0
0
Колесим по Ямалу: как в краю вечной мерзлоты будут развивать автотуризм
В ЯНАО до 2035 года хотят сделать инфраструктуру для автопутешествий
В ЯНАО утвердили региональную программу развития автомобильного туризма. Для ее реализации в ближайшие 10 лет в округе отремонтируют дороги, создадут туристические маршруты и кемпинги для автопутешественников. Ожидаемый эффект — 120 тысяч прибытий к 2035 году и развитие внутрирегионального туризма. В чем привлекательность автотуризма и есть ли у него перспективы — в материале «Север-Пресса».
Коротко о программе развития автомобильного туризма в ЯНАО
Региональную программу «Развитие автомобильного туризма в Ямало-Ненецком автономном округе» утвердили 28 ноября. Постановление вступает в силу с 1 января 2025 года, программа рассчитана на 10 лет. Финансироваться она будет за счет окружного бюджета.
По программе будут развиваться три направления. Самое важное — ямальские дороги приведут в порядок: реконструируют имеющиеся и построят новые, чтобы туристы могли с комфортом колесить на своем или арендованном авто.
Второе направление — создание маршрутов, экскурсий, кемпингов и других туристических товаров для автопутешественников. Любоваться ямальскими красотами должно быть комфортно, путешествуя на всех видах транспорта: от мотоциклов и легковушек до автобусов и автодомов. Ведь одно дело — пристроить свою «ласточку» на живописной полянке, другое — поставить большой автобус или безопасно припарковать автодом.
Третье направление — поддержка малого и среднего предпринимательства для создания туристической и сопутствующей инфраструктуры. Проще говоря, бизнесменам должно быть выгодно открывать и содержать для автопутешественников гостиницы и кафе, развлекать гостей региона и делать для них сувениры.
Ядром, вокруг которого планируется развивать автотуризм, станет будущий горнолыжный комплекс «Рай-Из» на Полярном Урале.
«Согласно прогнозу, турпоток кластера превысит 120 тысяч прибытий, число туристов в ЯНАО к 2035 году составит 400 тысяч человек. Кластер станет доступным туристическим направлением для жителей автономного округа и близлежащих субъектов благодаря круглогодичному автомобильному сообщению. Таким образом, в приоритете для региона создание автомобильного туристского маршрута Ноябрьск — Новый Уренгой — Салехард», — говорится в постановлении.
Необходимую мобильным путешественникам информацию опубликуют на портале Yamal.travel. В разделе, посвященном автотуризму, будут предложения по средствам размещения, объектам показа, событийным мероприятиям и маршрутам с предоставлением путеводителей. Информацию о разработанных на Ямале маршрутах для автотуристов выложат и на национальном туристическом портале Russia.travel.
Плюсы и минусы автомобильных касланий
Кто хоть раз отважился отправиться в путешествие на собственном авто, осознает его главный плюс — свободу перемещения. Люди сами определяют маршрут, места посещения, могут спонтанно останавливаться в понравившихся местах и менять расписание. Плюс экономия денег и времени. Туристы самостоятельно планируют время в пути, а стоимость автопутешествия даже при нынешних ценах на топливо окажется ниже, чем при покупке путевки и экскурсий, затратах на такси и общественный транспорт для всех участников поездки.
По данным Ассоциации автомототуризма и караванинга, сегодня все больше людей выбирают путешествия на автомобиле.
«Только в 2023 году было совершено 27 миллионов поездок. Аренда автодомов выросла на 10% за год, и эта тенденция только набирает обороты. Наша задача — сделать такие поездки комфортными и семейными, поднять с дивана автовладельцев для туристических поездок. Малый и средний бизнес может стать движущей силой в развитии автотуризма и придорожного сервиса, а удобные информационно-навигационные системы делают их комфортными и безопасными», — сообщил «Север-Прессу» президент Ассоциации Сергей Лобарев.
К началу 2023 года количество автомобилей в России перевалило за 43 миллиона, и это очень хороший потенциал для развития автотуризма, считает гендиректор компании «Мой Автопрокат» (сети автопрокатов в России и за рубежом) Дмитрий Матвеев. Среди основных преимуществ эксперт назвал возможность посмотреть отдаленные места, куда на общественном транспорте не добраться. Авто остается оптимальным транспортом для людей с особенностями здоровья, путешествующих с семьей.
