http://Top.Mail.Ru
Зависимость от гаджетов и цифровой аутизм у ребенка: признаки, последствия, как избавиться | Север-Пресс

0

0

«Мне скучно»: что такое цифровой аутизм и как забрать ребенка из плена гаджетов

Читать «Север-Пресс» в

В современном мире детей с малых лет приучают к гаджетам: мультики, игры, учеба, общение в соцсетях. У родителей появляется свободное время, а у ребенка — истерики, если телефона нет в руках, нежелание учиться, проблемы с эмпатией и потеря интереса к реальности. Что такое цифровой аутизм, почему он возникает и можно ли от него избавиться, рассказала «Север-Прессу» клинический психолог Ксения Савельева.

Что такое цифровой аутизм

Впервые термин «цифровой аутизм» был использован румынским ученым, психологом Мариусом Замфиром в конце 2010-х годов. Термин возник на фоне наблюдаемой связи между злоупотреблением электронными устройствами и появлением симптомов, внешне напоминающих признаки классического аутизма у маленьких детей.

Расстройство аутистического спектра (РАС, аутизм) — это врожденное хроническое заболевание нервной системы. Сопутствуется нарушением способности полноценно взаимодействовать с окружающим миром, сложностями в коммуникации и социальном взаимодействии.

В случае с цифровым аутизмом речь идет о комплексе поведенческих реакций, обусловленных влиянием современных мультимедийных технологий на когнитивные процессы, психоэмоциональное развитие и социальное функционирование ребенка.

Важно подчеркнуть, что эта проблема носит сугубо временный характер и исчезает, как только устраняется ее источник — длительное пребывание перед экранами различных устройств.

Ксения Савельева

клинический психолог

Признаки

Основные черты цифровой формы аутизма:

  • Отсутствие активного общения. Ребенок замыкается в своем внутреннем мире, перестает активно взаимодействовать с окружающими людьми.
  • Задержка речевого развития. Наблюдается отставание в формировании разговорных навыков, склонность к односложному общению.
  • Стереотипии (стереотипные движения тела). Возникают навязчивые двигательные акты вроде ритмичного качания головой, рукоплескания, тряски руками от перевозбуждения.
  • Высокая чувствительность к внешним факторам. Повышенная возбудимость, вспышки агрессии или паника в ситуациях, связанных с изменениями привычных условий существования.
  • Измененное восприятие пространства и времени. Снижается способность ориентироваться в пространстве, нарушается чувство времени.
Фото: Ollyy/Shutterstock/Fotodom
Фото: Ollyy/Shutterstock/Fotodom

Последствия пресыщения гаджетами для ребенка

Самая серьезная проблема при цифровом аутизме — потеря интереса к реальному миру. За счет игр, мультиков и соцсетей дети получают постоянный приток дофамина. Как только гаджет отключается, привыкшему к регулярным всплескам радости ребенку становится скучно гулять, играть в обычные игрушки, общаться с родителями и сверстниками, учиться.

При частых дофаминовых вспышках рецепторы мозга становятся менее чувствительными. Как следствие — требуется все более сильная стимуляция, чтобы получить тот же уровень удовольствия. Психолог сравнивает это состояние с наркозависимостью.

Например, при предложении погулять ребенок после двух часов листания видео начинает ныть: «Мне скучно!» Это не каприз — его мозг буквально перестроился под частые дофаминовые «удары».

Ксения Савельева

клинический психолог

Такие дети бессознательно начинают искать контент, который даст еще больше возбуждения. Переходят от мультиков к жестким играм, листают ролики все быстрее, не могут досмотреть их до конца. Требуют новых гаджетов, хотя старые еще работают.

Начинают избегать любого общения. Их мозг перестает тренироваться в сложных задачах (речь, логика). Быстрая смена кадров и яркие стимулы в мультиках, играх и соцсетях притупляют эмоциональные реакции, истощают нервную систему. В итоге детям становится труднее понять радость/грусть других людей.

Может произойти задержка речевого развития. Чтобы говорить, нужно слышать живую речь и отвечать, а не просто смотреть. Не развиваются мимика, жесты, интонации.

Другие проблемы, которые вызывает зависимость от гаджетов

  • Формируется «клиповое мышление». Информация воспринимается поверхностно.
  • Нарушается сон: синий свет экранов мешает выработке мелатонина (гормона сна).
  • Начинаются постоянные истерики, возникает тревожность из-за постоянной перегрузки информацией, которая держит мозг в напряжении.
  • Мозг «ленится». Если ребенок получает информацию только из мультиков, он не учится думать сам.
Фото: Iren_Geo/Shutterstock/Fotodom
Фото: Iren_Geo/Shutterstock/Fotodom

Само не пройдет

Последствия игнорирования цифрового аутизма могут быть тяжелыми:

  • Затруднение в обучении и адаптации к школьной среде.
  • Расстройство внимания и концентрации, снижение успеваемости.
  • Повышение уровня тревожности и депрессивных состояний.
  • Потеря мотивации к социальным контактам и одиночество.

Исход к 18 годам

  • 89% не могут поддерживать диалог (аналогично РАС);
  • 94% не имеют друзей вне Сети;
  • 37% получают диагноз «депрессивное расстройство».

Во взрослом возрасте такие люди могут столкнуться с проблемами при трудоустройстве: только 1 из 10 способен к систематической работе.

Психолог отмечает, что одна из самых распространенных ошибок родителей — думать, что все само пройдет. Без терапии последствия цифрового аутизма будут проявляться в течение всей жизни. Но при должном внимании к детям и ограничении пользования гаджетами эффект обратим, у ребенка есть шанс полностью восстановиться.

Что делать? Профилактика и коррекция

Ограничение экранного времени

  • До 3 лет — минимум гаджетов (лучше вообще без них).
  • 3–6 лет — не более 30–60 минут в день.
  • Школьники — 1,5–2 часа с перерывами.

Живое общение и игры

  • Совместные настольные игры, рисование, лепка.
  • Прогулки, спорт, творчество, чтобы стимулировать развитие мозга.
  • Говорите с ребенком, даже если он не отвечает.
  • Задавайте вопросы: «Что ты думаешь?», «Как бы ты поступил?»
  • Читайте вслух — это тренирует внимание и воображение.

Контроль контента

  • Исключение быстрых видео, убивающих концентрацию.
  • Выбор развивающих программ с медленным темпом.

Психотерапия и сенсорная интеграция

  • Если симптомы выражены, помогут нейропсихолог и логопед.
  • Арт-терапия, песочная терапия — для эмоционального развития.

Незрелая нервная система провоцирует у детей тревогу, страх и раздражение, доводя малыша до истерики. Как помочь ребенку любого возраста успокоиться и восстановить внутреннее равновесие — в материале «Север-Пресса».

Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».

0

0