рассада и заготовки на зиму. Как провести без конфликтов первые майские выезды на дачу и мотивировать детей охотно ездить туда с родителями, «Север-Прессу» рассказала психолог Ника Болзан.

Как приучить ребенка к дачным работам за 5 шагов

«Когда речь идет о том, как убедить ребенка помочь на даче, важно подходить к этому с пониманием его возраста и эмоционального состояния. Дети воспринимают окружающий мир через эмоции. Если просьба вызывает у них негативные ассоциации, это может привести к сопротивлению», — пояснила Ника Болзан.

Психолог рекомендует для действенной мотивация использовать несколько приемов-шагов.

Шаг 1. Повод для радости и гордости

Вместо того, чтобы просто говорить ребенку: «Тебе нужно помочь», лучше объяснить, почему это важно. Например, можно сказать: «Когда мы все работаем вместе, наш сад становится красивым, а ты можешь гордиться тем, что сделал». Таким образом, ребенок почувствует свою значимость и вовлеченность.

«Ранее дачные работы имели практическую ценность: люди выращивали продукты, потому что не могли их купить, и это было выгодно. Однако сейчас, когда время ценится гораздо выше, чем затраты на выращивание овощей для собственного потребления, важно объяснить ребенку, что участие в таких работах укрепляет семью и помогает создать общие воспоминания. Он должен понимать, что, хотя в наше время дачные работы не являются необходимостью, они могут стать частью семейной традиции и процессом, который приносит радость», — рассказала психолог.

Шаг 2. Развитие знаний, умений и навыков

Работа в саду и на огороде — не только физическая нагрузка. В зарубежном исследовании 2022 года доказано, что участие детей в домашних обязанностях, например, в приготовлении пищи или уходе за домом, способствует улучшению их исполнительных функций, включая рабочую память и самоконтроль. Выполнение таких обязанностей требует от детей планирования, саморегуляции и переключения между задачами, что непосредственно влияет на их когнитивное развитие. Эти активности помогают детям развивать чувство ответственности и уверенности в своих силах, что положительно отражается на их психологическом благополучии.

Фото: Oleg Medvedytskov / Shutterstock / Fotodom
Фото: Oleg Medvedytskov / Shutterstock / Fotodom

Шаг 3. Позитивное подкрепление

Применение метода позитивного подкрепления поможет ребенку увидеть ценность своих усилий. Каждая маленькая победа, будь то полив клумбы или сбор урожая, должна быть отмечена похвалой. Важно, чтобы ребенок чувствовал, что его труд замечают и ценят, — это укрепляет его самооценку и способствует развитию психологической устойчивости. Положительные эмоции, которые ребенок испытывает при выполнении задания, помогают формировать ощущение радости от достигнутого результата.

«В любых домашних обязанностях важно не заставлять ребенка делать что-то против его воли, как это было раньше. Вместо этого нужно замотивировать его, чтобы он сам захотел участвовать. Это не должно быть ощущением обязанности, а должно стать чем-то, что приносит радость и удовольствие. Это помогает избежать формирования чувства ненависти к дачным работам, которое часто возникало раньше, когда работа воспринималась как тяжкая обязанность», — отмечает эксперт.

Шаг 4. Позитивное подкрепление

Для детей важен не только конечный результат, но и сам процесс. Подключение ребенка к дачным работам через игру или соревновательные элементы (например, кто быстрее соберет ягоды) делает задачу более привлекательной и менее утомительной. Такой подход помогает не только укрепить физическую активность, но и развивать навыки командной работы.

Приемы позитивного подкрепления:

организовать дачные работы в виде игры. Например, можно придумать историю о закопанных сокровищах и предложить ребенку стать кладоискателем. Также можно организовать конкурс, где победитель будет называться самым метким или зорким.

поручать несложные дела. Дачный труд должен быть посильным, а не изнуряющим. Можно начать с простых поручений, например, попросить ребенка полить овощи в теплице или цветы в клумбе;

доверять технику. Если ребенок интересуется техникой и хочет попробовать, стоит разрешить. Так он осознает, что заслужил доверие со стороны родителей;

предоставлять выбор. Можно предложить ребенку самому выбрать, что он будет делать: поливать цветы, собирать морковку или помогать косить газон;

замечать результаты трудов. Нужно показывать ребенку результаты его труда, например, говорить: «Смотри, какими пышными выросли розы! Это потому что ты их поливал», «Теперь у нас красивая травка на лужайке, ведь ты убрал с нее весь мусор», «Спасибо, что полил огород — мы бы без тебя так быстро не справились!»

Шаг 5. Инвестиция в психологическое благополучие

Время на даче не сводится к физнагрузкам ради будущего урожая. Эксперт-практик Ника Болзан считает, что объясняя ребенку необходимость помощи на грядках и в саду, мы развиваем не только его трудовые навыки, но и эмоциональную зрелость.

«Взаимодействие с семьей и участие в общих делах укрепляют внутреннее чувство уверенности и безопасности, что напрямую влияет на уровень психологического благополучия ребенка. Каждая его вовлеченность в общее дело — это инвестиция в его будущее: в умение строить отношения, преодолевать трудности и верить в собственные силы. Так совместные усилия на даче превращаются в ценные воспоминания, которые останутся с человеком на всю жизнь», — резюмирует эксперт.

В Новом Уренгое местная жительница устроила мини-огород на балконе. Она смогла вырастить там огурцы, помидоры, баклажаны и даже капусту.

Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».

0

0