Добавим, что в конце 2023 года на Ямале было зарегистрировано 296,2 тысячи транспортных средств, из них 200 тысяч — легковые автомобили.
Главными сложностями автопутешествий, по мнению Матвеева, остаются высокие цены на бензин и платные участки дорог. Например, автопоездка Сочи — Москва обойдется по цене авиабилетов.
«Если вы путешествуете семьей в формате 4+, то есть четыре человека и ребенок, возможно, у вас получится сэкономить на отдыхе. Не нужно будет покупать билеты на самолет, снимать номера и так далее. Но если путешествуете вдвоем, отдых получится дороже из-за аренды жилья, топлива, платы за стоянки», — считает Матвеев.
Он сетует на качество дорог и проблемы с инфраструктурой — не все готовы спать в машине, поэтому нужны недорогие места размещения. Российским автопутешественникам следует быть готовыми к плохому качеству питания, так как на дорожных заправках в основном торгуют фастфудом, и отсутствию удобств для инвалидов: специально оборудованных туалетных кабинок — по пальцам пересчитать.
«К сожалению, малый бизнес неохотно открывает новые объекты на дорогах общего пользования из-за плохой окупаемости. Причины в том, что властям и бизнесу не хватает взаимопонимания, и от этого инфраструктура создается предпринимателями, которые не вникают в то, что необходимо отрасли», — пояснил Матвеев.
В качестве примера эксперт приводит автокемпинги — специальные платные автостоянки с площадкой для палаток и набором услуг: наличием питьевой воды, бытовых удобств и мусорных баков.
«В основном сейчас это просто огороженные охраняемые территории, не сильно отличающиеся от обычных автостоянок. Чтобы места отдыха были востребованы туристами, там должны быть беседка со столиком, мангал, детская площадка — ведь большинство туристов едут с детьми. Нужны не только питьевая вода и санузел, но и душевая, так как в автодоме принимать душ неудобно», — отметил эксперт.
Приживутся ли караванинг и автодома на Крайнем Севере
Автотуризм наиболее развит в южной части страны. Это Северный Кавказ, Краснодарский край и Крым, где теплый климат, горы, море, много природных достопримечательностей, небольшие расстояния между населенными пунктами и достаточно автозаправок. Поэтому там популярен караванинг — путешествия на автомобиле с использованием туристических средств, автодомов или прицепов. Это одно из направлений автотуризма, когда можно потратиться на мобильный дом, чтобы сэкономить на отеле или аренде квартир для ночлега.
«После появления трассы «Таврида» я все чаще вижу автодома в Крыму. Они абсолютно актуальны для южной полосы России, но нужно развивать инфраструктуру. Рост спроса на автодома свидетельствует о том, что все большему количеству россиян интересно путешествовать по стране, смотреть новые места, останавливаться в кемпингах, быть ближе к природе. В основном это обеспеченные горожане или удаленщики. Аренда автодомов растет, так как люди, которые хотят попробовать такой вид отдыха, начинают с аренды, а не с дорогостоящей покупки», — пояснил Матвеев.
На Ямале главным противником автотуризма станет суровый климат. Потребуются немалые вложения, чтобы сделать автомобильные путешествия на Крайнем Севере комфортными круглый год.
Как сообщается в программе развития автопутешествий ЯНАО, сейчас на главном автомобильном туристическом маршруте Ноябрьск — Салехард функционируют 89 коллективных средств размещения и более 300 точек общественного питания. Многие туристические объекты городов, расположенных на маршруте, в настоящий момент находятся в стадии проектирования.
«На ключевой автодороге автономного округа Сургут — Салехард в 2025 году запланировано создание многофункциональных придорожных комплексов на 265-м километре (Ноябрьск) и на 1331-м километре (Салехард). В настоящее время функционирует 29 площадок для отдыха, открытие двух благоустроенных парковок запланировано в 2024 году и четыре планируется к реализации», — сообщается в документе.
Чтобы создать объекты дорожного сервиса, на Ямале реализуется мера поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства — часть затрат на подключение к газовым сетям, электро-, водо- и теплоснабжению компенсируется. Размер компенсации — до 3 млн рублей, но не более 50% от общей стоимости затрат на подключение к сети в рамках реализуемого проекта.
Автопутешественницы из Подмосковья рассказали о своем опыте поездок по Ямалу. Среди плюсов они назвали возможность испытать себя и увидеть достопримечательности региона.
Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».
0
0
Теги: