0
0
Цифровой этикет: что делать, если начальник пишет по ночам
Современный человек проводит в интернете по шесть часов в день. Чаты, соцсети и мессенджеры заменяют реальные встречи, но не все соблюдают границы личного времени. Как избежать цифрового стресса при общении с коллегами и соседями — «Север-Прессу» рассказала клинический психолог Ксения Савельева.
Рабочие чаты: как не превратить их в минное поле
Золотые правила временных границ
- Рабочее время (с 9:00 до 18:00) — оптимальный период для деловой переписки. Звонки допускаются только по срочным вопросам.
- Вечером (после 20:00) и в выходные — отправляйте только важные сообщения. Для срочных вопросов добавляйте пометку: «Посмотрите, когда будет время».
- Ночной режим (с 22:00 до 7:00) — сообщения допустимы лишь в случае чрезвычайных обстоятельств. Для остальных ситуаций — отложенная отправка.
Что делать, если нужно написать в нерабочее время
- Мессенджеры/смс/email — отправляйте, но без ожидания ответа (добавьте: «Посмотрите, когда будет время»).
- Звонки — только по согласованию или в экстренных случаях.
- Исключения: близкие друзья и семья (если у вас договоренность).
Частые ошибки в рабочих чатах
- Бессмысленные упоминания всех участников (@all).
- Обсуждение личных тем.
- Ночные сообщения.
- Флуд.
«Как быть идеальным участником рабочего чата? Пишите четко и лаконично, упоминайте людей осознанно, переносите личные разговоры в личные сообщения. Соблюдайте «тихие часы» (22:00–8:00)», — советует Ксения Савельева.
Почему начальник пишет в общий чат в 23:00
Рабочие чаты — отдельный источник стресса. Когда руководитель присылает задания ночью, это может означать:
- он не отделяет работу от личной жизни (и считает, что вы тоже);
- ему важно «застолбить» мысль, пока не забыл;
- он проверяет, кто в «тонусе» (нездоровая корпоративная культура).
Родительские чаты: как не сойти с ума
Группы для родителей могут быть полезным инструментом или превратить вашу жизнь в ад. Все зависит от поведения участников.
Что раздражает в родительских чатах
- Бесконечные «Спасибо за информацию!» (особенно цепочкой).
- Споры на 100 сообщений по незначительному поводу, например, из-за цвета формы.
- Флейм («А вот в наше время…» и пр.).
- Необоснованные обсуждения личных тем.
Общедомовые чаты: война за парковку и мусор
Здесь кипят нешуточные страсти: кто-то шумит, кто-то неправильно паркуется, а другие слишком бурно на это реагируют. Как не превратиться в «того самого соседа»?
Голосовые сообщения: удобство для вас, но не всегда для других
Когда можно использовать голосовые сообщения
- Если обсуждение сложное и требует подробностей.
- Когда собеседник не имеет возможности читать (например, за рулем).
Как отправлять голосовые сообщения
- Не посылайте длинные монологи. Максимум — две минуты.
- Убедитесь, что звук хорошего качества.
- Спросите у собеседника, удобен ли ему такой формат. «Вам удобнее голосовое или текст?»
Нельзя посылать 10 голосовых подряд без предупреждения. А еще — шептать, говорить с шумом или слишком долго (больше двух минут).
Пересылка сообщений: уважаем чужую конфиденциальность
- Личное общение. Никогда не пересылайте сообщения без согласия автора.
- Общие чаты. Старайтесь минимизировать количество скриншотов и мемов. Если все же решили поделиться, обязательно добавьте пояснение.
- Если пересылаете что-то важное — объяснитесь: «Это из чата родителей, может пригодиться».
Как корректно покинуть чат
Не стоит внезапно исчезать, особенно в рабочих или семейных группах. Варианты выхода:
- «Мне тут не очень актуально, буду читать, если что-то важное» → отключите уведомления.
- «Спасибо за общение/приглашение, но я выхожу из чата» → вежливый и простой способ уйти.
Как реагировать на агрессию в соцсетях
- Диагностика. Определите, с кем имеете дело: троллем или реальным человеком.
- Формулировка ответа. Используйте мягкую и конструктивную речь: «Я услышал вашу точку зрения [повтор мысли]. Мой опыт показывает [аргумент]. Возможно, мы просто по-разному смотрим на ситуацию».
- Эскалация. В случае угроз — делайте скриншоты и жалуйтесь. Если началась массовая травля — временно уйдите.
Использование смайликов в рабочей переписке помогает снизить стресс, считают психологи. Однако не все воспринимают значения эмодзи одинаково.
Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».
0
0
Теги: